Как вырвать сайт из лап конкурента и нового алгоритма Proxima
В январе 2021 года в агентство Marketon обратился интернет-магазин производителя мебели. На этапе пресейла провели предварительный аудит, в ходе которого обнаружили несколько проблемных мест сайта:
- огромное количество спамных и низкокачественных внешних ссылок с прямыми анкорами - все они появились в период с 27 декабря 2020 до 4 января 2021;
- плохая техническая оптимизация.
На проект был назначен SEO-специалист Гайсин Анвар.
Решение проблем с позициями сайта в поиске
Ссылочный спам
После роста трафика из Google в январе и начале февраля произошел массовый откат позиций и трафика из-за некачественных внешних ссылок.
Что сделали
Тогда в 2 итерации через инструмент Disavow Links были отклонены спамные ссылки, что позволило убрать порядка 30 000 нежелательных ссылок с профилей форумов, в комментариях, анализаторах и тд. Большая часть из них, конечно, были с тегом nofollow, но было также много ссылок плохого качества с dofollow. Удаление плохих обратных ссылок помогло снизить падение трафика.
После такого низкокачественного потока бэклинков нужно было разбавить ссылочный профиль хорошими ссылками с трастовых ресурсов. Поэтому первым делом разместили ссылки в Wikipedia и на других подобных сайтах, затем разработали ссылочную стратегию и приступили к ее осуществлению.
Накрутка ПФ
С октября 2020 на сайт шел трафик для так называемого нагрева профилей и накрутка поведенческих конкурентами. Достаточно большая часть трафика была с отказами или визиты по 15-16 секунд и по странным сгенерированным фразам, экран и операционная система в некоторых сессиях не совпадала, к примеру размер экрана не используется на устройствах Iphone, то есть “слепки железа” были сделаны некачественно. Это окончательно понизило релевантность сайта в конкурентных регионах Москва и Санкт-Петербург. А также большое количество рефспама с отказами.
Что сделали
Ничего не делали :)
В середине февраля такой трафик прекратил появляться.
Анкорный переспам
Все корневые категории сайта плохо ранжировались в основном регионе “Москва”, поэтому было принято решение сделать текстовый анализ. Сервисы по анализу санкций от поисковых систем и постоянная смена релевантных страниц явно указывали на переспам.
Эксперименты по поиску переспама
В течение месяца проводились эксперименты
- снижение вхождений ключевых слов, постепенное удаление текстов с листингов - результатов это не дало;
- добавление хвостов в виде топонимов и прочего, а также смена словоформ - давало значительный рост по позициям. Что также послужило явным признаком переспама.
Как контекст влияет на SEO
В то же время директологи вели рекламу на страницы сортировки по цене, которые изначально были открыты к индексации и были с тем же контентом, что и основная страница категории. Это давало перевес в ПФ и смену релевантных страниц на страницы сортировки.
Что сделали
Эксперименты ничего не давали, было грустно. И вдруг нас осенило - а вдруг переспам в анкор листе?!! Посмотрели анкор лист и - вот оно! - по 128 ссылок на страницу с анкором названия страницы, которые есть в меню. Как раз основные категории, которые были далеко за топ 50.
Хотели провести эксперимент со сменой урлов, для подтверждения гипотезы, но заказчик не согласился.
Снижение брендового трафика
После падения трафика начали анализировать уменьшающийся трафик. Увидели что около 1/3 брендового трафика пропала. Оказалось, что директологи внедрили брендовую рекламную кампанию, которая съела этот трафик, что сказалось на падении прочих позиций, так как содержало частично название категории: категория + бренд.
Что сделали
Оставили всё как есть :)
Если остановить рекламу по своим брендовым запросам, по ним начинает показываться реклама конкурентов.
Снижение количества индексируемых товаров
И тут снова вмешивается стечение обстоятельств, несогласованные действия команды заказчика и SEO. Заказчик принял решение “схлопнуть” каталог товаров, которых и так было мало для монобренда - казалось нелогичным, что в листинге повторяются товары разного цвета, модификаций и тд. - в итоге на основной категории вместо 863 товаров, стало 225.
Известно об этом стало только после анализа падения трафика. В итоге огромный провал в феврале, порядка 7 тыс. визитов по сравнению с предыдущим месяцем.
Что сделали
С нашей стороны было предложено вернуть товары, но заказчик принял решение расширить ассортимент за счет фабрик-партнёров. За 2 месяца кропотливой работы контент-отдела было добавлено 1500 вариантов товаров - из них всего 200 моделей товаров для листингов. Но и это все же дало эффект с приростом трафика.
