«Как фрилансеры написали программы за пару тысяч рублей и сэкономили моим клиентам миллионы». Опыт бизнес-консультанта
Биржа фриланса FL.ru продолжает серию публикаций b2b-клиентов, которые рассказывают о своем опыте и результатах работы с фрилансерами на платформе. Бизнес-консультант рассказал, как привлекает разработчиков для сохранения денег и времени своих клиентов.
Ранее мы делились историями: — как Beeline Казахстан реализует медиапроекты с участием пула из сотен фриланс-креаторов— как запустить свою соцсеть при помощи команды фрилансеров;— на что обращает внимание самый опытный заказчик фриланс-услуг.
Меня зовут Антон Корнилов и основная моя деятельность связана с консультациями по внедрению изменений и оптимизации бизнес-процессов. В основном я работаю с коммерческими и полугосударственными компаниями, среди которых интернет-магазины, торговые сети, СМИ и др. Я понял ценность фрилансеров в 2017 году, работая в найме в крупном интернет-магазине. Ко мне подошел руководитель и сказал: "У нас есть мобильное приложение, заявки через которое поступают на электронную почту. Скажи, что можно улучшить в нем?" Я посмотрел и понял, что компании нужен простой парсер, который бы отсеивал спам, заявки скидывал бы в определенный файл и распределял их по отделам, которые бы отрабатывали менеджеры.
Я начал искать программистов. Выяснилось, что компании, которые занимаются такими услугами, брали за задачу 100–150 тысяч рублей. Тогда я решил обратиться к фрилансерам, пришел на фриланс-биржу FL.ru и нашел эксперта, который оценил задачу и предложил сделать программу за 5 тысяч рублей за несколько дней. Именно этот эпизод показал мне, что на фрилансе работают талантливые профессионалы с уникальной экспертизой, которые могут помочь бизнесу решить задачи крайне быстро и недорого.
“Я выполню вашу задачу за 10 тысяч рублей”
Безусловно одно из главных достоинств фриланса — это выгода. Не все понимают, что разработку масштабной автоматизированной программы может выполнить всего 1 человек, а не целая компания, и возьмет за это 10–50 тысяч рублей. Стоимость агентств формируется из бонуса руководителя, зарплаты штатных сотрудников, от программистов до бухгалтеров. На фрилансе вы платите за часы работы одного специалиста.
Я всегда открыто предупреждаю заказчиков о том, что их задачи будут решать фрилансеры. Могу показать для сравнения цены и стоимости подрядчиков-агентств, но я не сталкивался с предубеждением заказчиков в этом плане, ведь им важен результат.
Обратная сторона работы с фрилансерами — риск. Однако я всегда пользуюсь сервисом Безопасная сделка. Мне важна моя репутация, поэтому я не хочу быть причиной срыва срока проекта или потери денег. Мое видение разделяют и клиенты: не проблема — заплатить комиссию, но при этом иметь гарантии, ведь стоимость проекта обычно в десятки раз ниже, чем у компаний-подрядчиков.
Что важно знать бизнесу при поиске фрилансеров?
Первое, что, на мой взгляд, нужно бизнесу, который хочет работать с фрилансерами на постоянке, — найти человека, который будет декомпозировать задачи руководителя на измеримые задачи для фрилансера. Фрилансер не понимает язык бизнеса и не должен его понимать, так как не погружен в бизнес-процессы. Это может быть фриланс-консультант или штатный менеджер, знающий фриланс-бизнес изнутри.
Второе — составление правильного задания. Публикуя проект, вам нужно расписать, что хочется получить в итоге и как это примерно должно работать. При этом техническое задание после ознакомления с заданием и дополнительные вопросы должен сформировать именно сам фрилансер.
Третье — это отсев. Безусловно, не все исполнители одинаково компетентны, а главное, ответственны, поэтому стоит обращать внимание на их поведение:
- вовлеченность. После публикации заказа и получения первых откликов, я обязательно задаю фрилансерам 1–2 вопроса по заданию и продолжаю работать только с теми, кто дал интересный ответ.
- готовность работать по Безопасной сделке. Это обязательно. Я не работаю с теми, кто ждет предоплату в размере 50% и предлагает уйти с биржи в Телеграм. При этом даже если фрилансер уже выполнил для меня несколько заказов, я все равно оформляю Безопасную сделку. Это отличный мотиватор для исполнителей выполнить все договоренности в срок.
- отзывы. Чаще всего я смотрю на отрицательные отзывы: как давно они были опубликованы и в чем причина недовольств предыдущего заказчика. Если выбор стоит между специалистом с хорошим рейтингом и тем, у кого есть негативные отзывы, — я выберу первого.
