8 типов заказчиков и работодателей, с которыми не стоит связываться
Генеральный директор МАЭР Юлия Трус рассказывает о типах клиентов, с которыми лучше не работать. Ну, или хотя бы лишний раз подумать, а стоит ли оно того.
1. Заказчик, который не знает, чего хочет
Он не может поставить четкую задачу и сформулировать, какой хочет получить результат. Что бы вы ни сделали, клиент будет недоволен, потому что изначально нет эталона и понимания, как надо.
Вы проделаете работу, опираясь на свое представление об идеале, а у клиента в итоге могут оказаться совершенно другие ожидания или примерно такая оценка вашей работы: «Не знаю, как надо, но точно не так».
Как определить. На этапе брифинга заказчик не может внятно сказать, что ему нужно.
Что делать. Попросите его собраться и прийти к вам с понятной задачей, обязательно согласуйте ТЗ. Если не получается, откажитесь от сотрудничества.
2. Заказчик, который хочет высокое качество за низкий чек
Такие люди знают, какой результат они хотят получить и как выглядит хорошо сделанная работа, но хотят сэкономить и поэтому манипулируют:
- «Нам нужно вот так, но у нас маленький бюджет».
- «Сделай, пожалуйста. Ну, что тебе стоит».
Как определить. Сразу спрашивайте, на какой бюджет заказчик рассчитывает. Если он не называет четкую цену, рассказывает о своих проблемах и пытается манипулировать, чтобы вы сделали подешевле — возможно, стоит отказаться от такой работы.
Что делать. Не ждите, что когда-нибудь он осознает, какой вы замечательный специалист, и вдруг поймет, что вам нужно платить достойные деньги. Такие люди будут постоянно искать тех, кто за бесценок сделает хорошую работу.
3. Клиент, который обесценивает труд
Такие заказчики тоже из разряда тех, кто хочет получить хорошую услугу за низкий чек. Они будут убеждать вас, что то, что вы делаете, очень просто. Они бы и сами это сделали, но не хватает времени. В работе с такими людьми есть риск поддаться манипуляции и поверить в то, что вы действительно ничего особенного не делаете, и ваша работа стоит недорого.
Как определить. Вам все будет понятно, когда клиент начнет говорить о деньгах и занижать стоимость услуги.
Что делать. Отказывайтесь от таких клиентов. Не пытайтесь переубеждать этих людей и не позволяйте обесценивать свой труд. То, что вы делаете, — ценно. Просто это не ваш клиент.
4. «Я могу всё сделать сам»
Это заказчик, который будет бесконечно вмешиваться, советовать и контролировать. Он будет пытаться изменить работу, когда она уже доделана. Такому клиенту вы тоже никогда не угодите. Возможно, что вас попытаются лишить части гонорара, объясняя это тем, что половину работы якобы проделал сам клиент.
Как определить. На первом собеседовании или созвоне такие заказчики часто плохо отзываются о предыдущих исполнителях и говорят: «Они мне все испортили, сломали. Приходи, переделай». Вы придете и увидите, что все было сделано неплохо.
Такой клиент, скорее всего, даст вам большой объем дополнительных вводных, которые ни на что не влияют, но ему будет казаться, что это крайне важно.
Что делать. Сразу договаривайтесь о формате работы и желаемом результате. Или отказывайтесь от работы, если понимаете, что договориться невозможно.
5. Клиент, который постоянно звонит и пишет
У такого заказчика всегда будут для вас срочные поручения, безотлагательные и важные дела. Вы не сможете ни отдохнуть, ни сосредоточиться, потому что вас бесконечно отвлекают и дергают. Вам могут писать и звонить в выходные дни или поздно вечером. В итоге вы не сдаете вовремя работу или выполняете ее в ущерб другим делам и личному времени.
Как определить. Вы понимаете, что вам некомфортно, так как заказчик пишет слишком часто или в недопустимое для вас время (ночью, поздно вечером). Это и есть сигнал, чтобы изменить ситуацию.
