Должен ли копирайтер быть грамотным, или Путеводитель по «пишущим» профессиям
Иногда мне кажется, что столько глупых вопросов в свой адрес не слышит не один профессионал. Ну, может, кроме программистов и врачей. «Ты что, не знаешь, как это переводится? А почему здесь дефис, а не тире? В смысле, не сможешь настроить рекламу? – ТЫЖКОПИРАЙТЕР!»
В головах клиентов куча мифов и непоняток о копирайтинге, поэтому я решила провести небольшой ликбез по околокопирайтинговым профессиям и разобрать, что к чему.
Кто такой копирайтер?
А давайте я спрошу об этом вас. Итак, как вы думаете, что же это за зверь такой – копирайтер?
- Это человек, который знает все правила русского языка, грамотно пишет и ставит ударения.
- Это автор SEO-текстов для сайтов – огромных простыней с кучей ключей и 100% уникальностью по Адвего.
- Это специалист, который создает текстовый контент. Чаще всего – с целью рекламы, но не ограничивается этим.
- Это писатель, который создает красивые авторские тексты с собственным стилем.
Да, все эти определения можно в той или иной мере применить к копирайтеру. Но все-таки, одно из них ближе… А какое – обсудим в конце статьи. А пока давайте разберемся кто есть кто в «пишущих» профессиях.
Писатель/автор
Тот самый чувак с крутым авторским стилем – за это его и ценят. Писатели сотрудничают с издательствами или ведут авторские колонки в СМИ (онлайн и оффлайн) или блоге какой-либо компании. Конечно, ведение колонок престижнее – это и стабильнее, и оплачивается лучше. Но чтобы стать уважаемым автором, нужно потрудиться – например, добиться значимых успехов в какой-либо сфере. Зато авторская колонка – это возможность высказать свои мысли и проанализировать какие-либо события со своей точки зрения.
Итак, писатель – это:
- авторский стиль;
- возможность высказать свое мнение.
Журналист/репортер
Очень часто копирайтеры – выходцы из журналистики. Но все же у этой профессии есть свои особенности. Журналисты занимаются освещением различных мероприятий. Как правило, они не высказывают свое мнение или отношение к событию – только если это не авторский репортаж. Журналисты обеспечивают полный цикл подготовки того или иного материала – от сбора информации (присутствие на мероприятии, интервью, информация из открытых источников) до подготовки текстового контента.
В общем, журналист:
- готовит информационные материалы для публикации в СМИ;
- участвует в их оформлении (например, в монтаже видеоролика) при необходимости.
Филолог
Часто выпускники филфаков тоже подаются в копирайтинг. По сути, и там, и там основная деятельность – это работа с текстом. Но все же, копирайтинг – больше про рекламу, чем про литературу и абсолютную грамотность. Филологи изучают язык со всех его сторон – кто-то идет работать учителем русского и литературы, кто-то – преподавателем в вуз, а кто-то остается в научной деятельности.
Итак, филолог:
- Изучает язык с точки зрения литературоведения, лингвистики, текстологии и т.д.
- Нежно любит русскую и зарубежную классику.
Редактор
Это тот, кто занимается подготовкой текстовых материалов для выхода в свет. Он как раз сотрудничает с авторами и писателями – приводит тексты к литературной норме, соблюдая политику издания или блога. Часто редакторы сотрудничают с авторами и до написания текста – определяют тему и помогают составить структуру. Конечно, редактор тоже должен уметь хорошо писать, но его главная задача – соблюсти литературную политику издания или компании.
Итак, редактор:
- подводит тексты авторов под литературные нормы;
- доводит текст до совершенства, но сохраняет авторский стиль.
Технический писатель
Да-да, это тоже отдельная профессия. Технические писатели занимаются инструкциями, документацией для производства или программного обеспечения и прочими подобными текстами. Часто они также создают и визуальный контент – технические иллюстрации, схемы и т.д. Как правило, кроме умения писать и знания правил составления документации, такие специалисты имеют и образование в технической сфере. Технические писатели очень ценятся – ведь от грамотной документации зависит работа всего предприятия.
В общем, технический писатель – это:
- Знания в своей области (производстве, науке, медицине и т.д.);
- Умение четко и лаконично излагать информацию.
Корректор
Я искренне преклоняюсь перед ними. Сколько внимательности и дотошности нужно иметь, чтобы править тонны чужих текстов! Именно корректоры выверяют тексты на предмет орфографических и пунктуационных ошибок. Они знают правила типографики и оформления прямой речи, правят дефисы на тире, а кавычки-лапки на кавычки-елочки. Отличие корректора от редактора в том, что они не исправляют общую стилистику, а обращают внимание на частности. Корректоры сотрудничают и с компаниями, и с отдельными специалистами. Например, часто писатель работает в паре с корректором – вычитывать собственный текст довольно сложно, глаз замыливается. При этом корректор может не уметь писать совсем.
