Оптимизировала бизнес с помощью Google-таблиц, чтобы тратить на него не больше 2-х часов в неделю и пожить на Бали
Рассказываю и показываю как.
Всем чмоки в этом чате! Меня зовут Настя. Я не люблю постоянно делать одни и те же действия. А еще я мечтала пожить на Бали.
Поэтому однажды оптимизировала свой бизнес так, чтобы при первой же возможности (как только откроются границы) эту мечту исполнить. Теперь бизнес-процессы отнимают у меня не больше 2-х часов в неделю. Я пожила на Бали.
И у меня настолько много свободного времени, что я могу поделиться своим опытом с вами, потратив на этот кейс несколько часов: ) Конечно, это шутка. А вот кейс серьезный и полезный. Наверняка разработанный мной инструмент пригодится и вам для оптимизации бизнеса (причем любого бизнеса!).
Маленькая предыстория
Прошел почти год с тех пор, как я уволилась с работы и занялась бизнесом вместе с мужем. Полет, надо сказать, нормальный. Мы начали торговать разными товарами на маркетплейсах (в основном Wildberries и Ozon) и уже через 3 месяца вышли на доход в 1 млн рублей. Чистыми. Меньше этого уровня – нет, не выходили. А вот больше – да, хочется. Так что сейчас мы в стадии активного роста. Ближайшая цель – 10 млн рублей в месяц.
Ну да мы здесь не для этого собрались.
Проблема
Да, столкнулись мы с проблемкой. Первое время наш товар отгружался со склада Wildberries. Т.е. мы формировали поставку и отвозили товар на склад Wildberries. Товар там хранился, потом клиенты делали заказ, а сотрудники ВБ его (заказ, а не клиента) собирали, стикеровали и отправляли клиенту.
Спустя несколько месяцев мы полностью перешли на отгрузку со своего склада. Чтобы снизить комиссии, доп.расходы и сократить время приемки.
Тут же выяснилось, что при таком самостоятельном формате работы Wildberries плохо отдает данные по заказам. Во-первых, с задержкой до 3-х дней. Во-вторых, с (откровенным враньем) ошибками. А как управлять бизнесом, если ты даже не в курсе, сколько товара продал?
Практически весь день я тратила на операционное управление бизнесом. Лично контролировала остатки товаров, рассчитывала нужное количество товара для заказа и прочее. Стоило отвлечься на другие задачи – сразу начинался хаос и армагеддон. Потому что товар заканчивался.
А при торговле на маркетплейсе задача № 1 – обеспечить бесперебойное наличие товара. Особенно если товар в ТОПе или ваш план – выйти на эти позиции.
Цель
- Автоматизировать все процессы, которые приходилось отслеживать лично (остатки товаров, расчет нужного кол-ва товара для заказа и т.п.).
- Отслеживать динамику заказов несколько раз в день. В идеале – получать прямо на телефон уведомления с количеством заказов и прибылью.
Тернистые поиски решения
Я помониторила предложения на рынке и поняла, что все инструменты для решения наших задач несовершенны. Какие-то сервисы отдают неверные данные по заказам, какие-то – по остаткам. В каких-то сервисах метод планирования закупок был негибким и не подходил под мои товары.
Собственно, решение
И решила я разработать свой собственный инструмент. Самостоятельно собрать данные и вывести их нужным для себя образом – так, как это нужно для моих бизнес-задач.
Забегая вперед скажу, что всё гениальное, как и всегда – просто. И свои задачи я решила с помощью всего двух инструментов:
- Google-таблицы.
- Сервиса связки Apix-Drive
А теперь переходим к самому интересному. Что и как я сделала, сколько мне это стоило, и какой результат получился.
Этап 1 – сбор данных
Первое, что нужно для планирования закупки и получения уведомлений о заказах и остатках – сбор этих данных.
Я разместила задачу на kwork и нашла прекрасного специалиста (с которым, к слову, мы работаем до сих пор). Он смог выгрузить по API заказы с Wildberries, Ozon и остатки с МойСклад (это программа складского учета, в которой мы работаем) на сервер. А затем с помощью скрипта настроил забор данных в Google-таблицы. Данные обновляются каждые 5 минут.
