Смены систем требуют наши сердца: как быстро заменить инструмент для автоматизации продаж
Смена поставщика SFA-решения — больная тема для многих производителей FMCG и DIY. Проблемы с SFA негативно влияют на продажи производителя и на KPI sales-команды. Однако, многие компании годами ходят по рынку, смотрят поставщиков, но не решаются на переавтоматизацию. Выясняем, почему.
Потребность смены поставщика SFA-решения возникает, если:
- система устарела, не развивается или деградирует;
- не хватает важных модулей;
- производителя не устраивает качество данных;
- вендор не обеспечивает техническую поддержку;
- сроки / бюджеты доработок слишком высоки.
Работает — не трогай!
Львиная доля издержек при автоматизации сети сбыта приходится на коммуникации с дистрибьюторами. Это связано с тем, что SFA встраивается в жизненный цикл дистрибьюторской компании:
приём заявки → резервирование товара → отгрузка → сверка sell-in / sell-out → начисление бонуса дистрибьютору → начисление зарплаты sales force
Любое вмешательство в эти процессы дистрибьюторы воспринимают в штыки, поэтому даже маленькие изменения идут со скрипом. Мы знаем человека, который три месяца саботировал замену адреса выгрузки — а это всего строчка кода. Если дистрибьюторов больше 50 — проект рискует растянуться на два-три года. Поэтому перезапуск SFA производители откладывают до последнего.
Cтратегии замены SFA
Существует несколько стратегий замены SFA, рассматрим их плюсы и минусы.
1. Расширение за счет сторонних приложений
Производитель консервирует SFA и пытается решить проблемы, включая в контур проекта сторонние решения.
+ позволяет получить новые возможности, не затрагивая дистрибьюторов.
— долгие сроки;
— сложно реализовать бесшовную интеграцию;
— сохраняются проблемы с качеством данных.
2. Последовательный перевод площадок
Компания постепенно, начиная с самых лояльных площадок, переводит дистрибьюторов на новую платформу. Во время проекта поддерживается работа старой и новой систем.
+ доступ к новой системе; распределенная во времени нагрузка на проектную команду и дистрибьюторов.
— необходимость несколько лет сводить отчеты из двух систем;
— высокие риски «разбегания» данных;
— высокие риски потери данных о продажах нелояльных дистрибьюторов.
3. Переключение «по кнопке»
Переход на новую SFA без изменения интеграций с дистрибьюторами.
+ низкая стоимость входа;
+ дистрибьюторы фактически не замечают процесса перехода;
+ заказчик не тратит по новой бюджеты на подключение дистрибьюторов;
+ в компании появляется современная система SFA с постоянно обновляемым функционалом.
— требуются внутренние ресурсы для замены софта в уже налаженных процессах;
— требуется обучение команды.
Как Splat переключил дистрибьюторов за одну ночь
У Splat более 150 торговых партнеров и около 450 площадок по всему миру, компания использует классическую дистрибьюторскую модель сбыта. В 2017 году для управления каналом была внедрена система украинского вендора.
Достаточно быстро начались проблемы из-за качества данных, архитектуры и невозможности развития. В середине 2019 года команда начала проект переавтоматизации на «ST Чикаго» . Его удалось запустить быстро и бесшовно, без стресса для торговых партнеров и пользователей. После подготовительных работ дистрибьюторов переключили со старой системы на новую за одну ночь.
«От запроса предложения у вендора до запуска основного модуля прошло меньше 2 месяцев. Это самое быстрое внедрение на рынке FMCG в компании нашего масштаба», — комментирует Анна Морина, директор по цифровому развитию «Сплат Глобал».
***
Больше кейсов по оцифровке полей и повышению эффективности дистрибуции в нашей рассылке «Точки роста». Заходите, подписывайтесь, будем вам рады!
Почему я не могу лайкнуть статью?