Как делают digital-маркетинг в транспортной отрасли? Мы опросили 72 компании и провели крупнейшее исследование рынка
Для того, чтобы масштабировать бизнес, нужно чаще генерировать и проверять гипотезы: ставить эксперименты, проводить тест новых инструментов.
И чем больше подходов вы успеете внедрить за один период времени, тем быстрее будет происходить рост.
Не все транспортные компании следуют этому принципу, поэтому статистика выглядит плачевно:
- 37% компаний не имеют продуктовой проработки на своих сайтах
- 50% участников исследования имеют критические проблемы в работе с лидами
- ⅓ сайтов не отражает цен на услуги
Completo подошел к вопросу комплексно и провел свое исследование на тему digital-решений для транспортного рынка.
Прочитать и скачать полный текст можно здесь.
Кто мы такие?
Маркетинговая группа «Комплето» занимаемся интернет-маркетингом с 1999 года.
За это время мы осуществили около 350 успешных проектов.
К нашим клиентам относятся: Panasonic, Megaflex, Beeline B2B, Motorola, Favorit Motors, Hartmann, Speco, Genius, Tefal, Karcher, Braun, Альта Профиль, Unipham.
Совместно с Нидерландским Институтом Маркетинга мы создали центр обучения «Маркетинговое образование».
С 2016 Комплето были первыми, кто начал обучать маркетологов по международным стандартам ЕМС — Европейской Конфедерации Маркетинга.
Продуманный маркетинг в том числе помогает проводить нам исследования. Одним из таких стало изучение 72 транспортных компаний за 2020-2021.В этой статье вы узнаете инсайты, аналитику рынка, удачные и неудачные примеры в digital.
Подробнее о достижениях и подходе к работе «Комплето» читайте тут.
Какие транспортные компании вошли в исследование?
Сервис для продажи и аренды спецтехники «Альянс-Каталог» разработал главный рейтинг для оценки логистических компаний отечественного рынка — «Золотая сотня».
В рейтинг попадают компании с самыми высокими финансовыми показателями за прошедший год и лидеры списка потребительских отзывов.
Из 100 компаний в наше исследование попали лишь 72.
Остальные 28 не смогли войти из-за ряда ограничений:
- производят только крупнотоннажные перевозки (больше 20 тонн);
- осуществляют лишь курьерскую доставку (грузовые такси);
- занимаются только авиа, жд или морскими грузоперевозками;
- работают на постоянной основе (долгосрочные контракты);
- находятся в процессе ликвидации.
Цель исследования
К целям исследования мы отнесли:
- Базовые и перспективные инструменты интернет-маркетинга
- Онлайн-работу/удаленный сервис ( качество обработки заявок и эффективность работы менеджеров.)
Что исследовали?
Web-показатели сайтов
Уникальное количество пользователей, общее количество посещений, среднее время (и средняя продолжительность этого времени), количество реализованных решений и количество отказов.
Инструменты интернет-маркетинга
Web-сайт, контент и SEO-маркетинг, контекстная и медийная реклама, email и маркетинг социальных связей, партнерский и вирусный маркетинг.
Дизайн и функциональность сайтов/UX
Совокупность всех графических элементов, где UX — простота, удобство и доступность интерфейсов.
Адаптивность и оптимизация
Текущая версия легко подстраивается под мобильное устройство и планшет? Насколько качественно проведена поисковая оптимизация для сайтов?
Качество контента
Структура, полнота, грамотность и ценность для читателя.
Позиционирование и продуктовая/сервисная проработка
Соответствие продуктовых и сервисных страниц целевой аудитории и отстройка от конкурентов.
Как отстроиться от конкурентов и разработать стратегию комплексного маркетинга для логистической компании? Ознакомьтесь на примере кейса.
Внешняя коммуникация
Новости, обучение и рекламные коммуникации.
Нестандартные решения
Мы учитывали все нестандартные механики продвижения, конверсионные элементы, призывы и активности.
Работа с лидами
Пути и способы взаимодействия с потенциальным клиентом.
Что узнали из исследования?
Структурно мы поделили исследование на пять больших блоков:
1. Ценность для пользователя
- УТП и позиционирование бренда
- Продуктовая подготовка и ценообразование
- Функциональность, оптимизация и польза для клиентов
2. Конверсионные элементы
3. Внешняя работа с клиентами
4. Аналитика
5. Обработка заявок и обращений
Каждый блок мы оценивали по конкретным элементам.
