Ковёр-самолёт и диваномобиль: как инженеры превращают обычные предметы в «сказочные»

Прообразы «Википедии», нейросетей и умных домов появились в произведениях научных фантастов задолго до того, как стали реальностью. При этом сами изобретатели часто вдохновляются художественной литературой, например сказками. Мы нашли несколько подобных устройств и попросили инженера и юриста оценить их эффективность.

Ковёр-самолёт и диваномобиль: как инженеры превращают обычные предметы в «сказочные»

Материал подготовлен при поддержке LG.

Ковёр-самолёт — спасение от пожара и наблюдение за мезосферой

Ковёр-самолёт фигурирует в сказках разных народов мира: от «Царевны-лягушки» до «Аладдина». И учёные из разных стран много лет пытались по-своему реализовать идею этой летающей платформы. Отличались как технологии, так и материалы, габариты и функции «ковра».

В 2001 году израильский аэрокосмический инженер Давид Метревели создал прототип устройства, помогающего эвакуировать жертв пожара с высоких этажей зданий. Дело в том, что вертолёты для тушения не всегда эффективны: часто лопасти лишь ещё больше раздувают пламя. Платформа Метревели взмывала в воздух с помощью четырёх горизонтальных пропеллеров, защищённых сетками и получающих энергию от двух турбореактивных двигателей. Правда, на тестовом полёте в израильском городе Ашдоде аппарат пролетел всего 15 метров. А представитель Международной ассоциации пожарных Джордж Берк предположил, что при возгорании потоки горячего воздуха буквально катапультируют пассажиров такого «ковра-самолёта».

Идея интересная, но замечания. Вижу проблему со стабилизацией платформы: всё-таки это не квадрокоптер с постоянной массой, а аппарат, на котором будут располагаться люди. Следовательно, распределение веса будет непостоянным, а значит, возникнет крен. Но, думаю, подходящие системы стабилизации — вопрос времени. Поэтому вполне верю в то, что такие футуристичные пожарные «ковры» однажды могли бы появиться.

Мансур Набиулин, Аспирант Ульяновского государственного университета (кафедра радиофизики и электроники), инженер-конструктор Ульяновского механического завода

В 2011 году аспирант Принстонского университета Ноа Джафферис заставил парить в воздухе небольшой лист прозрачного пластика. По его словам, объект приходил в движение под воздействием электричества, создающего поток воздуха, и развивал скорость в 10 сантиметров в секунду. Джафферис считает аппарат потенциально более проходимым, чем, например, современные самолёты, особенно при песчаных бурях (сам изобретатель мечтает однажды полетать в нём на Марсе). Впрочем, искать тюрбан и туфли с заострёнными носами пока не стоит: чтобы перевозить человека, такому устройству нужны как минимум 50-метровые крылья.

Как я понял, работает это так: на лист подаётся электрический сигнал, заставляющий объект вибрировать, а вибрация создаёт поток воздуха, отталкивающий лист от поверхности. Похожий эффект уже был задействован в экранопланах (суднах на динамической воздушной подушке). Проблема описанных устройств, преобразующих электрическую энергию в механическую, — это низкий КПД. На мой взгляд, технология Джаффериса не решает эту проблему, и если бы идея была работающей, я думаю, её бы применили при создании тех же экранопланов.

Мансур Набиулин, Аспирант УлГУ (кафедра радиофизики и электроники), инженер-конструктор Ульяновского механического завода

В феврале 2021 года учёный Пенсивальского университета Мохсен Азади представил ещё одну технологию левитации. Для этого ему понадобились светодиоды, вакуумная камера и майлар (очень лёгкая и пластичная плёнка толщиной 500 нанометров), покрытый слоем графеновых нанотрубок. Эксперимент состоял в следующем: когда в камере понижалось давление, на нижнюю поверхность майлара воздействовали светодиоды. Нанотрубки поглощали свет и отдавали тепло частицам воздуха под пластиной. Возникающий из-за этого воздушный поток толкал платформу вверх. В физике такое явление называют фотофорезом, правда, обычно под ним имеют в виду воздействие на очень мелкие частицы.

Руководитель Азади, Игорь Багратин, считает: аппарат поможет наблюдать за молниями и метеорами в мезосфере, где самолёты и ракеты не могут находиться из-за слишком низкой для них плотности воздуха, а орбитальные аппараты — из-за слишком высокой. А вот специалисты Национального центра атмосферных исследований настроены скептически: плёнку снесёт ветрами, а из-за экстремально низких температур любые датчики на борту просто сломаются.

