Принцип «Всё смотрю», часть 1
Дисклеймер. Я подметил принцип, которым, как мне кажется, пользуются многие руководители проектов, продуктов, компаний. Решил записать своё наблюдение в виде наглого утверждения — мол, вот так вот всё устроено! — чтобы дать уважаемым читателям материал для обсуждения и узнать их мнение.
Поэтому приглашаю написать в комментариях, что вы думаете.
Стереотипный образ руководителя: серьёзный дядя или серьёзная тётя в костюме за большим столом принимает важные решения на совещании. Реальные руководители такое, конечно, тоже делают, но мне кажется, что довольно редко. Гораздо чаще хорошие руководители заняты непрезентабельной и весьма тяжёлой работой — они собственноручно следят за работой сотрудников, агрегатов, конвейеров, за финансовыми потоками, за соблюдением стандартов, короче — вообще за всей системой, за которую отвечают. Если свести всё к «тупому правилу», руководители применяют принцип «всё смотрю».
Зачем им это? А дело в том, что без постоянного контроля, проверок и в целом присмотра вообще за всем, система деградирует и в конечном счёте развалится. Люди начнут отступать от стандартов, станок погонит брак, поддержка начнёт хамить клиентам, крутыши станут работать налево или на себя. И... всё, капут.
Я даже имею наглость утверждать, что руководитель, которые не смотрит всё, не руководит. Либо кто-то другой делает это за него, либо всё просто плывёт по течению как сами знаете что.
Ну, окей, допустим, нужно всё смотреть. Но это же бред! В настоящих системах сотни и тысячи мест, за которыми нужен присмотр, — это невозможно охватить! Естественно, я не утверждаю, что хороший руководитель буквально смотрит всё своими глазами, но я утверждаю, что он так всё организовывает, что эффект получается такой, будто действительно он смотрит всё. А делает он это с помощью трёх компонентов: 1) метрик, 2) удобного интерфейса доступа к метрикам, 3) ритмичного процесса проверки.
Метрики: за чем смотрим
Итак, если вы хотите за всем смотреть (а вы должны хотеть :-), первым делом нужно понять, на какие показатели смотреть. Универсальных наборов я предложить не могу, очень уж всё зависит от вашего продукта, но вот несколько примеров.
Руководитель мебельной сети Хоф Михаил Кучмент рассказывает, что контролирует 200 бизнес-показателей (13:25):
«Король сырков» Б. Ю. Александров следит за цехами, рабочими, процессами, чистотой, качеством, выкладкой в магазинах. И это только то, что показано в интервью (2:55):
А Виктор Палыч Говоров по кличке «Антибиотик» довольствуется ежевечерним докладом (0:42):
Искусство руководителя состоит в том, чтобы выбрать минимальный набор метрик, который позволит смотреть за всем и не сдохнуть от информационной перегрузки. Из ТРИЗа мы знаем, что идеальный набор метрик вообще не должен существовать, но его функция должна выполняться — это идеал, к которому должен стремиться руководитель.
Если уважаемым читателям будет интересно, в следующих частях напишу об интерфейсе доступа к метрикам и о ритме их «смотрения».
Комментарий удалён модератором
Про делегирование у меня есть глава в книге. Правда в платной версии. Там секрет простой: делегирование почти механический чеклист!
сотрудники расслаблялись из-за отсутствия контроляМожет и не прав, не буду утверждать, но мне кажется, дело в самих людях. Если сам человек не заинтересован работать работу хорошо, то даже при внешнем контроле он умудрится сделать всё плохо
Если есть метрики, то рано или поздно работники начинают подгонять работу под метрики.
Комментарий недоступен
Классный был мужик Б.Ю., русский Вилли Вонка
Хочу у него работать дегустатором Б.Ю. Александров
жаль что я гуманитарий,
зато могу красочно описать вкус
Набор метрик зависит от скорости реагирования на изменения бизнеса, участников команды и стадии развития бизнеса.
В целом, это большая работа, которая будет состоять из следующих этапов:
1. Аудит метрик
Уточняем на этом этапе, что уже смотрим и на что хотим смотреть.
2. Классификация метрик по пирамиде
Наиболее универсальная пирамида будет:
- Бизнес метрики
- Финансовые/экономические метрики
- Метрики продукта
- Метрики взаимодействия с продуктом
3. Связи между метриками
На уровне умозрительных предположений ищем связи.
4. Обзор метрик
На основе текущего опыта и методологии Lean Analytics
5. Изучение метрик
На базовом уровне: распределение случайных велечин, соотношение метрик с рузьтатами следований
6. Проверка метрик
Проверка на жизнеспособность, на основе статистики и экспериментов
7. Построение дашборда.
Дизайн и отрисовка
Далее можно искать например точки роста, через анализ валовой прибыли и окупаемости мобильного приложения.