Смотрите, как это выглядит (я забрала все данные, которые отдают маркетплейсы).
P.s. Здесь и далее все числа в таблицах изменены и НЕ являются нашими реальными показателями.
Заказы с Wildberries:
P.s. Для тех, кто шарит в теме: мы торгуем со своего склада по модели FBS. Данные по заказам со склада FBO я подгрузила немного позже.
Заказы с Ozon:
Остатки с МойСклад:
Всё. Исходные данные получены, главная задача выполнена. Двигаемся дальше.
Этап 2 – формулы в Excel
Дальше дело техники, а именно – формулы в Excel. Можно писать формулы сразу в Google-таблицах, а можно делать файл в Excel. Кому как удобнее. Лично мне ближе второй вариант.
Я собрала лист с данными по каждому дню и по каждому товару. К товару в таблице указаны все нужные численные значения – баркод, артикул, код размера. Это необходимо, поскольку WB отдает заказы по коду размера, а Ozon – по артикулу.
Мне хотелось знать прибыль с каждого товара, поэтому я вынесла в столбцы «Заказы» + все необходимые параметры для расчета прибыли: логистику, комиссию, себестоимость.
Смотрите, какая каша получилась:
Очень подробная, но не очень удобная для восприятия таблица. Перегружена информацией.
Поэтому я создала на отдельной вкладке дополнительную сводную таблицу, которая удобна для быстрого изучения.
Уже красивее, правда?: )
Исходя из таблицы мы видим, что сегодня было:
- 6 заказов по категории 1,
- 65 заказов по категории 4,
- а итоговая прибыль на данный момент составила 28 330 руб.
В этих расчетах не учитывается процент выкупа. В среднем он у нас составляет 98%, поэтому я не заморачивалась этими расчетами. В одежде и обуви, конечно, необходимо еще и заложить процент.
Этап 3 – получение всех данных на телефон
Для этой цели я использовала сервис Apix-Drive. Это интегратор различных сервисов.
Меня в нем интересовала вот такая связка: Google-таблицы + Телеграм.
Как настроить:
Регистрируемся в apix-drive
Нажимаем "+ Связка"
Выбираем Google Sheets -> загрузить все строки. Выбираем Аккаунт Google и таблицу.
Фильтр нам тут не нужен, поэтому переходим к следующему шагу.
Дальше нужно настроить Прием Данных (данные в Телеграм):
- Телеграм – Отправить сообщение.
- Настраиваем, куда отправлять данные (в какой чат).
… Вообще, подробная инструкция есть у сервиса. Можно почитать: )
Пишем сообщение и указываем, какие строки будут нам приходить:
С помощью настройки указываем периодичность:
Готово. Каждый час в указанное время мы получаем такие данные в Телеграм:
Этап 4 – таблица с остатками товара
Нам очень важно отслеживать остатки и заранее знать, что товар заканчивается. Поэтому я собрала еще одну таблицу на отдельной вкладке.
Просто вывела данные: Товар – остаток.
И с помощью Apix-drive сделала 2 связки:
- Уведомление 3 раза в день, если осталось менее 10 единиц товара.
- Уведомление 3 раза в день, если Товар закончился.
Сделала это с помощью такой настройки:
В чат с этими уведомлениями я добавила ответственного сотрудника склада. Если проблема с остатками и возникала, то теперь решалась очень быстро.
Этап 5 – расчет закупок
Теперь пора бы реализовать задачу по расчету закупок. Мы закупаемся 1 раз в неделю (это обусловлено еженедельными выплатами от WB), и нам нужно было рассчитать всё так, чтобы товара хватило для следующей закупки.
И тут опять проблемка. Товары у нас разного формата. Поэтому пришлось делать несколько таблиц.
Категория 1
Это товар, который мы собираем из 10 разных пачек от поставщика.
То есть мы покупаем 10 разных пачек, берем из каждой по 3 шт., соединяем и получаем 1 готовый для продажи товар.
