Питч-дейтинг: инвесторы в реальном времени оценивают идеи стартаперов
В первом выпуске предприниматели питчат домашние намазки, конструктор мультиков и модные блокноты.
В рамках подкаста «Либо выйдет, либо нет» соосновательницы студии Лика Кремер и Катя Кронгауз говорят о трудностях запуска стартапа и первых годов его жизни, а также ищут инвесторов для развития студии. В итоге Лика так поднаторела в питчингах, презентациях и питчдеках , что решила устроить открытый питч-дейтинг другим стартапам. В этом сезоне «Либо выйдет, либо нет» мы соединяем предпринимателей и инвесторов в нашей студии и оцениваем их выступления и стартапы.
Новые выпуски можно слушать на всех подкаст-платформах, а читать — в материалах на vc.ru. Тут только самое интересное и важное с наших питч-дейтингов.
Кто питчит:
- Даша Сонькина — создательница «Дашиных пирожков» и «Банча» решает расширить свое производство
- Соломон Шлосман запускает «Animopus» — приложение для детей, где можно рисовать своих собственных персонажей мультфильмов
- Паша Дорошков и Даня Некрасов хотят выйти на европейский рынок с уже известными российскому покупателю ежедневниками и канцелярией Falafel Books.
Кто инвестирует:
- Алексей Менн — управляющий партнер Begin Capital. Самая маленькая инвестиция — 150 000 долларов, самая большая — 5 млн долларов, а самая идиотская ещё впереди.
- Кирилл Белов — управляющий партнер Impulse VC. Выдает инвестиции от 250 000 долларов, а идиотскими считает инвестиции в тех, кто уже профейлился.
Банч
Что питчим: «Банч» — готовая еда и соусы. Продукт знаком Дашиным потребителям и выставляется на маркетплейсах.
Продукт в нескольких словах: полезная, готовая еда без консервантов в экологичной упаковке.
Я знаю, как сделать продукт интересным для прессы
Зачем инвестиции: увеличить объёмы производства и усилить маркетинг
Цель питча: получить 13 млн рублей инвестиций за 25% долю в компании
Помимо бизнеса у меня есть жизнь, семья, двое детей, и это нормально
Даша: У меня двое детей, поэтому «Банч» родился из личной потребности. Темп жизни постоянно растёт, хотелось иметь возможность накормить ребёнка и быть уверенной, что всё будет хорошо. Так появился «Банч» — правильные соусы и намазки, в которых нет консервантов.
Даша: Мы будем продолжать работать с «Самокатом» и «Яндекс Лавкой», планируем выйти в «Перекрестке» и «Глобус Гурмэ». Планируем сделать не меньше 50 миллионов за год, я думаю о том, чтобы выйти на зарубежные рынки. В будущем не исключаю возможности слиться или продать компанию, но с сохранением концепции продукта.
Алексей: Давайте разберем пример юнит-экономики. Я зашел к вам на сайт, заказал самый ходовой продукт. Как выглядит ваша экономика от этого заказа?
Даша: Мы получаем от этого заказа 60%.
Алексей: А сколько вы заплатили за мое привлечение? И сколько стоит производство?
Даша: В среднем можно сказать, что стоимость привлечения может стоить от 50 до 110 рублей. А себестоимость продукта и упаковка выходят нам около 200 рублей на единицу товара.
Совет от инвесторов:
- Показывайте свои цифры, а не цифры рынка
- Рассчитывайте юнит-экономику продукта сейчас и при тех цифрах, которые вы хотите достичь
- Не говорите про рынок, говорите про свои уникальные умения
Решение инвесторов:
Кирилл готов дать совет Даше: к кому можно обратиться за инвестициями.
Animopus
Что питчим: «Animopus» — приложение для создания мультфильмов
Продукт в нескольких словах: мультфильм с персонажем, нарисованным вашим ребенком
Цифры: первая версия приложения стоила 300 000 рублей.
Зачем инвестиции: развить продукт и контент внутри приложения, расширить агентов маркетинга
Соломон: «Animopus» — мультфильмы, героями которых являются рисунки ребенка. В данный момент шаблоны персонажей предлагает приложение, в дальнейшем это сможет быть любой рисунок. По проведенным тестам в детских садах мы выявили, что что ребенок на 70% меньше времени смотрит в экран, чем он просто смотрит мультики на экранах.
