Мы поняли, что концепция дышит на ладан. Вторая часть истории про агрегатор «Кудалибо»
В предыдущей части я рассказал, как мы осознали ситуацию с трансферами в Крыму, обосновались в Севастополе и начали строить систему. Далее расскажу, как бизнес-план столкнулся с реальностью.
Мы начали задавать вопросы себе, и поняли, что первоначальная концепция нежизнеспособна
Поиск проблем. Диспетчеры
Так как мы задумали органично встроиться в рынок, начали изучать проблемы, которые на нем есть, чтобы каждой из сторон предложить бонусы. Так как балом правят Диспетчера, анализ показал следующее:
- Водители часто обманывают и не переводят комиссию;
- Водители передоговариваются с пассажирами, чтобы везти потом без диспетчера;
- Диспетчера тратят много времени и сил на раскидывание заказов по группам Телеграмма, переписку с водителями, а потом удаляют свои сообщения по тем же группам;
- В пиковые моменты, по всем группам пачками мигрируют заказы, создавая хаос;
- Ситуация, когда водитель взял заказ и не встретил клиента была не редкой;
- Ситуация, когда пассажир заказывал такси везде, и уезжал на первом приехавшем водителе - тараканьи бега - происходит регулярно;
- Никто не успевает проверять черные списки водителей (а они есть);
Тайком я прокрался в несколько групп под видом таксиста и наблюдал, как происходят торги. Обычно объявление о продаже заказа выглядит следующим образом:
Решение для Диспетчеров
Мы создали личный кабинет для Диспетчеров, который позволяет создавать заказы из подгрузки .XLSX или просто копипаста по шаблону, назначать свои цены и отправлять их в общий котел заказов.
При этом, если в заказах других Диспетчеров появляются совпадения по номерам телефонов и датам, мы сообщаем всем участникам, что по такому-то заказу необходимо переговорить с Пассажиром, так как может быть ситуация с "тараканьими бегами".
Так же создали специальный чат-бот для Телеграмма, которого можно добавлять в нужные группы, и он будет размещать заказы с гиперссылкой в заказ в приложении для водителя по технологии deep-link.
А для экономической выгоды диспетчеров, мы предложили им пользоваться сервисом за 10% от причитающейся им суммы перечислений. Комиссия с комиссии. Звучало все прекрасно, и экономика работы сходилась неплохо. Но кое-что упустили, о чем поговорим в третьей части.
Поиск проблем. Водители
Так как на рынке сейчас взаимодействуют серые водители и Диспетчеры, то позаботиться надо было и о водителях. Разговоры и переговоры выявили следующие проблемы:
- Водитель часто не успевает оплатить комиссию в срок диспетчера;
- Водителя не считают достойным переговоров, и просто заносят в черный список. Только упертые из него выходят;
- На рынке много "кидал", которые продолжают работать и кидают других таксистов;
- У водителей есть "свои" заказы, когда клиенту понравилась поездка, но выполнить эти поездки водитель не всегда может сам - надо перепродавать;
- Перепродажа - головняк для водителя как и для диспетчера, их чаще кидают;
- Водители часто едут пустыми назад, так как заказы разлетаются хаотично;
- В лучшем случае, подбирают на вокзале пассажиров и везут по цене автобуса;
- Качество машины никто не контролирует, поломки на дороге часты, связь в горах может отсутствовать;
- Водители на межгороде недолюбливают водителей в городе;
- Все ненавидят диспетчеров за низкие цены.
Получалась картина, что даже хороший честный водитель мог оказаться и в черных списках, и обманут "кидалами", и ездить пустым за минимальные суммы. И тенденции к улучшению ситуации не наблюдалось.
Решение для водителей
Мы сделали приложение для водителя на Андроиде, в котором водитель мог быстро принимать решения о заказу, фильтровать удобные ему и всегда быть защищенным от обмана - система все держит под контролем.
Приложение прошло обкатку через водителей, внесли много замечаний, и продолжили изучать рынок.
Экономику списаний и начислений мы так же продумали, чтобы водитель могу держать положительный баланс и получать заказы.
Отдельно стоял вопрос организации "обраток" - заказов, чтобы вернуться не пустым домой. И логика строилась следующим образом:
- Одному водителю надо вернуться в Севастополь из Симферополя;
- А другой покупает заказ из Севастополя в Симферополь, и потом будет искать обратку;
- Система понимает даты и длительность поездок, и принимает решение с различными допущениями, что водителю №2 надо отдать оба заказа.
