Дизайн-джем #44: синий цвет на фресках Микеланджело, в моде французских королей, фантазиях символистов и фильмах Линча
И ослепительно синем дайджесте от дизайн-команды red_mad_robot.
На прошлой неделе мы твёрдо решили смотреть на привычные вещи с разных сторон и переполненные этой решимости с головой окунулись в мир синего цвета.
Оказалось, что цвета — это не только краски для художника, а полноценный инструмент влияния на живопись, культуру, моду, социум и даже людей. В новом выпуске Джема расширяем наш кругозор, учимся понимать великих живописцев и узнаём классные факты для поддержания любого разговора. А компанию нам составит дизайнер интерфейсов red_mad_robot Мила Михайлова.
Подписывайся на Telegram-канал Design Jam, если хочешь получать вдохновение из мира дизайна каждый день 🤖
старший дизайнер интерфейсов red_mad_robot
Привет! В этом выпуске я хочу поделиться с тобой историей моего любимого — синего цвета. Обещаю выйти далеко за рамки его психологических характеристик и рассказать о том, как он появился и какое значение имеет в разных культурах и видах искусства.
Египетский пигмент
Начнём наше знакомство с путешествия в Древний Египет, жители которого и сформировали культуру синего цвета, а точнее — создали египетский пигмент! Для них он символизировал небо и воду и был тесно связан с культом погребения. В усыпальницах синим цветом покрывалось буквально всё — это создавало ощущение свечения внутри пещеры.
Средневековье
В Средние века синий цвет продолжит ассоциироваться с небом, но фокус сместится на небесное царство. Сам цвет считался божественным и благодаря аббату Сугерию активно использовался в соборных пространствах
Иконопись
В эпоху татаро-монгольского нашествия появился новый оттенок — рублёвский голубец. Как ты уже догадался, его создал иконописец Андрей Рублёв.
Появление этого оттенка связано с популяризацией идеи Сергея Радонежского об объединении русских земель. В храмовой росписи это отобразилось в виде концепции божественного света, который должен был преобразить человека.
Эпоха Ренессанса
Для живописцев эпохи Ренессанса синий цвет стал возможностью работы с углублением пространства. Так, Леонардо да Винчи придумал технику сфумато и показал, как светом и цветом можно передавать ощущение воздуха. Например, на картине «Мадонна Литта» он избегал чётких линий и контуров, стараясь изобразить присутствие сумеречного цвета.
Синий также преобладал на фресках:
- Микеланджело — он использовал его для создания объёма;
- Рафаэля — ему приписывают воссоздание египетского рецепта получения пигмента;
- Якопо Понтормо — для него синий цвет олицетворял идею прощения.
Золотой век голландской живописи
В 1600-х годах перед мастерами Золотого века голландской живописи встала новая задача — художники искали способы сэкономить на синем пигменте. Ян Вермеер обратился к идее глубины цвета и в качестве подложки начал использовать малахитовые и чёрные оттенки.
Например, на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» фон изначально был зелёным. Он почернел в ходе комбинирования и наслоения нескольких видов краски.
Французская мода
Любовь Людовика IX к синему тоже не осталась незамеченной: король оказал особое влияние на ассоциацию этого цвета с монаршей властью. После свержения Бурбонов противники Наполеона Бонапарта облачались исключительно в синие одежды — так они демонстрировали своё несогласие и преданность королевскому дому.
Романтизм
В эту эпоху синий цвет приобрёл концепцию чего-то недосягаемого и ускользающего от взгляда. Большая часть картин Каспара Давида Фридриха — персонажи, находящиеся в тихой гармонии с окружающим миром, и природа, написанная в синих оттенках.
Именно это помогало достигнуть эффекта «оторванности». Кстати, чуть позже подобная идея эхом отразится в периоде символизма.
Импрессионизм
Более радикальное отношение к синему цвету ввели импрессионисты. Они заявили, что чёрного не существует в природе, а тени надо показывать тёмными тонами с синим оттенком. С этой задачей отлично справлялись Репин, Ренуар, Моне и Матисс.
А вот Ван Гог использовал синий для создания сильного эмоционального напряжения: играя на контрастах с жёлтым цветом в «Звёздной ночи», он приближал зрителей к ощущению сопротивления и внутренней бури.
Символизм
Символисты хотели создать образы, которые бы уводили зрителя в мир грёз и фантазий. Для этой цели Пьер Сесиль Пюви де Шаванн показывал своих героинь на фоне лазурного неба или кобальтового оттенка моря в созерцательных замедленных позах.
Можно ещё посмотреть на работы Фернана Кнопфа: «Дверь заперев, я отгородилась от мира», «Синее крыло», «Мари Монном» — его картины олицетворяли идею оторванности от жизни и погружения во внутренний мир.
Экспрессионизм
Среди экспрессионистов к синему часто прибегал Василий Кандинский. Он хотел, чтобы его живопись передавала эмоциональный настрой, поэтому использовал цвет в качестве образа духовного перерождения. Знаменитый «Синий Всадник» — возвращение к истокам концепций символизма и романтизма. Художник вдохновлялся библейскими писаниями и нередко изображал природные катастрофы — так он передавал потребность очищения и обновления.
Цвет Кляйна
В 1950-х годах в истории синего цвета появилось новое имя! Французский художник-новатор Ив Кляйн придумал и запатентовал состав пигмента под названием «Интернациональный синий Кляйна». Он использовал этот оттенок во многих работах, но больше всего запомнилась его скандальная серия «Антропометрии».
Картины из этого проекта — отпечатанные тела обнаженных девушек в фирменном цвете Кляйна. Во время перформанса художник направлял женщин и говорил, как нужно оставлять следы на холстах.
Синий, вообще, был монументальным в творчестве Ива — он создавал монохромные полотна и скульптуры, оформлял интерьеры культурных зданий и проводил выставки, посвящённые этому цвету.
Кинематограф
В кино колористика обладает удивительным свойством передавать эмоции персонажа и его переживания. Например, в фильмах Дэвида Линча синий — это всегда про таинственность и метафору.
У Кшиштофа Кесьлёвского в фильме «Три цвета: Синий» холодные тона являются символом революционной свободы, а в ленте Андрея Звягинцева «Возвращение» — эмоциональной отчуждённости и грусти.
Синий цвет довольно часто сопровождает одиноких и оторванных от мира персонажей или передаёт меланхоличные настроения. Даже в фильмах о Гарри Поттере: чем мрачнее становится история, тем меньше ярких оттенков остаётся в повествовании.
А на этом я прощаюсь с тобой, хороших выходных!
Если хочешь увидеть, как синий цвет сегодня используется в диджитал-искусстве, то читай наш выпуск про NFT. Пиши в комментариях, какая часть истории синего цвета была самой интересной, и подписывайся на наш Telegram-канал Design Jam. А мы убегаем собирать следующий дизайн-дайджест. Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖
Великолепно, очень интересно
Спасибо!
Комментарий недоступен
Раньше синий двигали ближе к зелёному (природный), сейчас ближе к красному (искусственный).
Да, что касается рекламной зелёной плашки на сером фоне у vc — ну можно уже подвигать ползунки, чтобы тон зрительно не сливался? Нет.