Выглядит очень круто! Но и тут есть проблемы: прежде всего воздушные потоки в мезосфере и низкая грузоподъёмность пластины. И не совсем понятно, откуда разработчики планируют направлять свет при поднятии платформы высоко над Землёй. На высоте 80 километров интенсивность света с Земли будет слишком низкой. Мне кажется, со временем эта технология найдёт своё применение, но не в метеорологии.

Мансур Набиулин

, Аспирант УлГУ (кафедра радиофизики и электроники), инженер-конструктор Ульяновского механического завода

Диваномобиль в проектах инженеров-энтузиастов

Если условным «ковром-самолётом» можно назвать любые левитирующие объекты, то концепция движущейся печи Емели из «По щучьему велению» нашла вполне себе буквальное воплощение. Только вместо печи инженеры Suzuki приспособили для поездок диван.

Диван на колёсах с обивкой в стиле 1970-х компания представила на автошоу в Чикаго в 2011 году. Неизвестно, до каких скоростей он способен разогнаться, зато похвастаться экономичностью точно может: на 100 километров диван тратит меньше шести литров бензина. Идеальное решение для тех, кто хочет вздремнуть в пробке!

А вот британские инженеры в своих выдумках пошли даже дальше.

Ведущий телевизионного шоу «Махинаторы» Эд Чайна не просто поставил диван на колёса и заставил двигаться, он превратил его в полноценную машину. В этом «автомобиле» (который действительно рассекает по улицам Великобритании) сиденья расположены по двум сторонам самого обычного дивана, спидометр скрыт в настольных часах, руль — в подносе с пиццей, а коробка передач — в банке Гиннесса.

https://www.youtube.com/watch?v=4ykzo3V8yt8

Диваномобиль Эда мог бы стать полноправным участником дорожного движения. У него есть все внешние атрибуты автомобиля, включая фары и номер, при этом он развивает внушительную скорость — до 140 километров в час. Кстати, нечто подобное собрал и автор ютуб-канала «Гараженец»— с помощью редуктора от мотоблока «Крот» и двигателя от бензопилы Carver.

Зарегистрировать диваномобиль в качестве «единичного транспортного средства» сложно, но теоретически возможно. Проще всего — взять зарегистрированный и поставленный на учёт автомобиль,и только потом вносить в него изменения. Нужно доказать, что диваномобиль безопасен для других водителей на дороге: испытать его в Научно-исследовательском автомобильном институте, получить сертификат соответствия на изменения в конструкции и скорректировать действующие документы в ГИБДД. Но если вы проектируете диваномобиль с нуля, он должен пройти технические испытания всех узлов и агрегатов в аккредитованных центрах, получить сертификат и пройти регистрацию в ГИБДД.

Никита Лобанов, юрист, занимается регистрацией воздушных судов в ПАО «Корпорация „Иркут“»

Необычные идеи для изобретений можно найти в любом доме. Наши ковры и диваны вряд ли удивляют технологиями, но для них инженеры LG придумали кое-что не менее изобретательное — беспроводные пылесосы LG CordZero. Пылесосы LG CordZero подключаются к Wi-Fi, а данные синхронизируются в приложении: система сама напомнит, когда нужно почистить фильтр или зарядить батарею.

Модель CordZero A9K работает без подзарядки до двух часов и не мешается под ногами: её можно разместить аж тремя способами. Владельцу этого пылесоса всё равно, какой перед ним диван — обычный, на колёсиках или даже с двигателем. У пылесоса несколько насадок: можно чистить сидушки, подушки и чехлы большого и маленького размера. А флагманская модель A9K-MAX1 может даже сама помыть пол. Но самое главное — технология компрессования обеспечивает в 2,4 раза больше места в пылесборнике (в сравнении с пылесосом CordZero™ А9 без системы прессования пыли), что позволяет очищать пылесборник реже и удобнее.

Ковёр-самолёт и диваномобиль: как инженеры превращают обычные предметы в «сказочные»

Общество с ограниченной ответственностью «ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИЙ», ОГРН 1187746551123

77
4 комментария

Такое ощущение, что про Колина Фьюза и его летающий мотоцикл и БМВ-джакузи  авторы не слыхивали. Придется просвещать:
https://youtu.be/Koxzz7LDmEE

5
Ответить

Ковёр-самолёт и диваномобиль: как инженеры превращают обычные предметы в «сказочные» название просто нечто

Ответить

Воплощаются мечты детей, не могу поверить что наши технологии продвигаются и сказочные выдумки уже стали воплощать в реальность

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить