Интернет превратил деньги в игру, а криптовалюта и знаменитости вроде Маска её «раздувают» — и это опасно
Обыватели инвестируют в цифровые активы, надеясь мгновенно разбогатеть и стать, например, частью «племени» Илона Маска. Однако выгоду с них в основном получают разработчики, пиарщики и биржи, считает Fast Company. Для простых людей инвестиции в криптовалюту — это лотерея, чаще всего запрограммированная на проигрыш.
Упрощённая версия методологического принципа под названием «бритва Оккама» гласит: чем объяснение проще, тем оно лучше. У Илона Маска есть похожая мысль относительно будущего: чем ироничнее и зрелищней теория, тем вероятнее, что она окажется правдой.
Dogecoin могла бы в конечном счёте стать ведущей криптовалютой, ведь была запущена как шутка — чтобы высмеять остальные цифровые активы.
Подобными заявлениями Маск нередко раззадоривает подписчиков в социальных сетях, пишет издание: те каждый раз спешат купить больше Dogecoin, видимо, рассчитывая на её успех в будущем. Некоторые инвесторы с платформы Discord назвали монету «плебейской» — из-за того, что обыватели раздували её курс и провоцировали спекуляции.
За 2021 год область финансов, очевидно, стала неотъемлемой частью онлайн-среды, а денежное портфолио — показателем социального статуса в интернете. Это привело к возникновению инвестиционных пузырей. Пример тому — скупка «мемных» акций GameStop и разнообразных NFT-активов.
Но наиболее наглядной иллюстрацией Fast Company считает криптоторговлю. Инвесторы-любители всё чаще дают подписчикам финансовые советы, хвастаясь при этом своим криптопортфелем — с миллиардами, а иногда и триллионами различных альткоинов.
Власти говорят о недостаточном регулировании криптовалютного рынка, а инвесторы с опытом советуют новичкам внимательно проверять проекты, прежде чем вкладываться в них. «Но многие мечтают в миг разбогатеть и потому игнорируют любые предупреждения», — пишет издание.
По словам Fast Company, большинство владельцев Dogecoin рискует в конечном счёте потерять деньги. Но пока они хотят лишь одного: укрепить свой статус и стать частью онлайн-племени Илона Маска, который, в отличие от обывателей, может позволить себе относиться к этому как к шутке.
Речь здесь идёт не об экономических факторах, а о формировании идентичности.
Новоиспечённые инвесторы покупают альткоины стоимостью меньше доллара в надежде на лайки в соцсетях — и в этом, кажется, нет ничего плохого, отмечает издание. Однако всё это — свидетельство массового экономического упадка. С 1980 года продвигаться по экономической лестнице становится всё сложнее, пишут эксперты. Поэтому молодёжь руководствуется принципом: терять всё равно нечего, зато выиграть в теории можно всё.
Теперь деньги — это элемент игры, а криптовалюта — и зарплата, и пенсия
Статус практически всегда зависел от денег, но очевидней эта связь стала в 1980-х годах — когда компании превратили финансы в игру:
- Американская платёжная фирма Discover Financial впервые предложила кэшбэк владельцам кредитных карт.
- Авиакомпании разрешили клиентам копить мили, которые потом обменивали на бонусы: например, на ранний проход в зал ожидания.
Чем больше человек тратил, тем быстрее повышал статус.
В 2020-х же годах любителей пытаются привлечь к инвестированию. Торговая платформа Robinhood, например, бесплатно раздаёт новым пользователям акции и убеждает их, что торговать криптовалютами и рискованными опционами может практически каждый. Правда, такие инвестиции больше похожи на азартную игру, чем на обдуманные вложения, отмечает Fast Company.
А для более чем двух миллионов блогеров, подкастеров и стримеров криптовалюта — это способ получить дополнительный заработок и накопить на «пенсию», пишет инвестор венчурной фирмы SignalFire Джош Констайн. У них уже есть аудитория и влияние, поэтому автор аналитической рассылки Not Boring Паки Маккормик называет такую тенденцию «великой онлайн-игрой»:
- Где социальные сети — это платформы, чтобы делать ходы.
- А криптовалюта — способ вести счёт.
Правда, скоро играть в эту игру будут все, считают некоторые эксперты: достаточно уже посмотреть на децентрализованную игру Axie Infinity. Миллионы её пользователей разводят и коллекционируют разноцветных существ и зарабатывают внутреннюю криптовалюту — токены SLP.
Жители Филиппин за день получают в Axie Infinity больше денег, чем на привычной работе — например, $20 вместо $5.
Миллиардеры создают для обывателей иллюзорную утопию
У многих проектов вроде Axie Infinity единый подход: поощрять пользователей, чтобы удерживать их для личной выгоды, считает экономист Лекс Соколин. Всё это, по его словам, «гиперкапиталистическая инфраструктура, и принадлежит она миллиардерам».
Популярной криптовалюта отчасти стала благодаря социальным сетям, пишет Fast Company:
- Разработчики научились создавать привлекательные для пользователей монеты.
- Смекалистые пиарщики вроде Маска поняли, что, как и кому говорить, чтобы получить наибольшую для себя выгоду.
- А посредники типа бирж приспособились быстро реагировать на тренды, чтобы собирать комиссию с востребованных обменных направлений.
Для обывателей тем временем криптоинвестиции — не больше, чем лотерея. Они недовольны социальным неравенством, отсутствием экономических возможностей и потому готовы участвовать в любой авантюре, отдавая последние сбережения.
Доверчивостью непрофессиональных вкладчиков пользуются также мошенники. По данным аналитической фирмы Chainalysis, в 2020 году из-за обманных схем инвесторы потеряли около $2,7 млрд.
В 2021 году финансовый сектор полон пузырей, пишет Fast Company. Ни один из них не представляет угрозы сам по себе, но вместе они рискуют подорвать традиционные экономические институты. Власти могли бы выделить больше средств, чтобы строже регулировать криптовалюту. Однако лучший способ повлиять на ситуацию — позволить всем получить выгоду от экономического роста, заключает издание.