Актив без дизайна и смысла: на NFT от звёзд не зарабатывает почти никто, кроме самих знаменитостей

Актёры и певцы выручают с продаж миллионы, а покупатели вынуждены перепродавать активы более чем в два раза дешевле. И большинство из них не имеют отношения к криптовалютному рынку. Почему опытные инвесторы считают практику очередным денежным разводом — в пересказе Bloomberg.

NFT-токен рэпера A$AP Rocky NiftyGateway

В эпоху бума на рынке невзаимозаменяемых токенов, или NFT, заработать пытаются многие — в том числе знаменитости. Они чеканят цифровые активы в виде коллекционных карточек, анимированных видеороликов или изображений своих мультяшных двойников и выручают с продаж миллионы долларов.

Их вдохновляют успехи других NFT-создателей. Например, в марте 2021 года цифровой художник Майк Винкельманн, он же Beeple, продал графический коллаж за $69 млн. А предметы из культовых коллекций Cryptopunks и Bored Ape Yacht Club торгуются в сотни раз дороже первоначальной стоимости:

  • Cryptopunk #561, изначально стоивший $8,1 тысяч, ушёл за $2,4 млн.
  • Bored Ape Yacht Club #2224 забрали за $335 тысяч, хотя во время первой продажи его купили за $229.

Вот только покупатели «звёздных» токенов такую выгоду не получали, поскольку цены на их NFT резко падали после выпуска, пишет Bloomberg:

  • В феврале 2021-го певица Grimes выпустила коллекцию изображений, на которых младенец-херувим выпускает «купидонские» стрелы и пытается пронзить земной шар. Продажи завершились за 20 минут и принесли артистке около $5,8 млн. Первоначальная цена токена составляла $7 тысяч, но в ноябре упала на 84% — до $1,2 тысяч.

  • В апреле 2021-го рэпер A$AP Rocky представил поклонникам NFT-анимации, на которых его аватар вращается в виртуальном пространстве. Сперва токены продавались за $2 тысячи, а с перепродаж уходят за $900.
Младенец-херувим с токенов Граймс <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fart.art%2Fru%2Fblog%2Fgrimes-making-millions-selling-nft-art%2Fgrimes-mac-battles-of-the-war-nymphs-1536x960-1&postId=320452" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Art</a>
Младенец-херувим с токенов Граймс Art

Опытные инвесторы чаще всего считают, что выпуск таких коллекций — это очередной способ развести обывателей на деньги, ведь те и так нередко покупают мерч любимых знаменитостей, и NFT не исключение.

Так что «звёздные» токены оказались интересны в основном только фанатам. Например, поп-исполнитель Шон Мендес распродал токены на сумму около $1 млн покупателям, большинство из которых никак не относились к криптосообществу. Продажи завершились за минуту. Правда, осенью 2021-го его анимированные карточки продавались в два раза дешевле изначальной стоимости.

Продавец, скорее всего, получил в долларах больше, чем инвестировал, поскольку Ether — валюта, в которой NFT продавались — выросла в цене, отмечает издание. Но тогда эксперты не видят смысла вкладываться в токены, если заработать на них можно только благодаря росту самой валюты, а не росту стоимости NFT — проще просто купить ETH.

Один из токенов Мендеса OpenSea

В руководстве аналитического сервиса NonFungible не спешат делать окончательные выводы, но полагают, что выпуск таких коллекций — это скорее эксперимент, чем долгосрочная ценная инвестиция.

«Некоторые работы выполнены со вкусом — например, коллекция актрисы и модели Пэрис Хилтон, но у многих паршивый дизайн, плохие партнёры по запуску и дурное исполнение», — говорит один из крупнейших NFT-коллекционеров и владелец токена Хилтон WhaleShark.

Токен Пэрис Хилтон в апреле 2021-го купили за $10 тысяч и продали за $12 тысяч Twitter

Несмотря на то, что все эти коллекции по-своему уникальны, принцип продаж NFT звёзд один и тот же, пишет издание. 15-20% с продаж забирает маркетплейс, который продаёт токены, а 75-80% идёт знаменитости, которая большую часть денег забирает себе, а остальное делит между дизайнерами и другими помощниками.

Чтобы распродать коллекцию за считанные часы, а иногда и секунды, звёзды должны создать вокруг выпуска токенов достаточно шумихи. Для этого они повсеместно рекламируют коллекции перед продажей и взаимодействуют с поклонниками. Скейтбордист Тони Хоук, например, провёл с ними 45-минутную беседу в Discord.

Правда, помогает это не всегда, пишет издание. Ведущая Эллен Дедженерес смогла продать лишь половину коллекции Woman With Stick Cat, деньги с которой шли на благотворительность. Провалилась также затея актёра и рестлера Джона Сины: не помогло даже то, что вместе с его NFT шла фирменная одежда и аксессуары.

Мы с партнёром World Wrestling Entertainment думали, что $1000 — это справедливая цена за токен, но ошиблись, причём жутчайшим образом. Я думал, что за такую стоимость сметут штук 500, а в итоге продать удалось лишь 37. Катастрофический провал.

Джон Сина, актёр и рестлер

Впрочем, негативный опыт останавливает не всех. Например, режиссёр Квентин Тарантино решил выставить в виде токенов на OpenSea несколько вырезанных сцен из фильма «Криминальное чтиво». Правда, 16 ноября на него подал в суд владелец прав на картину — компания Miramax.

Представители отрасли тем временем продолжают отмечать, что статус «звезды» в мире NFT не оказывает того же влияния, что и в других сферах. Да и многих знаменитостей, кажется, больше волнует заработок, чем сама технология.

Хотя благодаря большому числу поклонников они могли бы поспособствовать массовому распространению невзаимозаменяемых токенов, считает WhaleShark.

25
22 комментария