Разрабатываем цветочный маркетплейс. Что нужно продавцам?
Немного о разработке маркетплейса по доставке цветов, которые стремиться увеличить продажи и не станет очередной головной болью продавца.
Продолжение ряда статей о запуске нескольких проектов, которую можно посмотреть здесь.
Предыдущую статью о запуске агрегатора квартир оценили не очень позитивно, так как это "всего лишь копия и не несет ничего нового".
Данная же статья о сервисе который будет иметь нововведения которые сейчас не представлены на рынке (по крайней мере в 1 сервисе и для цветочного бизнеса) и сильно помогут бизнесу увеличить прибыль и уменьшить время на бесполезную работу.
Сразу уточню для тех кто спросит "где ссылка"! Проект в процессе разработки.
Что из себя представляет проект?
Маркетплейс направленный на цветочный бизнес.
Площадка будет действовать по всем крупным городам, сначала несколько городов, а по мере развития будут подключаться остальные города.
Основная задача проекта - подключить максимум продавцов и зарабатывать на комиссии от заказов, а так же на продаже модулей интеграции.
Какие "боли" продавцов и покупателей решает маркетплейс?
Боли покупателя:
- неточность цен (на сайте роза 50р и надпись "цену уточняйте". звонишь, а там 200 рублей)
- отсутствие товара (звоните, уточняйте наличие)
- неуверенность в доставке (маркетплейс штрафует за отмены, это хоть как то дает уверенность клиенту)
- ассортимент (не нужно смотреть кучу сайтов, инстаграмов и тд. все в одном месте)
- скидочная система (бонусы и скидки работают на весь маркетплейс. купил в Москве, а через месяц потратил бонусы в Краснодаре)
- качество товара (заказал одно, а пришло другое. у нас все букеты фотографируются перед доставкой)
Боли продавца:
- мало заказов (любой магазин будет рад новым заказам)
- сложности рекламы (для небольшого магазина нанимать маркетолога дорого, не говоря уже про рекламный бюджет. маркетплейс же берет комиссию от продаж. так же у нас будут дополнительные плюшки, о них подробнее ниже)
- проблемы предоплаты (мелкому нонейму не все переведут предоплату на карту, "маркетплейсу" доверия больше)
- сложно контролировать наличие на нескольких площадках (у нас есть решение, о нем подробно чуть позже)
С болями покупателя все ясно. Их решение не сложное - просто нужен сайт где много цветов, удобная навигация, честные цены и наличие.
С болями продавца сложнее, поэтому о их решении расскажем подробнее.
Что дает маркетплейс продавцу?
Маркетплейс это дополнительный канал продаж, что всегда приятно. Рекламирует себя сам и продавца "скинуться на рекламу" не просит.
Отлично, но! Ведь уже есть площадки аналоги: flowwow.com, iflorist.ru и другие менее популярные. А так же есть обычные маркетплейсы: озон, wb, ндекс маркет, которые тоже могут доставлять цветы и привлекают продавцов.
Почему же продавцы должны пойти к нам?
В чем отличие от конкурентов?
В маркетплейсе помимо стандартных вещей которые обязательны для нормальной работы (удобный интерфейс, мобильная версия и тд) будет несколько кардинальных отличий.
1. Решение проблемы контента.
Любой флорист может арендовать или сдать в аренду свои фото букетов.
Суть идеи такова:
- я флорист, продаю букеты в Краснодаре и сдаю в аренду свои фото букетов.
- я сделал 10 крутых фото, указал состав букета.
- флористу в Екатеринбурге пришла поставка цветов, но у него нет фото букетов с этими цветами
- флорист из Екб указывает на маркетплейсе список цветов в поставке
- маркетплейс показывает доступные для аренды фотоматериалы по его цветам
- флорист из Екб начинает продавать букет
- с каждого проданного букета флорист из Краснодара получает часть комиссии маркетплейса за использование его фото.
Win-Win схема, все довольны.
При этом флорист из Краснодара может указать в каких городах можно или нельзя использовать его фото, чтобы их не использовали его конкуренты.
Аренда букетов насколько я знаю есть у FlowWow, за 1.5% от продажи, но не в курсе есть ли у них ограничение аренды по городам.
2. Как мы решаем проблему учета наличия?
Каждому продавцу дается на выбор 2 варианта ведения учета наличия.
а) Обычный учет. Есть список букетов, у каждого букета есть цифра с наличием.
б) Продвинутый учет. Продавец заполняет карточки букетов и их состав. Продавец заполняет количество цветов в магазине, не букетов, а именно цветов. Система на основе остатков и составов самостоятельно вычислит наличие.
