Поиск городской идентичности: опыт Кемерова

Идентичность у города Кемерово есть — мы ее нашли!

За несколько месяцев мы узнали, что близко жителям, какие образы откликаются в них, какие нет. Услышали тысячи мнений, историй о городе. Все они разные. Но так или иначе связаны с нашей природой, архитектурой, с нашим характером, опытом, который достался нам, кемеровчанам, от предыдущих поколений и сформировал наш язык, общие ценности, идеи и традиции.

Все, что мы узнали, упаковали в большое многостраничное исследование и назвали его «Модель идентичности Кемерова».

Идентичность — уникальные характеристики, смыслы, история, опыт, особенности ландшафта и главное, то, как жители понимают и воспринимают город и соотносят себя с ним.

Поиск городской идентичности: опыт Кемерова

Зачем искать идентичность?

Модель — это, в первую очередь, основа для творчества, для новых и главное — своих идей. Она поможет перестать копировать то, что уже создано и начать создавать в Кемерове по-кемеровски: фасады домов, украшения улиц, новые объекты, сувениры… Да все, что угодно! Главное, чтобы было близко жителям, а не какому-то очередному «московскому дизайнеру».

Мы уверены, Модель идентичности нужна, чтобы упростить внутригородские коммуникации, частично заменить собой идеологию города. Она поможет опираться не на вкусы конкретных людей, а на предпочтения, которые разделяют большинство горожан. А еще уйти от формализма — «сцена-шарики-салют» и «колхоза» — в постоянную внутреннюю дискуссию горожан: «Кто мы? Какие мы? Каких изменений нам не хватает?».

Как создавалась Модель идентичности Кемерова

Первым делом мы запустили масштабное анкетирование на нашем сайте idkem.ru, попросили самих жителей рассказать о себе, о своем ощущении города, воспоминаниях, легендах, мифах, поделиться, что им не нравится, чего им не хватает, что они хотят здесь изменить.

Анкета была сложная, с открытыми вопросами — мы хотели получить реальные размышления и отрефлексированный опыт повседневной жизни в городе.

Своим мнением поделились более 2000 кемеровчан.

Параллельно мы запустили опрос четырех фокус-групп: провели глубинные интервью с культурологами, историками, журналистами, школьниками и людьми старшего возраста.

Потом мы отдали все ответы социологам и урбанистам для анализа. Исследование породило много гипотез о городе. Чтобы утвердиться в них, дотянуть смыслы, мы пригласили горожан встретиться очно. На проектный семинар пришли 200 горожан. Среди них: бизнес, власть, заинтересованные кемеровчане. Так, ответы, полученные во время анкетирования, глубинных интервью и очной встречи с горожанами, стали основой для тестирования гипотез и написания Модели.

Что мы выяснили?

Итак, переходим к самому интересному — к наши инсайтам.

Наша Модель строится на трех китах: ландшафт, характер и опыт.

Давайте по порядку.

Ландшафт

Сами жители уверены — ландшафт в Кемерове особенный. Он пазловитый/вернакулярный, волнистый/ многоуровневый, панорамный, центричный.

Пазловитый/вернакулярный

Метафора пазла возникла благодаря уникальности (порой очень разных) районов города, компактно расположенных рядом друг с другом. Центральный, ансамблевый район, например, соседствует с Заводским промышленным. Гуляя по Набережной, мы видим трубы заводов.

Поиск городской идентичности: опыт Кемерова

При этом, административные границы этих районов не совпадают с границами, которые определяют жители этих районов. Так вырисовываются вернакуляры — народные топонимы.

Живу на Швейке.

Живу на Весеньке.

Живу на Фабричке.

Волнистый/ многоуровневый

Волнистый рельеф города (заложенный рекой) часто встречается в архитектурных решениях: характерный изгиб реки мы видим, как в элементах и формах зданий, так и в их расположении. Жители Кемерова отмечают, что такие дома есть во всех районах.

Но есть одна характерная черта: изгиб береговой линии правого берега, где бор. По этой линии можно узнать Кемерово в любой схеме. Все здания, построенные в этой волне — наши. Такого больше нигде нет. Наподобие Променада под горой. Цирк вписывается, и мойка с ночным клубом Колизей, даже надувной корт. Города — это квадраты и прямоугольники зданий, горы — треугольники. И только у нас волнистый рельеф.

