Дистанционное высшее образование: что делает обучение эффективным?

Дистанционное высшее образование: что делает обучение эффективным?

Опыт программ Skillbox с РАНХиГС и МПГУ

Год назад Skillbox и РАНХиГС запустили первую совместную программу дистанционного высшего образования в России. В этом году вместе с МПГУ — открыли ещё пять. Дистанционное высшее образование становится нормой во всём мире, но до сих пор вызывает у людей сомнения: какой диплом получит учащийся, будет ли он соответствовать государственному образцу, сможет ли студент пойти с ним на стажировку, а выпускник — устроиться на работу? Сергей Жданов, руководитель группы методистов высшего образования Skillbox, рассказал об инструментах эффективного дистанционного обучения.

Что происходит в сегменте дистанционного высшего образования?

Сфера дистанционного образования развивается высокими темпами. В России рынок растет на 20-25% в год. Цифровизация коснулась и высшего образования, став одним из главных его трендов. Вузы больше не хотят тратить средства на организацию традиционного учебного процесса, предпочитая инвестировать в технологические решения для онлайн-обучения. Так начало расти количество совместных проектов вузов с бизнесом. Например, это полноценные образовательные программы бакалавриата и магистратуры, разработанные университетами и EdTech-бизнесом. Такое сотрудничество даже получило свое название — University Relations.

В 2020 году образовательная платформа Skillbox и РАНХиГС впервые на российском рынке предоставили студентам возможность получить диплом бакалавра по специальности Data Science & Machine Learning дистанционно. В 2021 году вместе с РАНХиГС и МПГУ открыли ещё пять программ бакалавриата и магистратуры: анализ данных, веб-разработка, современный дизайн, разработка компьютерных игр и проектирование образовательного опыта. В России и западных странах эта практика становится нормой:

  • IT-компания IBS открыла несколько факультетов в вузах;
  • у «Яндекса», ABBYY, 1C, «Лаборатории Касперского» есть свои кафедры в МФТИ;
  • Microsoft и SAP запустили курсы сертификации пользователей;
  • Cisco открыла собственную академию.

Набор на обучение тоже все больше переходит в онлайн. Уже работает подача документов через «Госуслуги». Исследовательская и образовательная организация «Университет-2035» занимается разработкой новых цифровых инструментов для вузов, школ, колледжей. Она предлагает всем образовательным учреждениям открыто отбирать и отчислять студентов на своей платформе на программы на основе цифрового следа — данных о его активности на лекциях, успеваемости и участии в общественной жизни университета в целом.

В будущем дистанционное высшее образование ждет еще большая цифровая трансформация. Сюда ориентируют своё внимание перспективные EdTech-стартапы и крупные корпорации. Например, Сбер развивает цифровую платформу для вузов, объединяющую их с другими площадками и сервисами в сложную экосистему.

Что делает дистанционное обучение эффективным?

Рассмотрим методики эффективного образовательного процесса на примере Skillbox.

Digital-профессиям — digital-образование

Все пять программ обучения разработаны для высококонкурентных, востребованных на современном digital-рынке профессий. Классический университетский подход ригиден к изменениям, а наши программы получают регулярные обновления и развиваются вместе с индустрией.

Студент получает полноценную фундаментальную базу по государственным стандартам со всеми актуальными изменениями в профессиональных стандартах. Когда выходит новая версия программного продукта, мы тут же все переснимаем. Поэтому к нам приходят не только за новой специальностью, но и для повышения квалификации.

«Строгая, но справедливая» организация учебного процесса

Наша программа обучения состоит не только из предзаписанных лекций. Студенты посещают воркшопы и вебинары, на которых получают обратную связь от преподавателей. Они выполняют домашние задания и получают индивидуальный фидбек с указанием зон роста.

Программа лицензирована: она соответствует всем требованиям, которые государство предъявляет к университетам. Еще у нас работает система помощников по обучению. Если студент оказывается в сложной или спорной ситуации — он может обратиться за помощью и получить консультацию.

Аттестация проходит по всем университетским стандартам. В этом помогает система прокторинга. Студенты сдают экзамены не в аудитории, а в специальной программе. Она следит за честностью с помощью мониторинга активности глаз, внешних шумов и устанавливает ограничения по времени. Если есть посторонние шумы или студент ведет себя подозрительно, постоянно отворачивается, смотрит в сторону, отвлекается — система зафиксирует это и сообщит экзаменатору.

Минус издержки: отсутствие географических границ и возможность возвращаться к материалам

Дистанционное обучение предполагает отсутствие временных издержек на дорогу до вуза и обратно и возможность обучения из любой точки мира. Кроме того, к записанным материалам можно возвращаться многократно. Это влияет на мотивацию, повышает вовлеченность: студенты относятся к обучению ответственно по своей воле, а не из страха получить неуд и нарваться на отчисление.

Контроль качества: CSAT и NPS

Для контроля качества обучения мы используем метрики CSAT (Customer Satisfaction Score — индекс удовлетворенности клиента), NPS (Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности) и другие. По этим данным мы выстраиваем и корректируем учебный процесс. Руководители программ постоянно узнают, насколько студенты довольны качеством образовательного процесса. Они отслеживают это по специальным алгоритмам и по поведению студентов, чтобы получить максимально объективные и достоверные данные.

Например, через какое время после просмотра видео студент приступил к домашнему заданию, как долго он его выполнял, сколько итераций сдачи и так далее. По этим данным можно понять, что студент делает и какие у него затруднения. Также мы задействуем такие качественные инструменты, как регулярные встречи для обратной связи. В этом году мы планируем их проведение на ежемесячной основе. Это неформальные онлайн-встречи, на которых присутствуют студенты, кураторы и руководители программ.

Староста от каждой группы заранее собирает обратную связь, которая выносится на звонке на всеобщее обсуждение. Так, результатом одной из таких встреч стала адаптация объемов и сроков домашних заданий с учетом пожеланий и высокой внеучебной нагрузки студентов.

Что в итоге получает студент?

  • возможность получать знания от лучших экспертов и практиков рынка;
  • стажировку в ведущих IT-компаниях, организованную РАНХиГС, МПГУ и Центром развития карьеры Skillbox;
  • портфолио реализованных за четыре года обучения кейсов;
  • студенческие льготы и отсрочку от армии;
  • государственный диплом о высшем образовании из престижного вуза. Студенты получают точно такой же документ, как и в университете: с государственной лицензией и актуальной аккредитацией;
  • помощь в трудоустройстве. Наш Центр развития карьеры тесно взаимодействует с ведущими работодателями. Среди партнеров: Тинькофф, Альфа Банк, ВКонтакте, Рамблер и другие.
1010
1 комментарий

Это все, конечно, хорошо, но без личной заинтересованности конкретного студента толку не будет

Ответить