В целом, корректор:
- Правит тексты с точки зрения грамматики;
- Следит за соблюдением правил типографики.
Контент-менеджер
Как видно из названия профессии, он занимается управлением контентом. В крупных компаниях контент-менеджер курирует копирайтеров, дизайнеров и других специалистов, а также составляет контент-стратегию. При этом непосредственным добавлением контента на сайт занимается постер, а размещением карточек товаров – оператор баз. В небольших компаниях эти функции ложатся на плечи самого контент-менеджера.
Итак, контент-менеджер:
- Отвечает за весь контент на сайте;
- Курирует работу копирайтеров, дизайнеров, постеров, операторов баз.
SMM-специалист
Уфф, это такое обширное понятие, что в одном абзаце его и не раскроешь. Тем более, что сейчас SMM-специалисты разделились на инстаграм-дизайнеров, сторисмейкеров, продюсеров, визуализаторов бренда, менеджеров по инфлюэнсерам и т.д. Но в небольших компаниях часто именно SMM-специалист занимается созданием контент-плана и написанием постов. Также он ставит задачи дизайнеру или самостоятельно занимается написанием контента. В обязанности SMM-специалиста может включаться создание рекламы и работа с блогерами. Но, по-хорошему, все-таки эти сферы лучше отдавать отдельным специалистам.
SMM-специалист:
- Разрабатывает SMM-стратегию и контент-план;
- Иногда работает «многоруким многоногом» – и пишет тексты, и снимает сторис, и общается с блогерами, и настраивает рекламу...
SEO-копирайтер
Тот самый специалист, для которого «ключи», «прямое вхождение» и «тошнота текста» – не пустой звук. SEO-копирайтинг цвел бурным цветом еще 10 лет назад. Да, это именно оттуда перлы про «купить квартиру недорого в Москве может каждый». И именно после засилья низкопробных SEO-текстов копирайтинг перестали считать уважаемой профессией.
Сейчас поисковики стали умнее, и на смену SEO пришел LSI-копирайтинг – это метод подачи текста, при котором он улучшает поисковые позиции сайта за счет смысловой нагрузки и синонимичных поисковых запросов. Другими словами, это тоже оптимизированный текст, но написанный для людей. В нем больше нет корявых конструкций с кучей ключей, а сам контент имеет смысл.
Мой любимый SEO-копирайтер:
- Пишет тексты, ориентируясь не на смысл, а на уникальность и ключевые слова;
- Если думает о будущем, знает LSI-копирайтинг и другие методики для написания оптимизированного текста.
PR-специалист
Он отвечает за положительный образ компании в целом, поэтому иногда такому специалисту приходится отвечать и за некоторые тексты. Например, пиарщики пишут пресс-релизы, берут интервью, составляют PR-статьи. Иногда они работают в команде со штатными копирайтерами, редакторами и корректорами. Но все же приоритетное направление PR-специалиста – это поддержание заданного образа и связей с общественностью, а не написание текстов.
Итак, PR-специалист:
- Отвечает за имидж компании;
- Разрабатывает PR-стратегию, куда включены публикации в СМИ, работа со звездами, мероприятия и т.д.
Маркетолог
Этот специалист тесно связан с продажами компании и разработкой всей стратегии продвижения товара/услуги/бренда. Он изучает рынок и конкурентов, формирует позиционирование бренда, участвует в разработке контент- и PR-стратегии. Копирайтер обычно пользуется наработками маркетолога – связанными с позиционированием бренда, отстройкой от конкурентов и целевой аудиторией.
Мы выяснили, что маркетолог:
- Разрабатывает позиционирование и стратегию продвижения бренда/товара/услуги;
- Помогает копирайтеру своими наработками.
Таргетолог/контекстолог
Эти специалисты занимаются настройкой рекламы – в соцсетях или в поисковых системах. Да, они тоже могут писать тексты и создавать креативы для рекламы, но чаще – прибегают к помощи копирайтеров. Задача таргетолога или контекстолога – правильно сформулировать посыл для целевой аудитории и определить идею визуала. А так, эта профессия больше про цифры, аналитику, A/B-тесты и бюджеты.
В целом, таргетолог/контекстолог:
- Определяет текстовый и визуальный посыл для рекламы, исходя из ЦА;
- Просчитывает бюджет и анализирует результаты рекламных кампаний.
