Копирайтеры... Что меня бомбит в коллегах

Знаете, что больше всего раздражает меня в моей профессии? Вы удивитесь — но чаще всего это мои коллеги-копирайтеры.

«Тугих» и жадных заказчиков всегда можно избежать – просто не работать с ними. Но от коллег скрыться куда сложнее – хотя бы потому, что я всегда слежу за новостями и комментариями в профильных сообществах.

Дисклеймер: мое мнение может не совпадать с вашим, а также вообще с любыми принятыми моральными нормами. Это просто мое мнение)

Кажется, некоторые копирайтеры так и работают...
Кажется, некоторые копирайтеры так и работают...

От чего же так бомбиииит?

Выпускники курсов

О да, матерые копирайтеры меня поймут! В период карантина все инфоцыгане направили силы в обучение. В итоге доморощенные копирайтеры с бесплатных курсов за 5 дней заполоняют биржи и соцсети, нещадно демпингуя и штампуя графоманские тексты. Ох, ну не станешь ты копирайтером за 5 дней, если не читаешь, не умеешь грамотно писать и не имеешь малейших маркетинговых знаний. Такие новички сдают ужасные тексты, а то и вовсе пропадают с радаров. Как итог – недоверие заказчиков и абсолютная непрестижность профессии.

Демпинг

Это отдельная тема – не только от новичков, но и от вполне себе профи. Ребят, ну вам самим нормально работать за 3 копейки несколько лет подряд? В итоге заказчики и считают, что копирайтинг – суперпростая дешевая вещь, за которую не нужно платить много. Коллеги, почему вы работаете за копейки? Вы боитесь, что заказчик просто не будет платить больше? Так давайте вместе выработаем какие-то минимальные цены, ниже которых не будем опускаться. Ну серьезно – скоро уже будем за еду работать.

Копирайтеры... Что меня бомбит в коллегах

Цветистые описания

Да, я иногда выступаю как заказчик для своих внутренних проектов. Дизайнеров и иллюстраторов ищу очень быстро. Но копирайтеры… Пробраться к смыслу заумного резюме-описания порой бывает не сложно, а ооочень сложно. «Играю со словом, как кошка с мышкой, вплетая ноты смысла в гладь вашего бизнеса» – да, описания наподобие таких реально встречаются. Коллеги, честно – меня, как заказчика, интересует ваш опыт и портфолио, а не авторский стиль.

Отсутствие регламента работы

У меня все четко – запрашиваю у заказчика ТЗ или прошу его заполнить бриф, просчитываю заказ, затем мы договариваемся насчет предоплаты, ставим дедлайны, я выполняю задачу, мы вносим правки… Ну и так далее. Любой опытный фрилансер прекрасно знает все эти шаги. Но – в последнее время все чаще попадаются заказчики, которые удивляются такому подходу. «Бриф? Прошлый копирайтер про него не спрашивал… Предоплата? Нет, мы так никогда не работали… Срок выполнения 3 дня? А на бирже день в день делали…» Какой вывод? К сожалению, в регламенте моих коллег царит полный хаос. Конечно, взять заказ без всяких ТЗ, написать текст на «отколебись» и выдать его заказчику в тот же день – намного быстрее, чем провести подготовительную работу. Но можно ли тут говорить о качестве? Сомневаюсь.

Копирайтеры... Что меня бомбит в коллегах

Кумиры и шаблонные формулы

Многие копирайтеры гордятся, что умеют писать в инфостиле. Примерно 70% из них закончило курсы сторителлинга. Ну а магическими формулами AIDA и PMPHS сыплет каждый второй. Наслушавшись всего этого, заказчики хотят сторителлинговый текст по формуле AIDA, которому бы аплодировал сам Ильяхов. И неважно, подходит ли такая стилистика под задачу или нет. Вот копирайтер друга заказчика писал только так – а он профессиональный профессионал, 10 курсов за плечами.

Что хочу сказать – я безумно уважаю всех специалистов, которые развиваются и знают все копирайтерские стили и приемы. Но помимо всего этого есть еще и здравый смысл. И уж тем более не нужно доказывать заказчику, какой стиль или прием необходим для его задачи. Просто используйте свои скиллы и выдавайте хорошие тексты.

«Я писал в школе хорошие сочинения - можно я попробую?»

С таким я тоже сталкивалась в качестве заказчика. Нет, дорогие, копирайтер – это не писатель сочинений, не автор и не журналист. Это, прежде всего, маркетолог, который умеет воздействовать на целевую аудиторию с помощью слов. Я сама стала копирайтером после окончания филфака и могу сказать – ненене, филология тут и рядом не стояла. Конечно, грамотность и хороший слог – это огромные плюсы, но прежде всего вы должны уметь определять целевую аудиторию, находить к ней подход, выбирать верную тональность текста и стиль. Для меня идеальный копирайтер – грамотный, лаконичный и не имеющий своего ярко выраженного стиля. Как правило, такие специалисты – крутые универсалы, которые могут написать и веселый пост для инсты, и строгий лонгрид.

Копирайтеры... Что меня бомбит в коллегах

Ну а если серьезно

Я очень хочу, чтобы копирайтинг перестал ассоциироваться с мамочками в декрете и школьниками, которым нужно подработать. Талантливые мамочки и школьники, не обижайтесь! Писать хорошие тексты – сложно. Научиться качественному копирайтингу – сложно. Выработать регламент копирайтерской работы – тоже сложно. Нет, в этой профессии не стать экспертом за 5 дней. И миллионы с неба тоже не сразу будут сыпаться.

Я хочу, чтобы начинающие копирайтеры понимали, что они только в начале пути. И чтобы это стимулировало их к постоянному развитию и повышению дохода.

Я хочу, чтобы заказчики знали – качественный текст не может быть написан за 100 рублей. Да и за 200 тоже. Что копирайтинг – это не просто постучать по клавиатуре. Что это сложный аналитический труд, поиск источников и структурирование материала.

Фух, кажется выговорилась. И очень жду ваше мнение – согласны или не согласны со мной? Может быть, добавите что-то от себя?

39
152 комментария