Что будет, если потерять флешку с электронной подписью (спойлер: можно потерять бизнес)

Что будет, если потерять флешку с электронной подписью (спойлер: можно потерять бизнес)

Предприниматель, который потерял флешку с электронной подписью, рискует больше, чем обычное физическое лицо. Если ЭП попадёт к мошенникам, они смогут выполнить финансовые махинации от лица владельца подписи — и он лишится имущества компании или даже самого бизнеса. Почитайте, какие риски ждут предпринимателя и как защитить ЭП от мошенников.

Если у вас нет времени, читайте блок «Коротко: чем грозит потеря ЭП и что делать, чтобы этого не допустить» — собрали там главное.

Чтобы не упустить новые возможности для своего бизнеса, подпишитесь на наш канал

Чем рискует предприниматель при потере ЭП

Вывод денег со счёта фирмы, множество микрозаймов и плохая репутация на портале госзакупок — вот основные риски. Рассказываем подробнее, что обычно делают мошенники с чужой ЭП.

Бизнес переоформят на другого человека и выведут активы компании. С помощью квалифицированной электронной подписи можно удалённо сменить руководителя ООО. Для этого достаточно отправить в налоговую все необходимые документы. После того, как бизнес перейдёт к другому человеку, он сможет распоряжаться имуществом компании: снять деньги со счёта и переоформить активы компании на себя. Например, продать офис или служебное авто.

На владельца ЭП откроют компании-однодневки. Бывает, что человек становится номинальным руководителем фирмы-однодневки без своего ведома. Таким способом мошенники вешают на номинального руководителя штрафы и долги, которые числятся за компанией. Например, номинальный предприниматель может лишиться собственной квартиры или машины — имущество спишут в счёт долгов.

На владельца ЭП оформят микрозаймы. Получить микрозайм на другого человека гораздо проще, чем кредит в банке: для этого не нужно много документов, а вся процедура часто проходит онлайн. Мошенники используют чужую ЭП, чтобы получить множество микрозаймов в разных организациях. Отдавать их придётся владельцу ЭП, с помощью которой эти микрозаймы были оформлены.

Подпишут документы от лица фирмы. Завладев чужой ЭП, конкуренты могут подписывать любые документы от лица компании. Например, сдать недостоверную отчётность, заключить договоры с контрагентами на невыгодных условиях и даже ликвидировать фирму. Отвечать за все действия будет владелец утерянной ЭП.

Испортят репутацию фирмы на портале госзакупок. Ещё один частый сценарий, по которому действуют злоумышленники-конкуренты, — это участие в электронных торгах. С помощью потерянной ЭП можно выиграть тендер, а потом не выполнить его. Из-за этого репутация владельца ЭП и его фирмы на электронной площадке испортится: в будущем он не сможет получить допуск к закупкам и работать с государством.

Как защитить ЭП на случай потери

Как только вы получили ЭП, соблюдайте следующие правила. Они помогут всегда быть уверенным, что доступ к вашей ЭП есть только у вас.

Не передавайте флешку с ЭП другим людям. Даже если вы полностью доверяете своему бухгалтеру, не давайте ему флешку со своей ЭП и подписывайте все электронные документы лично. При этом исключений быть не должно: доступ к сертификату должен быть только у вас, и никакие обстоятельства вроде «я только один раз дам ему свою подпись» здесь не влияют. Доказать в суде, что это не вы поставили ЭП, а кто-то другой, крайне сложно.

Не передавайте реквизиты, сканы и фото паспорта другим людям. Кроме ЭП мошенникам зачастую нужны ваши паспортные данные, чтобы выполнять операции от вашего имени. Поэтому следите за тем, чтобы данные не утекли: не оставляйте важные документы в открытом доступе в офисе, не отправляйте их малознакомым людям по электронной почте и в мессенджерах, не отдавайте паспорт сотрудникам, чтобы они сделали что-то за вас.

