Инструменты для создания эффективной бизнес-презентации
Соучредитель digital-агентства Artrange Григорий Попов — о типах презентаций и их особенностях.
Бизнес-презентация — незаменимый инструмент коммуникаций большинства организаций со своими партнёрами и клиентами. Она визуально передаёт важную информацию о компании или продукте и побуждает к действию аудиторию.
Содержание:
Цели и задачи статьи
Я много лет работаю в агентстве, которое создаёт сотни бизнес-презентаций в год для разных компаний по всему миру. В этой статье я расскажу об инструментах и методах создания таких бизнес-презентаций, как инвестиционные презентации проектов, коммерческие предложения, спонсорские пакеты, презентации для продаж. Также я покажу реальные примеры презентаций из кейсов Artrange.
Важно: в этой статье вы не найдёте общую информацию о презентациях, а также различные платформы для их создания. Предполагается, что вы владеете базовыми навыками PowerPoint или Keynote.
Бизнес-презентация для чтения и её отличия от презентаций для выступления
- Метод распространения. Бизнес-презентации в большинстве случаев рассылают дистанционно по электронной почте либо демонстрируют на ноутбуке или планшете лично человеку. Презентации для публичных выступлений показывают на большом экране через проектор.
- Присутствие спикера. Бизнес-презентация не требует спикера, так как в ней содержится вся необходимая информация для понимания ключевого предложения. Презентацию для публичных выступлений невозможно понять без спикера, так как иногда в презентации фигурируют только картинки и графики на весь экран. Более того, в презентациях для публичных выступлений весь фокус на спикере, а его презентация — вспомогательный инструмент для демонстрации его слов.
- Объём текста. В идеальной презентации для публичных выступлений вообще нет текста, максимум одно слово или короткий тезис в одно предложение; всё остальное — картинки (посмотрите презентации Стива Джобса). В бизнес-презентациях может быть много текста размером кегль 12 и 14. Есть примеры использования восьмого и десятого кегля, но это подходит презентациям для кейс-чемпионатов и презентациям по финансовым отчётам и аналитике.
- Формат экспорта. Где бы вы ни создавали свою бизнес-презентацию, её оптимальный формат экспорта — PDF. Файл этого формата клиенты могут открыть с любого устройства, в том числе и с телефона. Презентация для выступления может иметь более широкий спектр форматов, потому что спикер сам следит и настраивает экран. Я лично при создании презентаций для выступления использую Prezi.
Вывод: относитесь к бизнес-презентациям как к документам или отчётам с ключевым предложением, которые оформлены не в Word, а в PowerPoint. Презентации — отличный визуальный метод коммуникации с клиентами и партнёрами.
Пять полезных советов и техник при создании бизнес-презентаций
Используйте интерактивную навигацию
В PowerPoint у края слайда можно вставить иконки или фигуры и сделать из них гиперссылки на другие слайды. Это хорошее решение для презентаций объёмом до десяти слайдов. Качественная навигация с иконками позволяет читателям быстро переходить в нужный раздел и помогает понять, где вы сейчас находитесь в презентации.
Важно: если вы используете навигацию, то можно не нумеровать слайды. Выделите на каждом слайде пункт в навигации, на котором сейчас находится читатель.
Идеальное количество слайдов в бизнес-презентации — десять
Если не верите мне, предлагаю поверить Гаю Кавасаки, который разработал правило 10-20-30: десять слайдов, 20 минут на выступление и шрифт размера кегль 30 в презентации. Размер шрифта в данном случае подходит презентациям для выступления.
Ориентация слайда 16:9, а не 4:3
Привычка устанавливать соотношения сторон 4:3 установилась из-за формата проекторов, эта же ориентация первична и в PowerPoint ранних версий. Но большинство экранов, с которых будут читать вашу презентацию клиенты и партнёры, будут с ориентацией 16:9. Такие слайды легче разделить на две и три части, что даёт больше места для размещения смысловых блоков. В последних версиях PowerPoint сделала первичной ориентацию 16:9.
Модульная сетка для бизнес-презентации
Правильное использование модульной сетки — это половина успеха качественного дизайна в вашей презентации.
Модульная сетка помогает не перегружать слайд. Если ваше содержание не умещается на слайде, то стоит разделить его на две части или сократить объём информации до основных тезисов.
С помощью направляющих сделайте рамку для презентации c отступом по бокам слайда. От верхнего и нижнего краёв рамка должна отступать на равное расстояние. Чтобы добавить направляющие в PowerPoint, щёлкните правой кнопкой мыши — «сетка и направляющие» — «добавить направляющие», а далее перетаскивайте их в нужное место.