Для начала я вывела все значения, необходимые мне для принятия решения о количестве готовой продукции. Здесь:
- остаток готовой продукции,
- заказы за предыдущие 7 дней,
- заказа за последние 7 дней (чтобы понимать динамику),
- расчет среднего кол-ва заказов в день,
- данные за вчерашний день.
Далее есть 2 столбца для изменения расчета:
- На сколько дней у меня должен быть остаток готовой продукции. Среднее значение – 14 дней (чтобы товар успел дойти до склада и мы его упаковали).
- Коэффициент для прогнозирования. Если видим, что заказы растут, и я знаю, что они продолжат расти, ставлю коэффициент 1,5. Или 2 – в зависимости от роста.
В столбце «Нужно готовой продукции» мы получили число нужной нам в итоге продукции.
Далее нужно убрать из этого расчета неупакованный материал, который есть на складе.
В столбце ИТОГО ЗАКАЗ получаем цифру, которую нужно заказать у поставщика. Для удобства добавила цену. Чтобы знать, сколько будет стоить закупка.
Категория 2
Это товары из 2-х компонентов.
При этом второй компонент первого товара продается также и отдельным товаром.
Тут все аналогично.
Категория 3
Здесь ассортиментный бренд. Мы его не переупаковываем. Т.е получаем от поставщика и сразу пускаем в продажу.
Так как артикулов у нас около 60-ти (в общем, дофига), собрала все в отдельную таблицу.
Итог – готовый заказ для поставщика.
Этап 6 – план упаковки для склада
Я сделала отдельную вкладку и настроила в ней формулами количество товара, которое нужно упаковать.
Добавила критичность для данных, которые высылаются мне в Телеграм первыми и с пометкой срочно. Это означает, что товар не продается, хотя материалы для него на складе – в наличии.
Теперь каждый день в 9 утра склад получает вот такой план на день:
Естественно, в реальности план намного больше.
Итог
Мы получили автоматически обновляемую таблицу, в которой содержатся все важные данные для бизнеса. Что изменилось с тех пор?
- Мы – собственники бизнеса – получаем данные о заказах и прибыли каждый час, понимая динамику.
- Сотрудники склада получают уведомления о товаре, который скоро закончится, и вовремя это исправляют. Мы, естественно, тоже видим все уведомления. И если сотрудники склада не решили проблему, имеем возможность вовремя достать кнут принять меры.
- Сотрудники склада получают актуальное задание каждый день и эффективно тратят свое время.
- На закупку товара уходит всего 5 минут. Нужно просто зайти в таблицу и отправить данные поставщикам. А я чуть не наняла для этого отдельного человека.
Такое решение может повторить для себя любой собственник бизнеса.
Можно даже не делать автоматизированные выгрузки, а просто обновлять по утрам данные. Буквально за 2 минуты (у нас в начале так и было).
Сколько стоит?
- Стоимость разработки для меня – 5000 руб. за настройку данных по API.
- Формулы и разработка – только мое время.
- Сервис APIXDrive – в зависимости от количества данных. Я выбрала максимальный тариф, поскольку каждый день отправляется очень много данных.
На прощание – пара ласковых
У меня есть шаблон на автоматически обновляемую таблицу. Так что если вам приглянулась моя идея, и вы тоже хотите автоматизировать свои бизнес-процессы подобным образом (ну или просто посмотреть, чё за таблица такая) – пишите в Instagram, поделюсь на неё ссылкой. Мой акк: @nasya_ok
Спасибо за внимание, всем успехов!
Очень круто, мы в данный момент делаем тоже самое)
Крутое решение)
Спасибо что поделились. Сначала не поняла, как вы считаете прибыль с заказов, потом увидела что в одежде вы предлагаете решить это процентом выкупа. Но в одежде эта величина не постоянная и на мой взгляд некорректно от заказов будет считать. Но это можно решить такой же таблицей по выкупам) обязательно обращусь к вам в Инстаграм))
Очень круто! спасибо за ценный опыт)
Мы для решения такой же задачи использовали Grafana, данные получаем по api, писал про это в facebook
Очень интересная статья и отличное решение для малого бизнеса!
Обращусь к вам в Инстаграм за таблицей)
Комментарий недоступен