Вредные советы Максима Зайцева
Максим Зайцев Head of Digital в Digital Lab решил немного побыть Григорием Остером. В своих вредных советах он рассказывает, как работать с проектом от момента составления ТЗ и выбора подрядчиков до релиза и оплаты работ. Читайте и делайте наоборот!
Составление ТЗ
1. Первым делом утаите самые важные фичи и моменты. Студиям нравится, когда в процессе работы вылезает еще примерно такой же объем работы.
2. Формулируйте задачу максимально размыто. Налейте побольше воды, но ни в коем случае не говорите подрядчикам о конечной цели продукта.
3. Никогда не составляйте бизнес- и функциональные требования. А если уж решили составить, то поместите их в максимально запутанный документ. И не забудьте отдать его всем коллегам: пусть каждый внесет свои комментарии и правки!
4. Вершина мастерства – куча противоречащих друг другу комментариев. Пусть один говорит, что должно получиться круглое и зеленое, а другой – квадратное и теплое.
5. Не проводите брифинг с подрядчиками, а лучше – вообще не выходите на контакт. Просто вкиньте задачу и ждите оценку.
Выбор подрядчиков
1. Смотрите только на цены: остальные факторы вообще никакой роли не играют. Кто дешевле, тот 100% лучше!
2. Забудьте, а лучше сразу удалите портфолио, которое вам прислали. А если автор еще и пометил его как релевантное вашему запросу – смело забаньте его на веки вечные, что он вообще себе позволяе?!
3. Не парьтесь насчет наличия специалистов в штате исполнителя: суб- и субсубподряд – лучшее, что может случиться с проектом.
4. Исполнитель не скинул вам стандартный бриф? Не стоит ему доверять! А если он вам еще и пишет, звонит и задает вопросы – игнорируйте, не тратьте свое время! Подрядчику явно нечем заняться раз он пытается вникнуть в вашу задачу.
5. Сразу обсудите постоплату с максимально долгим сроком. Ведь все хотят почувствовать себя Уорреном Баффетом.
Взаимодействие во время реализации
1. Запомните основное правило: почаще выключайте телефон и все средства связи, заблокируйте подрядчика в соцсетях и мессенджерах и вообще старайтесь как можно реже выходить на связь.
2. Давайте максимально короткие комментарии и ответы на вопросы. Вершина мастерства – исключительно слова «да» и «нет».
3. Не забудьте попросить «поиграться с цветом кнопки» (даже если он вас сразу полностью устроил). Ведь лучшее – друг хорошего!
4. Идеальный вариант для ЛПР – полностью отключиться от коммуникации по проекту и делегировать ее какому-нибудь коллеге. Его ни в коем случае нельзя посвящать в проект: просто включить в коммуникацию и уйти в закат.
5. Не поощряется, но в целом приветствуется раз в месяц врываться в чат с вопросом, когда проект будет сдан.
6. Та-да-да-дам: не упустите тот самый момент, когда надо рассказать о важных фичах, которые вы утаили при составлении бизнес-требований. И сразу докиньте новых зада!. Например, запилить в проект нейронную сеть.
7. Не забывайте, что цена уже озвучена, и подрядчик не вправе повышать ее из-за доп. работ!
8. Не отвечайте и не согласовывайте работы месяцами, а потом ругайтесь из-за смещения сроков, ведь проект в первую очередь нужен не вам, а исполнителю.
9. Почаще передавайте управление проектом от сотрудника к сотруднику: новая кровь и свежая голова еще никому не помешали.
10. Не требуйте никакой документации по проекту от подрядчика и сами ее не составляйте.
11. Забудьте про декомпозированные тайминги и сметы. У вас есть конкретный дедлайн, все остальное не имеет значения.
12. Почаще звоните и пишите проджектам и аккаунтам по ночам и в выходные. У них нет семьи, друзей и хобби, только ваш проект. Не дайте им заскучать одинокими вечерами: пусть ваше сообщение станет лучиком света в темном царстве!
Дизайн
Не оставляйте дизайн без внимания: давайте бесконечные правки на всякий случай. В идеале – нарисуйте в Paint то, что хотите, и требуйте реализовать именно так. Дизайнер без вашего бдительного контроля точно не справится. Помните, что сетки, дизайн-системы и все в таком духе, придумано, чтобы сидеть и ничего не делать с умным видом. Не дайте себя обмануть! Настоящий профессионал рисует любой интерфейс за пару часов.
Дальнейшее развитие проекта
Если вы следовали всем моим советам, то у вас уже получился идеальный продукт.
На этапе, когда все готово к релизу, вам придется активно поработать: не выходить на связь, не давать информацию куда и что выкладывать. Главное максимально растянуть этот момент! И оплату тоже: истинный художник должен быть голодным.
Поддержка проекта
Если вы проявили слабину и все-таки поделились инфой, что и куда релизить, то о поддержке уж точно можно забыть. А зачем она нужна, ведь мы уже все сделали! Кому нужны поддержка серверного окружения, контентная поддержка, обновления и прочее? Точно не вам: положили и забыли.
Релиз в пятницу в 19:00
Если вы все-таки решили релизить продукт, то нужно найти время, когда подрядчик не работает. Например, зарелизились – и сразу на выходные. Так вы проверите, действительно ли подрядчик сидит и ежеминутно следит за вашим проектом.
Ценообразование
Любая конечная стоимость работ должна быть оспорена! Требуйте снизить цену, оставив те же уровень, качество реализации и функциональные требования.
Вывод
Посмеялись – и хватит, теперь серьезно. Конечно, в реальной работе действительно случаются моменты, когда надо поработать ночью или в выходные, нет возможности выйти на связь с подрядчиками или необходимо внести изменения в оговоренную ранее структуру.
Все мы люди и понимаем, что это абсолютно нормально. Тревожный звоночек – системное следование сразу всем вредным советам. Уверен: это не про вас!
У вас тоже есть вредные советы? Пишите в комментариях, соберем новое собрание сочинений в нескольких томах.
Ваш Digital Lab
Самое главное: потребуйте озвучить цену ещё до определения требований к проекту! Любой уважающий себя исполнитель может заранее, без определения границ проекта, назвать цену.
Ну и скидку сразу надо требовать! можно даже до того, как озвучат стоимость)