Штрафы за 500 тысяч за контекст по товарным знакам конкурентов: что в итоге?

В 2019 году вышла нашумевшая статья «Как попасть на 500 тысяч рублей за рекламу по названиям конкурентов в интернете». Летом 2021 года вышестоящие суды сформировали практику по этому вопросу — что делать и как быть в данном вопросе. В статье анализ кейса, судебная практика и мнение ФАС.

Можно ли давать контекстную рекламу по названиям брендов конкурентов?

В статье, из-за которой возникли опасения написано, что если использовать в контекстной рекламе товарные знаки конкурентов, то это может вызвать а) штраф за недобросовестную конкуренцию от 100 до 500 тысяч рублей и б) компенсацию владельцу ТЗ от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Проблема статьи в том, что изначально она не описывала то, что есть на самом деле.

Штрафы за 500 тысяч за контекст по товарным знакам конкурентов: что в итоге?

Что на самом деле происходит с контекстной рекламой по брендам конкурентов?

Верховный суд так дал такую оценку предполагаемому нарушению:

Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учётом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 10.bis Парижской конвенции).

Постановление Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10, пункт 172

То есть использование чужого бренда в ключевых словах рекламы в поиске может быть признано, а может быть не признано актом недобросовестной конкуренции. Ничего не сказано про незаконное использование товарного знака. В таких случаях лучше обращаться к судебной практике — в местах правовой неопределённости суды устанавливают нужные границы.

Через 11 месяцев (то есть с учётом мнения постановления Пленума ВС РФ) Арбитражный суд Калининградской области вынес решение по делу, где использовался товарный знак в ключевых словах. Вот, что сказал суд:

«Использование словосочетания, аналогичного зарегистрированному словесному товарному знаку, в качестве ключевого слова для поиска в сети Интернет не может быть приравнено к использованию товарного знака.

Включение обозначения, совпадающего с товарным знаком заявителя, в число ключевых слов при оформлении контекстнои рекламы, не может расцениваться как использование средства индивидуализации, в виду того, что такое деиствие не направлено на индивидуализацию товаров (услуг) хозяиствующего субъекта-конкурента»

Такой же оценки придерживается 17 арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.08.2019 в деле А60-763/2019.

Самое интересное дело (А56-110340/2019) произошло в Санкт-Петербурге — там был самый подробный разбор кейса: за контекстную рекламу с использованием бренда конкурента взыскали компенсацию.

В тексте решения суда первой инстанции по делу не совсем ясно указано, в какой форме это использование случилось: за ключевые слова (что у меня вызывает вопросы), за бренд в заголовке объявления или как-то дополнительно. Выводы не сделаешь, надо читать все решения по делу.

Апелляционный суд указал, что имело место словесное обозначение товарных знаков в тексте заголовка. То есть не в ключевых словах, а именно в заголовке. За это и взыскали компенсацию.

В 2021 года своё слово в вопросе сказал СИП — Суд по интеллектуальным правам.

В июле 2021 года СИП указал, что использование в качестве ключевого слова для поиска информации в сети “Интернет” по своей сути является техническим параметром показа рекламного объявления в поисковои системе, определяемым рекламодателем и настраиваемым посредством соответствующих инструментов в интерфеисе поисковои системы, не индивидуализирует какие-либо товары, услуги либо самого рекламодателя и не является самостоятельным способом использования товарного знака по смыслу статьи 1484 ГК РФ.

Дополнительно судом указано:

«Использование без согласия правообладателя чужого товарного знака в качестве ключевого слова в контекстнои рекламе, если в самом объявлении товарныи знак не используется, не является нарушением. Если же товарныи знак размещен в самом рекламном объявлении, то такое использование может быть признано нарушением исходя из пункта 3 статьи 1484 ГК РФ»

Постановление СИП от 26 июля 2021 года по делу А56-49696/2020

В августе 2021 года суд указал буквально следующее:

«Само по себе включение обозначения, совпадающего с товарным знаком либо с фирменным наименованием хозяиствующего субъекта- конкурента, при оформлении контекстнои рекламы не может рассматриваться как использование средства индивидуализации в смысле положении ГК РФ, поскольку данное деиствие не направлено на индивидуализацию собственных товаров»

Постановление СИП от 16.08.2021 по делу А41-88433/2018

Что нельзя делать, давая контекстную рекламу по названиям брендов конкурентов?

Ровно то, что указали суды: использовать словесное обозначение товарных знаков конкурента в тексте заголовка. То есть нельзя использовать в заголовках, графических изображениях, в доменных именах зарегистрированный товарный знак конкурента.

Это на самом деле не новость, а то же, что установлено законом — не индивидуализировать свои товары и услуги чужим именем.

Как действовать, давая контекстную рекламу по названиям брендов конкурентов?

  • Нельзя давать контекстную рекламу по названиям брендов конкурентов, используя товарный знак конкурента в заголовках, графических изображениях и в доменных именах.
  • Не использовать графические изображения конкурента (логотипы и бренды) в любом случае, если у вас нет права на само изображение.

Антимонопольные штрафы от ФАС и мнение юристов

При том, что само по себе использование товарного знака конкурента в ключевых словах не есть незаконное использование товарного знака, с учетом цели такого использования оно может быть признано актом недобросовестнои конкуренции.

Такое мнение высказано УФАС в разъяснениях № АК/91352/19 «Об использовании средств индивидуализации в качестве ключевых слов». Ваши действия будут актом недобросовестной конкуренции, если при использовании ТЗ в ключевых словах:

  • используется товарный знак конкурента;
  • вы пытаетесь получить преимущество;
  • использование противоречит закону, обычаям делового оборота, а также требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • вы можете причинить или причинили убытки конкуренту ИЛИ нанесли ущерб его деловои репутации

Недобросовестная конкуренция влечёт за собой штрафы — от 100 до 500 тысяч рублей для ООО, на должностных лиц от 12 до 20 тысяч.

Подписывайтесь на телеграм канал ёЛигал: о юридическом маркетинге и бизнесе, судах и работе юристов.

1818
9 комментариев

Спасибо за разъяснение 

1
Ответить

В Норвегии было подобное дело. По памяти, не признали нарушением права на ТМ. Но ещё ждёт рассмотрения в верховном суде.

Ответить

Поясните на пальцах. Есть продавец с названием А. И есть продавец с названием В. В даёт контекст в директе с ключевыми словами содержащими название конкурента А. Все законно ?

Ответить

1. Нарушения исключительных прав не будет. 
2. Может быть нарушение антимонопольного законодательства со штрафом соблюдаются все условия, которые выше указаны в статье

Ответить

Вот классический случай (свеженький, 2021-2022 )когда владелец зарегистрированного товарного знака попытался через суд требовать компенсацию в 1 миллион руб за то, что в Гугле и в Яндексе по ключевым словам, похожим на зарегистрированный им товарный знак, иногда в списках выдачи результатов выскакивала реклама конкурентов.Дело кончилось пшиком как изначально и ожидалось.Но надо признать, что истец оказался упорным. Сначала он пол-года всем письма счастья рассылал с требованиями "прекратить и компенсировать". А потом, когда его с его письмами все, к кому он обращался, вежливо отшили, выбрал одного из "нарушителей" и подал на него в суд.Был суд и два апелляционных заседания. Суд и апелляции во всех инстанциях в претензиях отказали.Кому интересно - заключения и разбор аргументов по делу https://kad.arbitr.ru/Card/7479f8cf-c8ce-443c-8baa-8be80b80b1b9

Ответить