Что делать. Игнорируйте звонки, когда отдыхаете. Предупредите, что в субботу и воскресенье вы не работаете и ночью тоже не на связи. Попробуйте договориться о фиксированном времени звонков. Как только вы понимаете, что вас постоянно дергают и не дают нормально работать, спросите заказчика, всегда ли он так работает, и можно ли договориться о другом формате взаимодействия.
6. Заказчик, который хочет всё и сразу
Возьмем для примера ситуации, которые чаще всего возникают с такими клиентами.
Пример 1. Вы оказываете услугу, клиенту видна только маленькая часть работы. И это может стать проблемой. Например, вам нужно написать текст. Вы проводите интервью с клиентом. Он говорит: «Ну все, уже вечер, мы с тобой закончили. Давай завтра в девять утра еще одно интервью проведем, ты задашь дополнительные вопросы и зафиналим текст».
Кажется, что клиент требует невозможного. На самом деле, он просто не знает, что вам нужно расшифровать интервью, сделать черновик текста, сформировать список дополнительных вопросов. И что после второго интервью вы еще немало времени проводите за работой над текстом. Клиент не понимает, какой объем работы вы выполняете «за кулисами».
Что делать. Поговорите с заказчиком и объясните ему, что у вас есть огромная часть работы, которую он не видит. Опишите объем работы, разложите по этапам. Если он адекватный, обязательно вас услышит, и вы продолжите с ним работать. А если нет — не стоит продолжать сотрудничество.
Пример 2. Вы работаете на фрилансе, изначально договариваетесь с заказчиком о каком-то временном объеме работы. Вы понимаете, что над этим проектом будете работать три часа в день, учитывая нагрузку. А потом выясняется, что ваш клиент хочет гораздо больше. Работа выходит за рамки трех часов, и вы уже тратите на нее все восемь.
Что делать. Объясните, что текущий объем работы занимает гораздо больше времени, чем изначально планировалось. Просите доплату, либо возвращайтесь к первоначальным договоренностям.
7. Заказчик, который предлагает работать за процент
Работа за процент может манить и привлекать. Вам будут продавать идею: сколько заработаешь, столько мы тебе заплатим. Кажется, что это здорово. Вы можете влиять на свой доход. Но если вы готовы работать за процент — скорее всего вам нужно открывать свой бизнес, а не тратить время на чужой.
Часто заказчик предлагает работать за процент, потому что у него мизерный доход. Он готов заплатить большой процент, лишь бы вы пришли и спасли его бизнес. Вы приходите, выводите дело на хороший доход, а заказчик заявляет: «Что-то я много тебе плачу. Столько в этой нише не платят». Получается, вы работали за 20 тысяч в месяц, потратили много сил в надежде, что будете хорошо зарабатывать в будущем, вывели бизнес на хороший доход, а вам говорят: «Ну, все, можешь идти».
Как определить. Если вам изначально предлагают работать за процент, есть вероятность, что у компании маленькие обороты и проблемы с прибылью и ростом.
Что делать. Подумайте, готовы ли вы тратить время и силы на развитие чужого бизнеса и, возможно, ничего с этого не получить.
8. Клиент, который считает, что «деньги не пахнут»
Представьте, что вы приходите работать к предпринимателю, который продает низкокачественный товар или подделку бренда. Как вы это воспримете?
Нужно остановиться и выяснить, что говорит предприниматель. Он может продавать подделку из Китая и транслировать, что это оригинальный товар. А может честно заявлять, что это копия. И это разный бизнес. На рынке продают множество неоригинальных, низкокачественных товаров. На них есть свой сегмент покупателей, которых устраивает именно такое качество и такая цена. И это нельзя назвать обманом.
Что делать. Подходите к вопросу с этической стороны. Если вас не смущает обман покупателей, вы спокойно будете работать в таком бизнесе. Если для вас это неприемлемо, лучше откажитесь от работы.
С какими бы клиентами вы ни работали, помните: нельзя работать против себя. Прислушивайтесь к своим ощущениям, говорите, что вас не устраивает, и старайтесь изменить то, что мешает работать в удовольствие и на результат.
А с какими заказчиками и работодателями не стали бы работать вы?