Стартап дня: сервис по доставке обуви Shoes.com
Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.
Канадский стартап дня Shoes.com запустился пять лет назад и закрылся в этом году. Гармоничнее он бы смотрелся во времена бума доткомов.
Энергичный основатель проекта увидел пустую многообещающую нишу, «поднял» инвестиции и создал эдакую Lamoda для обуви с упором на удобство доставки.
Курьер привозил кроссовки через два часа после заказа. С таким сервисом неудивительно, что проект работал себе в убыток. Стартап быстро рос, скупал конкурентов, подобрал дорогой домен, но всё же закрылся, потому что не нашёл нового инвестора.
Сжечь успели $45 миллионов. История банальная — мало ли интернет-магазинов в мире банкротится. Но мне показалось интересным то, как основатель объяснил их неудачу.
По его мнению, в руководстве было слишком много людей из ИТ и слишком мало из мира производства обуви, это помешало создать хороший продукт. На мой взгляд, другое соотношение топ-менеджеров вряд ли бы спасло именно эту компанию. Конкурировать почти лоб в лоб с Amazon в Северной Америке слишком опасно. Но сама мысль стоит комментария.
Начиная с Amazon, стартапы в сфере электронной коммерции старались быть или хотя бы казаться ИТ-компаниями, и, кажется, подход устарел. Устойчивое преимущество на основе технологий построить уже нельзя, конкурентам легкодоступны идентичные решения.
AWS решил проблему масштабирования. Средние, набранные «по объявлениям» разработчики программируют любую простую функцию, а для сложных вещей вроде «умного» поиска есть доступные API.
В результате самый продвинутый интернет-магазин выигрывает за счёт технологий несколько процентов маржинальности. Серверов и ИТ-специалистов требуется меньше, стабильность приложения немного выше. Стоимость таких вещей в масштабах бизнеса почти нулевая.
Такое зыбкое преимущество явно не обеспечит требуемую инвестором сверхприбыль. Она появится только от правильной экономической модели. Программист-сооснователь в ecommerce-бизнесе, скорее всего, не нужен.