Храните флешку в надёжном месте. Лучшее место для флешки с ЭП — надёжный сейф, код от которого знаете только вы. Если сейфа нет, можно хранить флешку в закрытом ящике стола. Главное, не оставлять носитель ЭП без присмотра там, где много людей: сотрудников, клиентов, покупателей.

Если же флешка с ЭП вставлена в компьютер, чтобы подписывать документы, позаботьтесь о том, чтобы компьютер был защищён паролем и никто кроме вас за ним не сидел.

Регулярно проверяйте свои профили на «Госуслугах» и сайте налоговой. Если кто-то использует вашу ЭП без вашего ведома, данные об операциях хранятся в системе. Например, в личном кабинете на «Госуслугах» и сайте налоговой можно посмотреть последние операции с ЭП. Регулярно проверяйте личный кабинет: это поможет вовремя узнать, если вашей ЭП пользуется кто-то кроме вас.

Выпустите облачную ЭП. Хранить ЭП в облаке надёжнее, чем на флешке: такую подпись нельзя потерять, так как она лежит в защищённом облаке удостоверяющего центра. Поэтому есть смысл отказаться от флешки с ЭП и оформить облачную подпись. Многие удостоверяющее центры уже выдают облачные подписи с января 2021 года.

Если хотите побольше узнать про ЭП и её удобство для бизнеса, почитайте наши другие материалы на эту тему.

Коротко: чем грозит потеря ЭП и что делать, чтобы этого не допустить

  • Если предприниматель потерял ЭП, злоумышленники могут переоформить фирму на себя, вывести деньги со счёта и распродать имущество, взять микрозаймы, испортить репутацию компании на портале госзакупок.
  • Чтобы защитить ЭП на случай потери, никому не передавайте флешку с ЭП, не отправляйте данные паспорта малознакомым и ненадёжным людям, храните флешку в сейфе, выпустите облачную ЭП.

Больше таких статей читайте в Журнале про дело на сайте Делобанка

11
17 комментариев

Облачная эп это какая то дичь. Достаточно просто засветить пароль

5
Ответить

Это другое !!!!

Ps. И обычная то ЭЦП увы дичь, достаточно заразить чем-нибудь неприятным комп, вставить туда флешку, набрать пароль и за тебя все отпишут в сторону третьих лиц.. и боюсь потом фиг оспоришь. А уж "облачная" - это точно к "сливу всего". Вообще если в названии продукта есть слово "облачное" - это повод напрячься, как правило его туда добавляют заради хайпа, что характеризует соответственно. И это как раз тот случай. Никаких облачных хранилищ для ЭЦП не нужно, это даже вредно.

Ответить

Бред. Для смены руководителя нужен нотариус и пакет документов подписывает новый руководитель, а так как эцп на нового руководителя нельзя сделать пока он не в выписке, документы опять же подаёт в налоговую нотариус. Смена собственника тоже происходит через нотариуса. С помощью эцп нельзя просто получить займы, для этого потребуются учредительные документы и паспорт руководителя. Не пугайте людей. Если вы потеряли эцп, её можно отозвать в удостоверяющем центре и выпустить новую

5
Ответить

Бред какой-то)) какие тендеры??? Там надо задаток вносить! Тупой афтор

2
Ответить

... поменяют руководителя или ликвидируют фирму :)))))) ребят, если бы так просто ликвидировали фирмы уже бы очередь стояла. Фирму сложно и дорого ликвидировать, для этого недостаточно одной эцп. Кто писал эту чушь, читать противно. Дело банк настолько некомпетентный?

2
Ответить

Копирайтеру 19 лет, по ходу

2
Ответить

Да , такого бреда давно не читал, ну если так переживать за потерю флешки с ЭП, то не проще сделать ее на флешке на которой можно пин установить , и при нескольких не правильных ввода пин, она форматируется 🤦‍♂️

2
Ответить