- Блок исследования — какой блок/модуль анализировали.
- Раздел исследования — промежуточный блок (между «Блоками» и «Элементами»).
- Элемент исследования — содержание блока.
- Средний балл — оценка от 1 до 10 за качество элемента по всем сайтам.
- Доля использования – сколько сайтов используют данный элемент.
- Quality Rate – у какой доли сайтов высокий (более 7) балл по данному элементу исследования.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Ценность для клиента и полезная информация
Из всех 100% компаний мы выявили, что:
- 98% имеют свой собственный сайт
- 65% из них имеют продуктовую подготовку
- 42% обладают четким позиционированием и выстроенными УТП
- 32% следят за созданием и выпуском контента на сайт
К сильным сторонам мы отнесли сайт (94% имеют сайт «О компании»), часы работы и контактные данные (98% указывают режим работы и способы связи), обратную связь (используют 88% ), личный кабинет (в наличии у 41% компаний).
А к слабым:
- мобильные версии сайтов (их почти не бывает, либо у них сложная адаптивность)
- цены на услуги (большинство компаний игнорирует этот раздел, лишь у 27% мы нашли собственный прайс-лист)
- примеры работ (отзывы, информация о клиентах, все то, что показывает ценность в глазах клиента)
- отсутствие элементов конверсии (81% не используют смешанный оффер на их сайте: калькулятор расчета + форма заявки)
Первый блок: УТП и позиционирование на главной странице
Когда клиент попадает на сайт, ему нужно не только понять, что за компания перед ним находится, но и какую выгоду она несет.
Удачный вариант — совмещать пользу с продуктом в одном месте:
Первое, на что обращает внимание пользователь — УТП.
23% компаний описали уникальное торговое предложение на главной странице, остальные 58% сделали это в разделах по соседству (качественным и привлекательным ENG сделали 26 компаний).
Удачный пример для сайта компании выглядит так:
И не самый удачный:
35% компаний позиционируют свой сайт как онлайн-сервис для потребителей транспортных услуг, поэтому передвижение между блоками исходит из элементов «расчета цен», «заключение договора» и «заказа услуг».
Продуктовая подготовка
Продуктовая посадочная страница играет важную роль для поисковых показателей: сначала человек видит специально созданную страницу для выбранной услуги, затем узнает бренд и попадает непосредственно на главный сайт.
Для увеличения трафика транспортные компании используют посадочные страницы. 98% выбирают подобный способ продвижения:
Лидеры трафика комбинируют методы маркетинга, совмещая тарифы, акции, скидки, бонусы и программу лояльного клиента.
Цена
На транспортном рынке не принято указывать цены на услуги: 25% не указывают их на сайте, 12% рассказывают про цены не целиком.
Возможность рассчитать точную индивидуальную стоимость услуги (калькулятор/форма расчета) есть на 25 сайтах. Итого, лишь 65% компаний представляют на своем сайте хотя бы приблизительные цены на услуги. Клиентам остальных 35% компаний сложно сориентироваться в ценообразовании и, как следствие, конвертироваться в лид.
Страница о компании
94% компаний имеют на своем сайте страницу «О компании».
92% заполнили общую информацию о своей компании на странице «О компании».
90% подробно описали преимущества компании перед конкурентами.
67% компаний указали информацию о транспортном парке и других ресурсах.
Всего десятая часть исследуемых компаний (10,3%) рассказывает о себе при помощи цифр, графики и интерактивных элементов (карты, комбинированные блоки).
Информация о работе компании
Чтобы получить максимальный балл, у компании должны быть график работы, телефон компании, адреса и точки самовывоза.
70 компаний указали контактные данные (это мог быть только телефон)
89% — адреса для самовывоза.
Количество таких точек и географию деятельности показывает специальная карта с гео-метками:
Кейсы, отзывы, информация о клиентах
52% показывают отзывы, 22% — рассказывают о своих клиентах.
32% пишут о своих сильных сторонах, а 6 из 72 компаний берут на вооружение примеры классических кейсов.
