Не пиццей единой: смарт-перчатки, подводные лодки, «солнечный» душ и ещё три итальянских стартапа
Как в 26 лет подружиться с торговым представительством и привезти стартапы из Италии в Россию — материал организатора конференции «Большой куш».
Меня зовут Александра Котельникова, раньше я работала в группе компаний НП РТС, а теперь развиваю бизнес краудинвестинговой площадки StartTrack.
Пул моих задач разнообразен, но самое главное — я помогаю команде из более чем 30 человек бежать быстро и в одном направлении. Моя страсть — это люди, партнёрства и взаимопомощь единомышленников (спорим, мы с вами тоже можем друг другу помочь?).
Полгода назад мы поставили себе две задачи. Во-первых, помочь российским инвесторам вкладывать в лучшие зарубежные компании. Во-вторых, помочь российским компаниям, которые привлекают через StartTrack инвестиции, масштабировать бизнес за рубеж.
В качестве первого опыта решили проверить, есть ли интересные нашим инвесторам компании, например, в Италии. Раньше у меня Италия ассоциировалась только со вкусной едой, Ferrari и одеждой. Но оказалось, что интересный малый и средний бизнес у них тоже есть.
Первая встреча: выставка итальянских стартапов
Сначала мы хотели просто запросить у местных торговых представительств список проектов, но они предложили идею получше — встретиться лично.
В сентябре 2017 года мы оказались на SMAU Italy Restarts Up — это аналог «Открытых инноваций», проводится раз в год в Милане и собирает просто океан компаний, международных инвесторов и фондов из 40 стран. Помимо StartTrack от России на мероприятии были «Яндекс.Карты», «Сколково» и ФРИИ. Но сначала мы поехали в Пьемонт, где местная торговая палата тоже помогает локальным стартапам и компаниям.
Малый бизнес Италии: пицца или сельхоз-ИТ
Что такое бизнес в Италии? В первую очередь, это сельское хозяйство. Они делают на этом деньги, развивают геодезию и производства на основе сельхозпродуктов, работают с урожайностью и логистикой, обработкой посевов. У них есть настоящее сельскохозяйственное ИТ.
Пьемонт — самый технологичный регион Италии, стартапы оттуда легко бы привлекли зарубежные инвестиции. На 4,4 млн человек в Пьемонте приходится 438 тысяч компаний и €127,4 млрд ВВП. Турин — половина от этих чисел.
56% от €44,4 млрд экспорта пьемонтских компаний приходится на Евросоюз, 12% и 9,5% на Азию и США соответственно и всего 1,2% на Россию. Из Пьемонта вышли Lavazza, Martini, Fiat, Ferrero и другие крупные бренды.
Там работают тысячи компаний из США, Франции, Германии, Швейцарии, Великобритании и Японии. Чтобы был понятен масштаб: на зарубежные компании трудятся 107 тысяч из 4,4 млн пьемонтцев.
Какая промышленность развита в Пьемонте
- Продовольственная и сельскохозяйственная (59 тысяч компаний).
- Информационные технологии (семь тысяч компаний).
- Строительная (две тысячи компаний).
- Мехатроника (1300 компаний).
- Дизайн, аэрокосмическая промышленность, биомедицина (1250 компаний).
- Автомобильная (712 компаний).
В Пьемонте развит процесс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (R&D) — четыре инкубатора, шесть научно-технических парков, 380 лабораторий, 23 тысячи исследователей. В 2016 году регион инвестировал €2,7 млрд в исследования и разработки.
Шесть стартапов, которые мне понравились
Понравились мне — это не значит, что понравятся нашему аналитическому отделу после подробного изучения. С кем-то из них мы продолжим работать, с кем-то нет. Увидим.
Смарт-перчатки для боксёров
FightTec создают устройства для боксерских перчаток, которые надеваются под перчатку, чтобы измерять и вести статистику следующих показателей: тип и траектория удара, скорость, ускорение, сила удара, пульс, уровень кислорода в крови.
TAM оценивает стартап в €2,2 млрд, а свой продукт будет предлагать за €249. Впрочем, истории продаж пока нет. Сейчас разработчики заканчивают прототип, приложение и сертификацию.
В сентябре 2018 года они выйдут на рынок. Есть мнение, что такой девайс будет интересен не только спортсменам, но и компаниям, которые зарабатывают на трансляциях спортивных состязаний.
Подводные лодки для всех
The sea opportunities — стартап, который при поддержке чужих производств создал подводного робота для анализа морского дна. Они уже поставляют продукт компаниям, которые занимаются строительством портов и буровых платформ.
Сейчас стартап хочет создать собственное производство, чтобы снизить конечную стоимость продукта и вывести его в ритейл. Слоган — «подводные исследования для всех».
Черепица с солнечными панелями
SolarTeg — компания, которая производит черепицу со встроенными солнечными панелями и трансформаторами. Они позволяют накапливать и использовать солнечную энергию для повседневных нужд. У них уже есть продажи и клиенты из других европейских стран.
Сейчас компания привлекает инвестиции на увеличение объёма продаж, расширение распределительной сети, внедрение функции удалённого контроля и выход на новые рынки. Подобный продукт делает Илон Маск.
Uber для попутчиков
WeTaxi очень похожи на всем известные сервисы такси, вот только их продукт даёт возможность найти людей, которые едут в одну сторону, поделить с ними стоимость услуги и сэкономить.
Открыв историю продаж в июне 2017 года, за октябрь они выручили €80 тысяч. А сейчас привлекают инвестиции на выход в десять новых городов. Эта компания уже точно приедет на одно из наших ближайших мероприятий в декабре, где инвесторы сообщества StartTrack смогут лично познакомиться с её основателями.
«Поливалка» для автомобиля, которая может спасти вам жизнь
Продукт Easy Rain — это специальная система, которая устанавливается практически на любой автомобиль. Система постоянно считывает дорожные условия, а именно — объём воды на поверхности дороги.
Если лужа слишком большая и может вызвать занос, спрятанные под передним бампером устройства подают струи воды под высоким давлением перед передними колесами, тем самым очищая асфальт. Занос не происходит, можно спокойно ехать дальше. Продаж у компании пока нет, но всё впереди.
Душ, который который работает от солнечной энергии
HotBall производит душевые стойки для пляжей, дачных участков и других открытых пространств. Фишка продукта — полная самодостаточность. Подводите источник воды, устанавливаете стойку, солнце питает насос и подает воду.
Разработчики говорят, что их продукт можно без ущерба сбрасывать с вертолёта в труднодоступные места. У компании есть и другие продукты, выручка за 2017 год составила более одного миллиона евро, стартап находится на стадии изучения рынка.
Что дальше
Всего мы познакомились в Италии с пятнадцатью стартапами, потом через торговую палату и знакомых бизнес-ангелов заинтересовались ещё десятью. Сейчас аналитический отдел проводит оценку проектов и выбирает лучших.