Панорамный

Во время исследования кемеровчане очень часто писали про свои любимые места в городе с панорамными видами.

Моя любимая панорама с видом на лес на Лесной поляне. Кузгту, где я училась. Берег Томи возле лазурного берега. Вид на город из серебряного бора…

Панорама с Красной горки, Центр.

Вершина горы у шашлычек на правом берегу реки Томь, там хорошая панорама на город, было бы уместно сделать там смотровую площадку.

Крест, побережья Томи, панорама с горы Люскус, панорама долины реки с Елыкаевской возвышенности, шашлычки в д. Красно и Сухово, б-р Строителей, фонтан у Драмтеатра и набережная.

Центричный

Каждый район Кемерова (как мы писали выше) особенный, со своим колоритом, ритмом жизни, своими мифами и легендами, и он ценен для жителей этой территории. Тем не менее, главным символическим местом города остается центр. Он ансамблевый, он эталонный. Это главное место важных городских встреч, праздников, а также митингов.

В центральном районе Кемерова — бурная жизнь. Зато в других районах у нас скорее душевно.

Ну, мне тоже очень нравится наш центр. Он многим нравится. Почему он всем так нравится? Кто-то об этом говорит, кто-то нет или не осознает. Потому что он местами вот с этой концентрацией, потому что он похож на Питер и на Москву.

Цвета

Главные цвета города: оранжевый, серый, зеленый, а также цвет горохового супа и зардевшейся невесты. Последние два (таких метафоричных) названия предложили сами жители, описывая колеровку кемеровских домов.

Поиск городской идентичности: опыт Кемерова

Базовые элементы города

Базовые элементы города отражают две системы: природа — город. И пока эти две системы не найдут баланс, город не сможет развиваться гармонично.

Как только город начинает уничтожать свою основу, посягать на каноны (бор/река/видовые точки), сообщество начинается сопротивляться. И наоборот, если в природный ландшафт гармонично вписывается новая система (новое кадетское училище, например), то сообщество сразу же принимает и тянется к этим новым формам усложнения ландшафта.

Кто он, Человек из Кемерова? Характер

Характер – особенные качества людей, которые сформировались в результате деятельности. Это комбинация уникальных качеств, которые передаются через воспитание и проживание в среде и формируют особый кемеровский характер.

Мы, кемеровчане, народ противоречивый: закрытые интроверты, которые открываются только в кризис, склонные к созерцательности, медитативные и, в то же время — правдорубы. Мы хотим меняться коллективно, а также быть уникальными.

Мне кажется, Борис Гребенщиков хорошо очень сказал в «Человеке из Кемерово» про кемеровчан. Кемеровчанин достаточно закрыты и, в то же время творческий, а еще жесткий, но не без налета романтики. Он может, но не хочет брать на себя ответственность.

Суровые

От шахтеров в нашем характере зародилось уважение к тяжелому труду, немногословность, четкость формулировок, направленность на понятный, конкретный результат.

Злость по-кемеровски — это сердце идентичности нашего характера — способность сжать свои чувства и через солидарность (не одному) преодолеть что-то конкретное/видимое. Именно поэтому мы легко справляемся с понятными конкретными задачами.

Суровый, уставший, немногословный, многоконфессиональный, с доброй душой и злым языком, вечно всем недовольный, но при этом консервативный и отказывающийся приложить руку к изменениям.

Кемеровчанин всегда чему-то сопротивляется. И это сопротивление так или иначе связано с нашими природными условиями, суровыми условиями. Отсюда и такой характер — все время действовать вопреки чему-то. Ведь мы здесь не живем, а выживаем.

Поиск городской идентичности: опыт Кемерова

Медитативные

Эта черта помогает нам компенсировать нашу суровость и соблюдать баланс: закончили с тяжелым трудом на заводе, едем в бор гулять — смотреть на бабочек и птичек, идем в кружок макраме, на мастер-класс по лепке кружек, рисуем, фотографируем…

Все медитативно и с наслаждением.

