Как QIWI наладила прозрачный коннект бизнеса с самозанятыми
Рассказываем про нашу работу с одним из самых интересных развивающихся рынков — самозанятыми.
К сентябрю 2021 года число официально зарегистрированных в России самозанятых достигло 3 млн человек. В 2024 году ожидается увеличение количеств до 8,6 млн человек. Одним из самых главных факторов дальнейшего роста рынка является наличие простых механизмов взаиморасчетов бизнеса и самозанятых.
В глазах бизнеса самозанятые – своего рода terra incognita, территория еще не совсем изведанная, но манящая своими перспективами и возможностями. Несмотря на существующие трудности и нюансы юридического и бумажного характера, бизнес с большим энтузиазмом привлекает самозанятых к работе над разовыми проектами.
Выплатное решение QIWI “Выплаты самозанятым” для работы с внештатными сотрудниками — результат масштабных исследований рынка и продолжительного изучения трендов его развития. Мы с самого начала были пионерами на этом рынке, и, оказавшись у его истоков, первыми распознали боль бизнеса и нашли для нее лекарство. Наш B2B2C-сервис призван помочь в решении множества задач, связанных с расчетами и взаимодействием бизнеса и самозанятых.
Самозанятые и бизнес: что к чему?
Сегодня бизнес, привлекающий к работе большое число проектных исполнителей, делает осознанный выбор в пользу самозанятых. Это просто и быстро. Любая компания может обновлять команду в зависимости от объемов работы. Так почему же бизнесу выгодно сотрудничество с самозанятыми?
Самозанятые – исполнители для разовых проектов. Они заняли уверенную позицию между физическими лицами и ИП. Для бизнеса преимущества взаимодействия с самозанятыми очевидны: последним не требуется выделять рабочее место, инструменты, технику, а гонорар самозанятые получают по выполнении работ. Налоги с дохода самозанятый платит самостоятельно, что уменьшает налоговую нагрузку для бизнеса по сравнению со ставками при сотрудничестве с ИП или ООО в разрезе НДФЛ и страховых взносов.
Для самозанятых такой вид предпринимательства тоже максимально удобен и приятен, т.к. они могут легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимумом издержек: налоговая ставка для самозанятых составляет от 4 до 6% (в зависимости от того, с физическим лицом или юридическим работает самозанятый), личное посещение налоговых органов или подача деклараций не требуется, регистрация и постановка на учет осуществляется самозанятым самостоятельно в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС или в приложении «Мой налог» за каких-то 10 минут, а само сотрудничество выстроено максимально прозрачно.
Но в процессе взаимодействия бизнеса с самозанятыми могут возникнуть проблемы. Да, они незначительны, но накопительны, оттого и отягощают рабочие будни. Как правило, все эти проблемы уходят корнями в сферу делопроизводства, бумажной работы и юридических тонкостей.
Какие же проблемы могут возникнуть в процессе сотрудничества с самозанятыми?
- «Проверочная» работа
Необходимость компании в лице бухгалтера самостоятельно проверять статус самозанятого по ИНН на официальном сайте ФНС перед каждой выплатой или запрашивать у самозанятого справку из налоговой с подтверждением статуса. - Ошибочные штрафы
Налоговая может принять выплату самозанятому за обычный платеж физическому лицу, если налог не был уплачен самозанятым в срок. Если самозанятый не стоит на учете в ФНС, инспекция может доначислить компании НДФЛ, страховые взносы и выписать штраф, составляющий 20% от суммы недоимки. - Налоговые риски
Любая ошибка, допущенная в фискальном чеке, полученном компанией от самозанятого, требует выпуска нового документа, ожидание которого перед отчетным периодом – большой риск остаться без подтверждения платежа. Если бизнес привлекает около пяти самозанятых, с проверкой компания может справиться собственными силами, но если их больше сотни, а выплаты предусмотрены еженедельные, вручную это сделать будет проблематично. - «Бумажный» бум
Включает в себя процессы заключения договоров с самозанятыми, подготовки актов выполненных работ, подписания документов и другие вопросы «бумажного» характера. Да, схема выглядит просто. Но объемы работ и размеры проектов вносят свои коррективы. Уследить за всеми документопотоками проще, если проект небольшой. А если большой?
QIWI может
Выплатное решение QIWI – ответ на многие проблемы, связанные с взаимодействием бизнеса с самозанятыми. Мы упрощаем процесс, максимально нивелируя риски.
- QIWI проверяет
Если раньше компания проверяла статус каждого самозанятого, то теперь QIWI берет на себя проверку статуса самозанятого в ФНС по ИНН, сбор пакета документов на каждого из них, а также осуществление выплат самозанятым на любые банковские карты. Больше нет необходимости тратить на механическую работу силы и время. Решение вопроса делегируется нам «на берегу», а значит, можно предвосхитить проблемы, возникающие на первых этапах (выявить незарегистрированного самозанятого). - QIWI помогает
Если когда-то для компании своевременное получение фискальных чеков гарантировано не было, а это несло в себе потенциальные риски (например, отсутствие статуса самозанятого из-за несвоевременной проверки его статуса, начисление налоговой штрафов и недоимок из-за отсутствия корректных фискальных чеков и пр.), то теперь эти риски QIWI уверенно стирает – ведь бизнесу становится доступна опция возврата фискальных чеков за каждый перевод, проверка ошибок и статусов платежей, а также возможность удобной выгрузки информации для других систем учета, достигнутая за счет модуля для синхронизации с 1С. - QIWI оцифровывает
Если прежде бизнес заключал договоры с самозанятыми в бумажном виде, а самозанятый по тем или иным причинам мог своевременно не успеть подписать акты (например, у последнего нет возможности очного присутствия в офисе компании), то теперь силами QIWI процесс подписания максимально оцифровывается и автоматизируется: договор готовится по шаблону компании с учетом всех юридических нюансов, а внедренная нами электронная цифровая подпись (ЭЦП) самозанятого позволяет сторонам визировать документы оперативно, удаленно и в срок.
А что же дальше?
Глобальная цель QIWI — избавление партнеров от головной боли, связанной со всеми аспектами транзакционного процесса. Насколько удобно и эргономично организовано взаимодействие между игроками того или иного рынка, настолько же кристально прозрачным стал сам процесс взаиморасчетов. И, конечно, мы продолжаем развивать наши выплатные продукты и развиваться вместе с ними, не останавливаемся на достигнутом и смотрим в сторону других рынков, недообслуженных в силу особенностей их бизнеса или размеров оборота и нуждающихся в профильных платежных и финансовых решениях.