Вариант обычного учета больше подойдет тем, кто размещает небольшое количество букетов и не планирует брать чужие в аренду.
Продвинутый учет сможет сильно облегчить жизнь тем, у кого сотни букетов, так как если кончатся георгины, то не придется проверять сотни букетов и менять у них остатки.
Так же продвинутый учет это отличный инструмент повышения продаж. Магазин может взять в аренду 100-200 букетов указав какие цветы у него в наличии. Тем самым увеличив свой ассортимент.
Для защиты от тех кто берет много букетов и делает бешеные накрутки с мыслью "если закажут, то найду где купить и привезти", на арендованные букеты будет устанавливаться максимальная розничная цена. Для этих же ребят, у которых нет наличия, а выставляют по завышенным ценам "купят - перезакажу где нибудь", при отсутствии продаж будет вводиться абонентская плата, либо блокировка (чтобы чистить площадку от недобросовестных).
Дополнительные плюшки.
1. Свой интернет-магазин.
каждый продавец может сделать персонализированный магазин на базе маркетплейса. Просто выбирает из пары шаблонов, ставит свой логотип, фотографии, тексты и работает. Сайт размещается на поддомене маркетплейса. Весь учет букетов ведется стандартно через интерфейс маркетплейса. Плюс для продавца в том что это бесплатно, можно указать ссылку в 2гис, яндекс карты так как многие ищут магазин по картам. Так же для небольших компаний это будет первый шаг к развитию личного бренда и первый сайт который дали бесплатно.
2. Интеграция с другими маркетплейсами.
Не видел чтобы маркетплейс помогал продавать на других маркетплейсах, но мы будем это делать. Всем продавцам будет доступна синхронизация товаров и заказов с озон, wb, yandex маркет. Насчет wlowwow и iflorist не уверен, так как апи у них нет насколько я знаю. Мы можем сделать синхронизацию через их веб-интерфейс даже без апи (достаточно имитировать запросы в лк), но только если они не будут против. Синхронизации будут платные по подписной модели с ежемесячной платой.
Данный функционал мечта многих. Это я знаю так как имел дело с флористами. Когда у тебя 2 продавца в магазине и они должны: обслуживать розничных клиентов, собирать букеты, следить за заказами на 5 маркетплейсах и своем сайте, менять наличие на каждой площадке когда кончился какой то цветок. Это превращается не в бизнес, а в цирк.
3. Сторонние интеграции с прочими сервисами.
Частая проблема маркетплейсов для крупных продавцов - это автоматизация и синхронизация с сайтом.
Мы сразу будем реализовывать модули интеграции для основных CMS. В первую очередь bitrix и wordpress (woocommerce). Модули интеграции будут бесплатными, чтобы не создавать барьеры для подключения из-за копеек.
Так же будет интеграция с битрикс24, так же бесплатная.
Этим функционалом мы планируем решить 3 проблемы: максимальная простота подключения к маркетплейсу, максимальная простота учета наличия и простота наполнения контентом.
Как это будет технически?
MVP будет реализовано просто на php+sql. Сначала думали быстро развернуть на простом битриксе, но слишком много связей цветов, букетов, аренды букетов, городов, продавцов и тд, поэтому отказались от готовых админок.
Сразу делаем как SPA-приложение, это поможет не делать отдельно апи для интеграций, а так же будет легко быстро завернуть в webview приложение для мобил, при необходимости.
Как будем продвигаться?
Пойдем по простому пути - переманивания у конкурентов.
Не проблема зайти на FlowWow и посмотреть список подключенных продавцов. Тех кто есть на 1м маркетплейсе легче позвать на другой, чем звать новых продавцов, которые не работали с маркетплейсами (они будут, но позже).
Почему они согласятся? Потому что мы не просим денег за вход, только комиссия (как и на флаувау). Так же мы не заставляем заново заполнять все карточки, мы дадим инструмент для переноса данных между площадками.
Первым делом упор на привлечение продавцов, а потом уже на покупателей.
Решение проблемы "курицы и яйца" в том, что для продавцов мы даем дополнительные возможности помимо продаж в виде автоматизации работы с нашими конкурентами, а так же свой сайт тем у кого его нет.
Это общее описание идеи и ее особенностей. Есть много дополнительного функционала, но весь он весьма стандартный и не хочется тратить на его разбор не свое не ваше время.
В дальнейшем примерно раз в 2 недели по плану информирование о том на какой стадии проект.
Буду рад комментариям как хорошим, так и негативным, но конструктивным, а так же предложениям по дополнительному полезному функционалу.