Используйте тёмный фон в бизнес-презентациях
Частый комментарий от сторонников правил публичных презентаций — не использовать тёмный фон. Если не планируете печатать эту презентацию и разориться на картриджах, то смело пишите белым по чёрному — это выделит презентацию на фоне остальных.
Важно: текст вставляйте исключительно белым, так как нужно сохранить максимальный контраст на слайде.
Особые типы бизнес-презентаций
В этой части статьи я выделю особенности создания инвестиционной презентации и презентации коммерческих предложений.
Структура инвестиционной презентации проекта (pitch deck)
Мы создали много инвестиционных презентаций, особенно для проектов из США: для компаний из силиконовой долины и для ведущих акселераторов. Приведу структуры слайдов, которые, по моему мнению, обязательно должны присутствовать в инвестиционной презентации.
Структура слайдов инвестиционной презентации от Гая Кавасаки:
- Постановка проблемы.
- Предлагаемое решение.
- Бизнес-модель проекта.
- Уникальная технология, которая позволяет решить эту проблему.
- Методы продвижения продукта (маркетинг и продажи).
- Конкуренты и текущие альтернативы.
- Краткое описание членов команды.
- Долгосрочный план.
- Текущий статус проекта в этом плане.
- Итог и призыв к действию.
Структура слайдов от Sequoia:
- Цель компании.
- Постановка проблемы.
- Предлагаемое решение.
- Почему сейчас?
- Расчёт объёма рынка.
- Конкуренты и текущие альтернативы.
- Продукт.
- Бизнес-модель проекта.
- Команда.
- Финансы.
Структура слайдов от Docsend:
- Цель компании.
- Постановка проблемы.
- Предлагаемое решение.
- Почему сейчас?
- Расчёт объёма рынка.
- Продукт.
- Команда.
- Бизнес-модель проекта.
- Конкуренты и текущие альтернативы.
- Финансы.
В последних двух вариантах хочу отметить хороший слайд — «Почему сейчас?» Он особенно актуален, когда нужно убедить инвестора, почему презентуемый стартап нужен обществу сегодня.
Презентация проекта инвестору — это высший и наиболее сложный уровень продаж. Большинство компаний могут взять за основу эту структуру и убрать по необходимости лишние блоки в своих презентациях для b2b-продаж, спонсорских пакетов, презентаций о партнёрстве и так далее.
Многие предприниматели не задумываются, какую проблему они решают для клиента, почему он должен заказать именно сейчас, какая цель у компании и каково её место в обществе.
Структура презентаций коммерческих предложений
До сих пор большинство компаний пишут коммерческие предложения на листе А4. В прошлом все предложения о партнёрстве составляли в виде писем.
Я понимаю, что таким образом можно сэкономить средства на дизайне, но это же лицо вашей компании.
Предлагаю:
- Сделать качественный шаблон коммерческого предложения в PowerPoint для постоянного использования, а потом менять в нём текст индивидуально под запросы клиента.
- Сделать эту презентацию в формате А4 с альбомной ориентацией для печати.
Не делайте много слайдов, максимум пять:
- Уникальное предложение товара или услуги для конкретного клиента.
- Почему ваш товар лучше, чем у конкурентов.
- Почему стоит воспользоваться предложением именно сейчас (распродажа, скидки, сезон).
- Детали предложения, технические характеристики (в зависимости от сферы).
- Контактная информация с призывом к действию.
Иногда невозможно уложиться в пять слайдов из-за четвёртого пункта. Частый пример — коммерческое предложение на разработку сайта. Приходится расписать технические особенности в два-три слайда, а иногда и более.
С помощью приложения Slider можно установить свой корпоративный шаблон коммерческого предложения в PowerPoint формате. После приложение позволяет менять текст и картинки в презентации под запросы клиента и отправлять сразу на почту.
Эффективность бизнес-презентации. Внедряем аналитику по конверсии переходов
Какой смысл вкладывать столько времени и денег в создание бизнес-презентации и не понимать её эффективность?
Предлагаю в презентации ставить интерактивные гиперссылки на сайт или лендинг для дальнейшего ведения потенциального клиента по воронке продаж.
Два наиболее распространённых способа для отслеживания переходов:
- Вставить ссылку в презентацию с UTM-меткой и отслеживать аналитику через «Яндекс.Метрику» или Google Analytics.
- Более простой вариант — использовать Google Url Shortner и отслеживать клики через его консоль.
waaat
Кто-то скопировал текст из вордпресса…