Сильные, суровые. Образованные. Инертные. Последнее может быть связано с настроем на медитативность — ведь у нас очень красивая природа в окрестностях, а там другой ритм, под который человек подстраивается, и ему тяжело в сверхскоростях. Поэтому кто это не чувствует — уезжают за бешенным ритмом. Кто чувствует гармонию природы — остается. Ему здесь комфортно. Вот это не надо нарушать, понимать надо. Для москвичей и людей запада главное — деньги. Для кемеровчан — гармония с собой и природой. Спасибо вам что удалось это сформулировать. Только не надо думать, что мы готовы работать за нищенскую зарплату. Людей уважать надо.

Эмоциисберегающие

Чтобы вовлечься проявить себя, нам нужно прилагать усилия. Мы не привыкли открываться без искренности.

Но могу сказать точно: люди в Кемерово по большеи части какие-то странные. Ну то есть они зажаты в себе, они даже вот… Едешь в общественном транспорте, они только в себе. Если смотреть другие города, там… все совсем по-другому.

Добрые, но сдержанные в проявлении чувств люди.

Скрытая эмпатия

Мы, кемеровчане чувствуем, но чувств не проявляем. Мы легко сопереживаем окружающим, но не всегда показываем свое сочувствие.

Коллективизм

Нам важно быть не одним, нам важно мнение окружающих. Мы привыкли объединяться, чтобы решить что-то глобальное, невыполнимое. И эта черта досталась нам от шахтеров — перевыполнить план по добыче угля, стать в чем-то первыми… вместе! В одиночку нам такие задачи не по плечу.

У нас в Кузбассе в целом люди отличаются такой вот дружностью и, вообще, одним ярким событием из истории, когда шахтеры сидели на рельсах.

То есть коллективизм по-кемеровски — это не коллективизация по-советски (все общее, а значит — ничье), а наоборот — чувство ответственности каждого перед всеми (кемеровское чувство локтя/товарищества, как способ минимизации рисков/резких изменений).

Именно эта черта формирует основное уникальное противоречие в характере кемеровчанина: хочется быть и уникальной личностью, и частью коллектива.

Именно развитие новых форм деятельности, в которых достигается баланс личного творчества и максимальной коллективной полезности, позволяют раскрыться лучшим качествам характера.

Опыт

Опыт – структурированные (не всегда отрефлексированные) знания, культурные практики, которые являются результатом деятельности разных поколений. Традиции, язык, система принятия решений, этические нормы – все это формирует кемеровскую культуру.

Уникальный опыт для городов — это ответ на вопросы: «Зачем мы здесь живем? Зачем здесь жили наши предки?»

Особый труд

Особый, тяжелый труд кемеровчан (работа на шахтах, заводах) сформировал опыт «всего мы можем добиться коллективным трудом». Отсюда и коллективизм в характере жителей.

Когда мы приезжали из Кузбасса на Юг в любое место отдыхать, нас встречали с трапа самолета и «несли на руках». У нас, шахтеров был авторитет человека, работающего в Кузбассе, в первую очередь, человека рабочего, занимающегося тяжелым трудом. Раньше любая передовица газеты начиналась с новости про бригады, про рекорды.

Надо сделать — идем и делаем. Это же все от шахтеров пошло. Кузбасс начался с чего? Со строительства шахт. Отсюда и развитие пошло. Все это выработало такой характер: что ты знаешь о солнце, если ты в шахте не был? Только тот ценит солнце, высокое небо, кто поднялся с зарей на гору. Вот отсюда и характер то и имеется.

Кемеровская справедливость

Сами кемеровчане уверены — чувство справедливости у них в крови. И эта справедливость тоже пришла от шахтеров. Именно здесь, в Кузбассе, в конце 80-х во имя справедливости шахтеры устраивали забастовки.

Рабочие требовали повысить им зарплату за вечерние и ночные смены, дать пособия семьям погибших шахтеров, просили улучшить технику безопасности и многое другое.

Поиск городской идентичности: опыт Кемерова

А вот, что сейчас пишут о себе кемеровчане:

Люди, которые считают критерием правильного поведения справедливость.

Спокойные, доброжелательные, но если довести, сплоченные и готовые противостоять несправедливости. Не очень культурные.

Рассудительные, здравомыслящие, любящие справедливость.