- портфолио. Если моя задача связана с дизайном, например обновлением дизайна сайта или логотипа, то я всегда обращаю внимание на портфолио исполнителя — ищу в нем необходимый стиль, который мог бы понравиться мне или руководителю.
- наименование выполненных работ. Читая отзывы, я смотрю на то, как звучали прошлые задачи, которые выполнял фрилансер. Во-первых, часто они могут быть похожи на ваше (а значит, у исполнителя уже есть опыт), а во-вторых, не всегда специализация фрилансера ограничивается одной сферой. Обычно меня смущает, если на заказ по дизайну, например, отвечает разработчик, но, читая отзывы, можно увидеть, что этот фрилансер регулярно хорошо справляется с обеими категориями услуг.
Однако нагляднее всего показать преимущества работы с фрилансерами можно на кейсах. Я расскажу про две самые мощные разработки фрилансеров с нуля, которые вывели бизнес моих клиентов на новый уровень.
Кейс типографии: как снизить издержки на отказы и увеличить прибыль на 20% с помощью хитрой, но недорогой разработки
Мой клиент — известная в России сеть типографий и копировальных центров. Одна из услуг — это создание сувенирной продукции с изображением клиента, в основном фотографий, сделанных прямо в студии. Чаще всего это крупные корпоративные заказы. Но процесс работ был выстроен неидеально: маркером был высокий уровень отказов.
Цепочка выглядела так: после фотографирования менеджеру требовалось обработать фото, создать дизайн-макет и лично по почте или телефону согласовать его с клиентом (очень длительный процесс, связанный с тем, что фотографии часто содержали персональные данные). Затем получить предоплату, произвести партию, отправить заказчику, который при получении должен внести оставшуюся сумму. Отказы случались на этапе согласования макета, и тогда вся долгая работа менеджера выполнялась зря, и на этапе принятия работ, если у заказчика не было денег или продукция была ему уже не нужна. Все это снижало выручку компании на 30%, а продукцию попросту приходилось утилизировать.
Решением должна была стать программа, позволяющая автоматизировать процесс согласований. Мы начали искать компанию-подрядчика и сразу после рассказа о проблеме получили ответ: “Мы выполним эту задачу за полтора миллиона рублей, но как — пока не знаем”. Звучало это непривлекательно, и я обратился к фрилансерам на FL.ru. Я получил отклик от команды разработчиков, которые составили ТЗ (о чем даже не думали агентства). Они продумали все риски: сказали, что нужно использовать сервера, межсетевые экраны и в целом создавать "безопасный IT-периметр”. В итоге менеджер типографии перестал согласовывать фотографии с каждым клиентом. Теперь ему надо только загрузить фото на сервер и нажать на кнопку «запустить смс-рассылку». Клиенты сами отбирают фото, тип сувенирной продукции и вносят необходимые правки через веб-интерфейс. Менеджеру остается только выгрузить ответы клиентов и отдать заказ в работу.
Автоматизация увеличила уровень customer success.
Как результат:
— на 20% сократились возвраты с почтовых курьерских служб;— скорость обработки одного заказа снизилась с двух недель до трех дней, где один-два дня занимает сбор данных и лишь один занят уточнением деталей и запуском всего заказа в работу;
— на 20% выросла прибыль компании.
Создание программы обошлось типографии в 150 000 рублей
Кейс интернет магазина: программа для безлимитного автопостинга в группы в соцсетях
Мой клиент искал новые инструменты маркетинга в соцсетях. Мы решили попробовать автопостинг, но столкнулись с тем, что внутренние фичи соцсетей очень неудобны, а расширенный функционал дают платные сервисы по подписке (от 300 рублей в месяц за ведение одной или двух групп). Объемы контента были большие, и следить за сторонней платформой, которая не дает всех аналитический функций, нам не хотелось.
Мы обратились к фрилансерам вышеупомянутой биржи за созданием собственной программы. Исполнитель за 3 тысячи рублей написал свое решение.
Вот так выглядит разработанная программа для заказчика
Теперь клиент ведет неограниченное количество групп и публикует неограниченное количество постов. Решение окупилось максимум за 10 месяцев.
Мой опыт показал, что фрилансеры сегодня сами часто выступают в качестве консультантов, предлагая нетривиальные пути решения задач. У некоторых из них опыта и навыков гораздо больше, чем у штатных сотрудников компаний; многие уходят во фриланс, так как просто переросли рынок. Исполнители мотивированы работать быстро и качественно, берутся за интересные проекты, чтобы добавить их в портфолио. Тем компаниям и специалистам, которые знают, как работать с биржами и искать фрилансеров, открывается безграничный доступ к экспертизе миллионов талантов.