«Дистанционное обучение — это не учёба!»: как дистанционка подсветила главную проблему традиционной школы
Онлайн-обучение развивается в России почти 10 лет. Но школы игнорировали цифровые технологии, пок�� в прошлом году пандемия не столкнула их лбами.
В апреле 2020 года Высшая школа экономики провела исследование и выяснила — 21% школьных педагогов России не владеют интернетом на уровне, позволяющим им обучать детей онлайн, — это каждый пятый учитель в стране.
Спустя год Вышка изучила трудности коммуникации между детьми, их родителями и учителями на дистанционном обучении и на интервью получила ответы в духе:
Дистанционное обучение — это не учёба. У него ничего в голову не вошло однозначно. …просто бардак какой-то. [Учителя] такие вопросы задавали, сам не знаешь ответы на эти вопросы
Учителя с нами не разговаривали, ничего не объясняли. Родители не могут объяснить, не знают что-то. Я начинаю агрессировать, психованным становлюсь: могу ручку разбить, тетрадку порвать, если что-то не понимаю
Вывод этого исследования: «Произошёл разрыв в цепочке взаимодействия «учитель — ученик». Учителя «сбрасывали» задания и порой не давали никакой обратной связи (даже на уровне оценки). <...> В некоторых школах учителя пытались перенести обычный урок в онлайн-формат. В результате полноценной коммуникации не возникало. Принятая в школе система взаимоотношений оказалась непереводимой на онлайн-язык».
«ВКонтакте» опросила 1600 учащихся и опубликовала такие результаты:
- 36% школьников на дистанционке потеряли мотивацию к обучению;
- 28% опрошенных отметили, что им неудобно заниматься на существующих платформах.
Кирилл Прудников, руководитель образовательных программ педагогических практик в Skillbox, уверен — дистанционка подсветила главную проблему традиционной школы: если в обычном классе учитель чаще всего удерживает внимание детей за счёт своей харизмы, то в онлайне это не работает:
А так как мир, я уверен, уже никогда полностью не вернётся в офлайн, значит, методы традиционной школы можно назвать устаревшими. Дети отвлекаются на смартфоны (кто им запретит пользоваться ими во время занятия по скайпу?), на открытые вкладки в браузере, на родителей, братьев и сестёр. Даже самый харизматичный учитель проиграет это сражение
Урок для учителя
В апреле этого года Высшая школа экономики организовала конкурс «Урок для учителя». В нём участвовали педагоги, которые решили принять вызов времени и начали внедрять современные технологии в свои уроки. Для участников отборочного этапа методисты Skillbox разработали бесплатный курс повышения квалификации «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя».
Чтобы курс получился максимально прикладным, методисты Skillbox попросили участников «Урока для учителя» заполнить анкету и провели более 70 глубинных интервью.
Практически все опрошенные отметили, что не знают, как контролировать поведение учеников по ту сторону экрана, и хотят освоить больше инструментов, которые разнообразят занятия в онлайне. Но мы уверены, что контролировать поведение не придётся, если школьники будут вовлечены. А повысить вовлечённость в онлайне можно как раз за счёт интересных цифровых решений
Таким образом родилась программа курса из пяти модулей:
- в первой части эксперты рассказывают об основных отличиях онлайн- и офлайн-урока;
- второй модуль посвящён сервисам, с помощью которых можно интересно прорабатывать теорию;
- третий модуль — о софте для практики: спикеры покажут, как пользоваться досками для совместной работы, сервисами для ведения конспектов и платформами с готовыми домашними заданиями;
- в четвёртой части курса учителя узнают о том, как с помощью тестов, квизов и игр повышать вовлечённость учеников в обучение и поддерживать их интерес;
- пятый модуль — о навыках, которые полезно развивать учителям в современном мире, — аналитике и работе с выгоранием.
Спикерами курса стали представители ведущих образовательных компаний России — Skillbox, «Фоксфорд», «ИнтернетУрок», а также образовательного бюро «Розетка», общественной программы «Учитель для России» и Miro. Разместили его на знакомой для педагогов платформе «Я Учитель».
Курс «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя» уже прошли около 1500 учителей из 68 регионов России, а с 14 июля он будет доступен всем желающим. После каждого модуля учителю предлагают пройти тест. Те, кто успешно сдаст все тесты, получат удостоверение о повышении квалификации от «Я Учителя».