Дружны, активны, суровы, выносливы, сдержаны, терпеливы, трудолюбивы, ответственны, медленно запрягают, но быстро едут, цельные, строгие, суровые, но справедливые люди.

Достаточно закрытые. Суровые. Ценящие справедливость и установленные правила. Сильные духом.

Коллективная солидарность

И все оттуда же, от эпохи шахтерских коллективов нам досталась солидарность — умение быстро почувствовать настроение, ситуацию и синхронизироваться с другими участниками сообщества.Коллективная солидарность

Герметичность

Герметичность — это про нашу способность сохранять что-то неизменным (как на уровне региона-города, так и на уровне человека-личности). Мы медленно накапливаем полезный опыт на уровне чувств и быстро приходим к коллективной солидарности, чтобы этот опыт реализовать. То есть Кемерово не может быстро разворачиваться или двигаться в разные стороны. В городе заложена моно-идея, но эта идея внутри может состоять из множества разрозненных идей и возможностей.

Опыт - быстрое создание утопии

Кемерово быстро возник/был спроектирован/построен и обжит. Это утопия, которая реализовалась. Такой сценарий свойственен для многих индустриальных городов.

Отсюда в нас стремление к утопиям/идеям/сложным гармониям, где все учтено и все работает идеально.

Кемеровский перфекционизм

Наш запрос на идеалистичность не учитывает реальной ситуации, и именно «советские идеалы» все еще мешают городскому мышлению начать работать с реальностью. При этом город все еще не присвоил себе право думать про будущее самостоятельно, все еще «кто-то должен прийти и сделать нам новое», а мы скажем «хорошо/не хорошо».

Космизм

В анкетах сами кемеровчане неоднократно писали, что кемеровский космизм — это не только про классический космос: про Леонова, звезды, планеты. А скорее про наш уникальный опыт и характер.

Это про комбинацию опыта взаимодействия различных культур: про АИК (Колонию иностранных рабочих, созданную, чтобы восстановить и развивать тяжелую угольную промышленность Кузнецкого бассейна с 1921 по 1926 годы) и отборных людей, которые со всего СССР строили Кузбасс, про характерные для космоса психологические особенности характера кемеровчан (солидарность, суровость, интровертность и любопытство). Космизм - это и про дух первооткрывателей (фронтирство сибиряков), про быстрое возведение идеального города, как идеальной колонии человечества на новой планете.

А что сейчас? Возможно, вместо угля пришло время выбирать: каким может быть кемеровский выход в открытый космос?

Что дальше?

Исследование провели, модель смыслов построили. Как это теперь применять?

Сейчас Модель идентичности города проверяется на практике: мы начали проектировать общественные пространства, выпускать мерч, запустили экскурсионный маршрут, проводим мастер-классы. Подробнее о том, что мы уже сделали, тут.

Надеемся, что в ближайшем будущем все то, что мы «накопали», мы сможем практически применить. И приезжая к нам, в Кемерово, вот эту вот идентичность, вы сможете прочувствовать во всем.

44
4 комментария

Ожидал увидеть новую айдентику города в конце ) уже есть концепт?

Ответить

У нас не было цели разработать айдентику города. Мы работали над поиском смыслов. Хотели узнать, как это “по-кемеровски” и научиться это использовать. Мы нашли то, что отзывается в жителях, чтобы в будущем здесь строить и создавать что-то близкое нам, а не какому-то очередному московскому дизайнеру. Возможно, в будущем мы разработаем айдентику, но сейчас проект разрастается немного в другом направлении. О некоторых из них можно почитать здесь

Ответить

Как человек из Кемерова, достаточно давно живущий в Петербурге, не очень культурно скажу, что хрень это все, высосанная из пальца. Бессмысленный распил бабла и рисование фантиков, как у Лебедева. Как уезжали люди, так и продолжат из этого "оазиса", как его ни украшай. И айдентика ваша - Зимняя Вишня. Забыли написать? Других у меня нет ассоциаций после того ужаса. Может потому сильно задело, что родная 7-я школа за кондитерской фабрикой... Добрые, умные, смелые, справедливые взяточники, коррупционеры и просто распи@дяи спалили кучу народа. Какие там еще эпитеты? Простите, но это какое-то притягивание за уши...

Ответить

Очень интересная статья, спасибо!

Ответить