Например, размещение видео кейса на YouTube:
Сложить единую историю, собрать инфографику не всегда реально. Поэтому транспортные компании идут другим путем: делают обзорный сюжет с комбинацией сценариев — загрузка/разгрузка, этапность грузоперевозки, заключения договора, рассказ об автопарке, водителях, особенностях перевозки в плохую погоду.
Функциональность и мобильность
UX-разработка затрагивает путь вашего пользователя: перейдет ли он в нужное окно, нажмет на ссылку или задержится на конверсионном блоке.
Интерфейс должен быть доступен в использовании и понятен новому пользователю: куда я пришел, что мне делать, что предлагает транспортная компания.
Исходя из этого мы узнали:
- 56% сайтов не имеют поискового окна
- 22% имеют карту сайта
- 100% разрешают копировать данные
- 88% не переводят свои ресурсы (10 сайтов переведены на английский)
- 33 сайта сделали личный кабинет
Элементы конверсии
А вот что происходит при работе с конверсиями:
Формы обратной связи/заявки
94% осознает важность лидогенерации и обеспечивает свой сайт СТА, интерактивностью и заметными элементами (лучший вариант — комбинировать форму расчета с формой обратной связи):
Чат с менеджером и чат-бот
Компаниям следует создавать удобный способ взаимодействия для пользователя на сайте — онлайн-виджеты и чат-боты.
Онлайн-чат представлен у 25 компаний, у 7 ТК есть чат-бот.
Мессенджер
Самым популярным мессенджером среди компаний остается WhatsApp. Второе место занимает Viber, № 3 — VK, № 4 — Telegram № 5 — Facebook Messenger и № 6 — Skype.
Телефонный сервис
- 14% компаний не ответили на первый и второй звонок.
- 43% компаний рассчитали стоимость по телефону сразу.
- 18% компаний перезвонили с расчетом позднее.
- 10% обещали перезвонить с расчетом, но не сделали этого.
- 15% компаний отказали в расчете стоимости услуг по телефону.
52% компаний готовы продавать по телефону, в то время как остальные 48% этого не делают.
Итоговый срез
Цель исследования — разработать digital-решения для рынка транспортных компаний.
Мы изучили 72 транспортных компании. Среди них представлены разные digital-решения: одни кажутся современными и продуманными (с UX-разработкой, web-дизайном, классной продуктовой проработкой), а другие сильно сдают позиции (дизайн, маркетинг, функционал не продуманы).
Удачная функция среди использования — сайты с комбинированной формой заявки и обратной связью. Некоторые из компаний постарались больше и улучшили процесс обучения, включив блоки информации и личный кабинет.
Исследование показало, что для многих транспортных компаний сайт — элемент без конкретной цели. Но если на сайте отсутствует информация о продуктах, форме обратной связи, проработанном юзабилити — это резко снижает шансы на конвертацию посетителей в лиды, т.е заведомо уменьшает прибыль компании.
Если вы работаете в сфере перевозок и хотите улучшить интернет-маркетинг вашей компании, в первую очередь обратите внимание на следующие вещи:
- Оффер
Комбинируйте качество с количеством элементом: добавляйте ценность, следите за позиционированием и не забывайте про УТП для главной страницы. - UX для основных страниц сайта
Отслеживать активность помогут две вещи – UX и Customer Journey Map (CJM) – путь взаимодействия клиента с продуктом компании.
О том, как работать с CJM читайте подробнее в нашем кейсе: «Как покупают сервис для управления бизнесом? Разрабатываем путь партнера (CJM)». - Полезный контент
Учите клиента использовать ваш сайт или продукт по назначению. Делайте контент простым и доступным для аудитории. - Мобильная версия
Адаптируйте сайт под разные виды устройств. - Call-центр
Обучайте операторов принципам общения с клиентом и долгому контакту. Проверяйте работников и создавайте новые сценарии разговоров.
Хотите улучшить свой маркетинг?
Получить новых клиентов и укрепить бизнес-процессы? Обращайтесь к профессионалам с огромным опытом работы и портфелем масштабных успешных кейсов — Комплето!
Вы получите эффективную систему интернет-маркетинга, которую не смогут скопировать ваши конкуренты.
Результат — постоянный поток клиентов и резкий рост прибыли. Мы используем весь ваш потенциал и отдадим вам свой