Как и где найти фактуру для статьи
Как сделать статью увлекательной и цепляющей? Рецепт: правильная тема, хороший слог и фактура.
Чтобы сделать качественную статью, готовьтесь приложить усилия и собрать информацию: факты, статистику, комментарии, кейсы, экспертное мнение, примеры, иллюстрации. Это — фактура, которая делает текст полезным и привлекательным для читателей.
Разберемся, какая бывает фактура, где найти информацию и как использовать ее в публикациях.
Какие материалы интересны читателям
Факты
Используйте любую информацию, чтобы подтвердить свою точку зрения и разнообразить ее. Не забывайте, что факты надо проверять! Неверная информация может стать “бомбой” для автора, журнала или компании.
Один из самых крупных провалов фактчекинга случился в Великобритании в 1998 году и обернулся паникой во всем мире.
Один врач, Эндрю Уэйкфилд, опубликовал в крупном медицинском журнале "Lancet" статью, где утверждал, что прививка от кори, краснухи и свинки (MMR) вызывает аутизм. Статья была разгромной, люди начали отказываться от прививок.
После перепроверки оказалось, что статистика в статье была фальшивой, а результаты исследования врач сфабриковал.
Уэйкфилд был совладельцем фармацевтической компании и зарегистрировал патенты на экспресс-тест и моновакцину от кори.
Несмотря на опровержение, паника разрослась, а заболеваемость и смертность от кори выросли в десятки раз. Все случилось из-за того, что редакция журнала не проверила информацию.
Статистика
Статистика делает текст более достоверным, подтверждает ваши выводы и идеи. Используйте точные цифры, чтобы подчеркнуть актуальность темы, а графики — для наглядной демонстрации.
Автор статьи Известий приводит данные с портала SuperJob. Многие сервисы проводят внутренние исследования, а информация о них доступна всем.
Быстро цепляют внимание материалы с заголовками, где указываются цифры. Например, “Каждая пятая женщина — жертва домашнего насилия”, “Почему 8 из 10 покупателей выбирают доставку”, “70% россиян не могут позволить себе отпуск на море”.
Эксперты
Мнение специалистов о проблеме, комментарии к новостям и событиям, дискуссии на острую тему, советы и рекомендации выглядят авторитетно и привлекают внимание.
Как думаете, насколько релевантной была бы эта статья Daily.Afisha, если бы называлась “Советы кулинара”? Несмотря на то, что она посвящена открытию школы кулинарного мастерства, удерживает читателя именно рассказ о Джейми Оливере.
РБК тоже обращается к экспертам в статье про таяние ледников. В публикации журналист приводит комментарии 6 экспертов из разных стран и дает ссылки на научные исследования ведущих НИИ. В результате у читателя есть полная картина событий.
Комментарии
Показать отношение, разные точки зрения, наглядно продемонстрировать проблему можно с помощью комментариев. Недаром крупные ресурсы дают пользователям обсуждать все публикации — комментарии люди любят не только писать, но и читать.
Разгромная статья вышла на VC.ru после скандала с увольнением сотрудников Xsolla. Публикация строится на комментариях пользователей в социальных сетях.
Позже на эту тему написали в TexTerra и тоже приводили комментарии из сети: на этот раз возмущение ситуацией высказали компании.
Кейсы и примеры
Рассказывайте о реальных кейсах, приведите яркие примеры и поделитесь жизненным опытом — своим и чужим.
Тинькофф-Журнал давно использует формат кейсов в своих статьях про финансы, путешествия, законы и недвижимость. Читатели делятся позитивным и негативным опытом, рассказывают о лайфхаках и провалах, делятся проблемами с редакцией.
Иллюстрации
Мало кто может сконцентрироваться на “простыне” текста — как только человек устанет читать, вы его потеряете. Чтобы разнообразить материал и сделать его динамичным, мы используем инфографику, фото, картинки, скриншоты, графики, диаграммы, таблицы, видео и анимацию.
Такую инфографику использует ТАСС в статье: наглядно, понятно и коротко обозначается вся важная информация. Инфографику можно создавать самостоятельно через специальные сервисы, находить в фотобанках или брать из первоисточника, ссылаясь на него.
МЕДУЗА показывает графики в статье-расследовании на тему коронавируса и реальной статистики заболеваемости в России. Графики и диаграммы можно рисовать вручную, создавать в Excel или брать из отчетов, оставляя ссылку на источник.
AdMe использует картинки и схемы в статье “Спорим, вы и не догадываетесь, откуда пошли 8 традиционных русских жестов”. Когда есть возможность и навыки, чтобы делать собственные иллюстрации — это отлично. Остальным придется воспользоваться фотобанками.
Где найти фактуру для статьи
Личный опыт
Поделитесь примерами, историями из собственного опыта или жизни знакомых.
В социальных сетях, на форумах и тематических порталах
Здесь можно найти комментарии, кейсы, примеры на любую тему, собрать статистику и познакомиться с экспертами. Выберите несколько крупных групп, веток форумов или сайтов по нужной тематике, поищите информацию, сделайте скриншоты. Можно провести опрос, попросить подписчиков описать свой опыт, поделиться мнением.
В СМИ и книгах
Телевидение, радио, журналы и книги можно использовать как неиссякаемый источник фактов, статистики и различных комментариев. Главное — проверять информацию и давать ссылку на первоисточник.
Официальные сайты организаций
Найти статистику и другую информацию можно на сайтах ведомств, министерств и компаний. Многие из них публикуют отчеты, исследования и интервью. Практически любую статистику можно найти на Росстате, Rosinfostat, Исследования Яндекс, опросы на ВЦИОМ, Левада-Центр, Фонде общественного мнения и ТАСС.
Сервис журналистских запросов Pressfeed
Получить от экспертов комментарии, оценку событий, статистику и кейсы можно через сервис журналистских запросов Pressfeed, зарегистрировавшись там в качестве журналиста или блогера. Это бесплатно. Нужно разместить соответствующий запрос на сервисе, подождать, когда эксперты отправят ответы, и выбрать наиболее подходящие.
Внутри компании
Для публикаций в корпоративном блоге можно использовать внутреннюю статистику компании, привлекать в качестве экспертов сотрудников и партнеров. Клиенты чаще всего тоже готовы поделиться мнением, рассказать об опыте фирмы и необычных кейсах. Предложите партнерам поучаствовать в создании материала, побеседуйте с корпоративными клиентами об интересующих вас вопросах.
а что едлать, если народ такой ленивый, что более 240 знаков, тоеть заголовка и первой строчки адвно не читает?
очевидно, писать интересные для народа тексты:))) Надо цеплять читателя в заголовке и лиде, иначе никак.
Спасибо, для меня очень полезная статья!
Пожалуйста!
Спасибо!
Пожалуйста!
Интересно, полезная информация!