Новый алгоритм Proxima
С 16 марта трафик опять начал падать. Долго думали, пытались отследить возможные причины… И только после анонса алгоритма Proxima пришло понимание, что искать, куда смотреть. Проанализировав отчеты Я.Метрики, увидели армию асессоров с iframe-toloka.com. Долго смотрели сессии в Вебвизор, чтобы узнать, что же они хотели найти на сайте. Стало понятно, что необходимо менять карточку товара, страницу доставки и оплаты. Не без усилий убедили разработку внедрить правки.
Что сделали
- Насытили карточку товара уникальными текстами. Совместно с контент-отделом заказчика мы разработали специальный макрос, который генерировал уже готовый код для вставки с блоком описания и преимуществ на основе переменных.
- Насытили карточку товара переменными, долго согласовывая каждую переменную на основе анализа карточек товаров конкурентов.
- Добавили блок преимуществ производителя на страницу товара.
- Добавили Таб с информацией об оплате и доставке на страницу товара.
- Были переделаны страницы о доставке, оплате, о компании
2 августа трафик с Яндекса начал расти, вернулся на прежний уровень в течение месяца и даже вырос на 500 визитов суточного трафика относительно объема до падения.
Какие работы ещё сделали на сайте
Техническая оптимизация
- Раздел блог и служебные разделы были на всех 85 поддоменах доступны и являлись полными дублями основного сайта.
Что сделали
Ссылки в футере поддоменов на эти страницы заменили на ссылки основного домена. И удалили из индекса эти страницы.
- Большая часть страниц тегирования были созданы не на основе поискового спроса, а перемножением всех переменных. Всего 8200 категорий, 80% которых были без спроса и постоянно были под МПК. Было огромное количество дублей из-за особенностей работы фильтрации на сайте: если переставал работать фильтр, то страница отдавала ответ 200, но полностью дублировала контент корневой страницы каталога.
Что сделали
Удалили или починили эти страницы.
- CMS сайта генерировала огромное количество дублей, создавала примерно в 3 раза больше страниц.
Что сделали
Устранили с помощью robots и тегов nofollow
- Страницы сортировки, фильтрации, поиска не имели метатегов, содержали только заголовок H1 - из реальных 10 тыс. страниц было сгенерировано 32 тыс. дублей.
Что сделали
Закрыли такие страницы в noindex.
Текстовая релевантность
Внедрили блоки с вхождениями ключей и тематико задающих фраз:
Блок преимуществ на основе LSI анализа. Были выведены основные повторяющиеся слова в тематике,которые внедрили на листинги (быстрая доставка, цена, гарантия и т.д.)
- Блок FAQ на основе анализа поисковых запросов из Google Search Console
- Блок “Найдено товаров” с точным вхождением ключевого слова и добавления тематико-задающих слов.
Ссылочная стратегия
- На основе данных с Google Search Console обогатили страницы длинно хвостовыми вхождениями на страницы, разбавили безанкорными ссылками.
- Улучшили качество ссылочного профиля за счет ссылок с трастовых ресурсов.
- Прокачали позиции карточек товаров за счет соцсетей. Вывели конкурентные запросы в топ 1-5 в Google по региону России.
- Продвинули поддомены по основным запросам с топонимами безанкорными ссылками на главные страницы. Практически все регионы в топ 1-15.
Семантика
Добавили более 1 тыс. категорий на основе переменных, которые были у заказчика. Ранее на сайте не было возможности добавить размерные категории, так как этого не было предусмотрено системой фильтрации.
Совместно с отделом разработки и контента добавлено более 100 переменных под поисковые запросы:
- новые стили,
- переменные размеров: узкие, короткие, длинные,
- новые дополнительные цвета,
- раздел детской мебели, по годам, для подростков.
Итоги 8 месяцев работ
- Google: увеличили трафик в ×2,14 раза по посетителям в месяц по сравнению с прошлогодними показателями,
- Яндекс: увеличили трафик в ×1,8 раза без учета брендового трафика,
- Несмотря на все старания конкурентов (ссылочный спам, накрутка ПФ, рефспам) и апдейты алгоритмов сайт клиента получил еще больше трафика
- В настоящее время трафик сайта продолжает расти, и сейчас в среднем получает 2 тыс. поискового трафика за сутки.