Соломон: В следующем году мы хотим сделать так, чтобы ребенок влиял не только на главного персонажа в мультфильме, но и на музыку, диалоги, текст. с Следующим шагом будет возможность оживлять рисунки: персонажи смогут двигать конечностями, моргать глазами и так далее.
У нас есть один партнер, которого я пока не могу анонсировать, от них мы ожидаем несколько десятков тысяч лидов
Кирилл: Вы назвали тремя пунктами развития PR, ASO и коллаборации, но это немасштабируемые показатели. Идея выглядит симпатичной, но она не докручена до конца, потому что пока потенциальный инвестор не понимает направления интенсивного и экстенсивного разватия проекта. Смысл того же «Робокса», что он бесконечен.
Алексей: А как вы сами оцениваете рынок венчурного капитала в России и за границей? В России венчурного капитала меньше, и он старается инвестировать в международные компании. Естественно, если основатель компании находится здесь, даже если компания имеет международную выручку, то у инвестора есть определенные риски.
Катя: Политические?
Алексей: Не обязательно, можно указать даже экономические. В США и на западных рынках Соломон потенциально может получить бОльшие деньги у бОльшего количества инвесторов.
Совет от инвесторов:
- Объясните, на сколько и за счет чего может масштабироваться ваш продукт или его аудитория
- Если ваш продукт связан с технологиями — докажите, что они уникальны
- Оцените, на какой рынок инвестиций вам необходимо заходить: российский, американский, азиатский
Решение инвесторов:
Алексей готов встретиться с Соломоном ещё раз.
Falafel Books
Что питчим: Falafel Books — бренд блокнотов, скетчбуков и канцелярских принадлежностей.
Продукт в нескольких словах: русский Moleskine, который делает сувенирную продукцию для крупнейших российских музеев.
Цифры: выручка за 2020 год: 22 472 858 рублей, рост в 2021 году (за 8 месяцев) — 40%.
Зачем инвестиции: ускорить рост и выйти на европейский рынок.
Цель питча: 50 млн рублей
Даня: Прежде чем пойти в большие магазины вроде «Республики», мы продавались в маленьких магазинах и на маркетах. Сейчас нас выгодно выделяет среди конкурентов проработанный дизайн, классные материалы, хорошее производство. Мы работаем практически со всеми большими музеями изобразительного искусства России: «Русский музей», «Третьяковка», «Пушкинский музей». Для меня очень важна история с музеями, и я мечтал бы работать с какими-то европейскими музеями.
«Делаем из бумаги, продаем через цифру»
Кирилл: Расскажите о вашей структуре акционерного капитала. Как много у вас соучредителей в компании, и кто из них активно участвует в компании?
Даня: У нас 6 соучредителей. В принципе все активно участвуют в развитии компании, каждый в своём направлением. Кто-то занимается оффлайном, кто-то занимается PR и SMM.
Кирилл: И поэтому у компании всего 20 млн рублей оборота?
Даня: Возможно было бы больше, но мы активно растем и продолжаем расти.
Кирилл: 50% в год — это не активной рост. Если взять всех шестерых акционеров, разделить на них 20 млн в год, то получится, что каждый зарабатывает не больше чем менеджер среднего звена в Москве.
Совет от инвесторов:
- Убедитесь, что структура вашей компании говорит о ее устойчивости и потенциальном росте. 6 соучредителей точно не говорят об этом
- Слушайте советы с питчингов, на которых вы уже были, внедряйте эти идеи в ваш питч-деск
- Инвестиции требует агрессивного роста
Решение инвесторов:
Кирилл после питчинга предложил Паше и Дане встретиться для обсуждения инвестиций.
Итоги питч дейтинга
100 миллионов рублей
При питче важно не только показать свой продукт, но и оценить, к какому инвестору ты идешь, изучить его прошлые кейсы и инвестиции. Для многих фондов не интересны слишком маленькие инвестиции или вход в сектор рынка, который ими не полностью изучен. При этом на таких питчингах всегда есть возможность заинтересовать частных инвесторов, которые смогут вложить личные деньги.
Расскажите в комментариях, питчили ли вы проект, который был не в рамках интересов компании и инвестора, но вам все равно удалось привлечь капитал?
Если у вас есть питч, с которым вы бы хотели прийти к нам в подкаст, присылайте его по почте pitch@libolibo.ru