Собственно, копирайтер
Самое популярное определение этой профессии – автор рекламных текстов. То есть, по сути, копирайтер НЕ ДОЛЖЕН:
- Знать абсолютно все правила грамматики и типографики. Да, он обязан качественно формулировать тексты с учетом ЦА и целей заказчика, но проверка грамматики, замена кавычек-лапок на елочки и прочее – вотчина корректора. Классно, когда копирайтер изначально пишет максимально грамотно – за ним приходится меньше править. Но часто либо сами копирайтеры работают в паре с корректором, либо корректор есть на стороне клиента.
- Продумывать темы статей для издания/блога. Обычно этим занимается редактор на стороне заказчика. Да, копирайтер может сам предложить темы, исходя из запросов ЦА, но это дополнительная опция.
- Размещать тексты на сайте или в блоге – для этого есть контент-менеджеры и постеры.
- Определять целевую аудиторию, ключевой посыл, тон общения с клиентами. Это вотчина маркетолога или владельца бизнеса. И тем более, ни один копирайтер не может залезть в голову заказчика и понять, в каком стиле ему нужно писать. Формула «тыжкопирайтер» тут не работает)
- Сходу называть сумму, которую принесет заказчику статья. Современный бизнес – сложная наука, и продажи зависят от удобства сайта, грамотности менеджеров, качества самого продукта, ценовой политики и т.д. Вы же не спрашиваете своего парикмахера, сколько удачных свиданий принесет вам новая стрижка. Копирайтер – не волшебник, он просто создает качественные тексты. А ответственность за прибыль лежит на владельце бизнеса, который грамотно скоординирует все бизнес-про��ессы.
Конечно, хороший копирайтер сталкивается со всеми этими «околокопирайтерскими» темами, хотя бы потому, что развивается и общается с коллегами. Например, я понимаю принципы настройки таргета, немного умею в определение ЦА и не впадаю в ступор при виде админки сайта. Но это все – дополнительные опции, которые просто дают вам лучшее понимание бизнес-процессов заказчика.
А основная задача копирайтера – это, все-таки, создание текстов. И – удивительное дело – это не только полотна SEO-копирайтинга. Вот самые интересные задачи:
- Названия и слоганы. И это даже приносит больше денег, чем обычные тексты. Хотя и сложнее… Намного сложнее… Но об этом – в другой раз.
- UX-копирайтинг. Вот эти маленькие текстики на сайтах – инструкции по доставке и оплате, всплывающие окна, подсказки, названия кнопок и разделов… Хороший UX-копирайтинг в разы улучшает взаимодействие пользователя с сайтом.
- Спичрайтинг – написание текстов для публичных выступлений. Тут немного от маркетинга, немного от PR… Но в целом, тоже очень благодатная и интересная сфера.
- Веб-райтинг. У нас этим термином называют информационные статьи. Не всегда задача копирайтера – только рекламные тексты. Например, мы как-то запускали новую линию косметики и готовили несколько информационных лонгридов об уходе за кожей, механизмах старения, выборе косметики и т.д. Конечно, косвенно эти статьи должны были побудить интерес к нашему бренду, но прямой рекламной задачи у текстов не было.
- Сценарии роликов. Я занималась сценариями для анимационных роликов – было очень интересно, вместе с продюсером прописывали сюжет, рисовали покадрово, работали над текстом, общались с аниматорами… Отличный был опыт!
- Имиджевый копирайтинг. Можно работать над имиджем компании или отдельной персоны. Да-да, посты в инстаграме звезд написаны профессиональными копирайтерами, которые создают определенный образ и манеру общения с подписчиками.
И небольшой кейс по работе с копирайтером
В идеале, если вы собираетесь заказать тексты, это должно происходить так:
- Маркетолог определяет, на какую ЦА нужно работать и какие задачи закрыть;
- Редактор составляет медиаплан и редакционную политику;
- Все это выгружается в копирайтера, который утверждает тему и структуру статьи с редактором;
- Копирайтер копирайтит (собирает информацию, анализирует, берет интервью, сверяется с источниками и пишет-пишет-пишет);
- Редактор вычитывает статью, обсуждает с копирайтером, что-то правит;
- Статью забирает корректор, вычитывает на предмет грамматических ошибок и кавычек-лапок;
- Контент-менеджер или постер размещает статью на ресурсе;
- Если планируется ее продвижение, в дело вступает таргетолог или контекстолог.
Конечно, не везде и не во всех компаниях есть такие ресурсы и время на обработку информации, часть этих функций копирайтер может взять на себя. Но принцип ясен – то, что копирайтер ставит дефис вместо тире не значит, что он плохой специалист. Это просто не его прямая задача.
Надеюсь, с профессиями стало немного понятнее. Вопросы, пожелания, предложения, замечания «Да вы вообще не разбираетесь в специальностях, сейчас я расскажу, как надо…» принимаются в комментарии.