В этой ситуации мы с одной стороны оставили водителя без работы, но при этом второй водитель получил 100% загрузку и не будет простаивать. Если он будет доволен работой, ему скоро не понадобятся никакие чаты - работа идет с нашей помощью без лишних заморочек.
Чтобы справедливость на рынке сохранялась, мы вывели этот функционал под название "Комбо-режим", и только водители с включенным "Комбо" начинали участвовать в этой системе. Потому Водитель №1, который остался без заказа, может просто выключить данный режим, и приступить к обычным одиночным заказам, которые остаются после распределениях заказов по "Комбо-наборам".
Первые сомнения
Когда происходит проектирование базы данных, создание интерфейсов и личных кабинетов, опытные разработчики задают простые и очевидные вопросы, но которые ставят инициаторов идей в тупик. Точнее, инициатор никогда не заходит в тупик, но его метания начинают вселять подозрения в незаконченность мысли.
Я начал разбирать текущую логику работы по экономическим и юридическим аспектам. Логика строилась следующим образом:
- Таксисты Аэропорта держат цену до Севастополя около 3000 рублей;
- Диспетчера из Телеграмма привлекают клиентов на 1500-1700 рублей;
- Водители в межсезонье едут за 1000-1200 рублей;
- Комиссия Диспетчера составляет 300-500 рублей;
- Водители самостоятельно оплачивают комиссию за переводы комиссии через терминалы - от 3 до 5%;
- 300 рублей - это 20% от стоимости поездки в 1500 рублей;
- 6% - налог при УСН "Доходы";
- 15% - средняя цена получения наличных в Москве;
- 5% - комиссии на переводы средств;
- 10% - хотелось бы вообще зарабатывать с оборота;
- 36% - итоговая комиссия, которую мы должны взимать.
Стало очевидно, что мы не можем просто взять и повторить серую схему трансферных перевозок Крыма, и при этом заработать. Не говоря уже о том, что переговоры с Диспетчерами и водителями не задались.
Диалог с рынком
Я попросил своих связных среди водителей накидать мне контакты диспетчеров Крыма, которым начал писать предложения. Помимо простого молчания, встречались позитивные и отрицательные моменты:
Диалог с теми, кто прочитал и не ответил я продолжать не стал, значит людям ничего не интересно, и у них все хорошо.
Все те, кто откликнулись, разделяли все проблемы и общение с ними прошло хорошо. А те, кто встретили в штыки, как потом выяснилось, подняли больше всех шума в отдельных чатиков Диспетчеров.
Так же прошло несколько созвонов, где мы голосом пообщались и выяснилось, что автоматизация Диспетчерам интересна, но у них уже люди работают в чатах, и придется всех уволить. А они на это не готовы пойти.
Диалог с рынком показал, что рынка нет, и меняться никто не будет.
Водители и Аэропорт
Все водители в Крыму делятся между собой на "курортных", "городских", "аэропортовские" и "межгород". Все друг друга не любят, готовы портить друг другу жизнь или не пересекаться вовсе.
В нашу систему они входили все охотно, потому что даже гордые "аэропортовские" и "курортные" так или иначе нуждаются в "обратках", хоть это и не принято признавать вслух. И что-то новое, если там есть заказы, все встречали с интересом.
При этом никто из водителей, с кем шел диалог, не видит смысла в открытии своего ИП и как-либо оформляться - это для них прямое сокращение доходов.
В Аэропорту работает официальная организация, с официальными тарифами. И тарифы эти в разы выше тех, что крутятся на рынке, и в разы выше того, что готовы платить пассажиры. Но так как желающих ругаться на классовом уровне и юридическом не так уж и много, то и конкуренции особой нет. Потому я считаю Аэропорт заложником ситуации, так как выбирать им практические не из чего. А сейчас как-то все работает.
Итог второй части
Мы создали продукт, подстроились под рынок, но рынок идею не воспринял. Потому был разработан план Б, долгосрочный и независимый. Об этом мы поговорим в следующей части.
Я сейчас прохожу такой же путь, в другой сфере. Но противодействие со стороны посредников ошеломляет)
Дорогу осилит идущий! Удачи нам всем!
Комментарий удалён модератором
Комментарий удалён модератором
В личке на фейсбуке просят не про план Б, а про Яндексы и Санкции написать. Наверное будет важно рассказать сначала эту часть, и уже потом перейти к плану Б.
Постараюсь не сильно задерживать с публикациями.
Название сервиса как-то не очень, слышится как "Кидалово".
Ох, сколько шуток вы сами о себе придумали и хотим использовать в различных направлениях - вы не представляете. А Кидалово.ру лишь меньшее из зол =)