10 качеств, которые делают из вас посредственного аналитика
В своей практике я постоянно встречаю бизнес и системных аналитиков, руководителей групп, ИТ-специалистов, которые несмотря на очень-очень крутые знания технологий, не могут вести нормально проект или получают негативные отзывы от заказчиков и коллег. Сегодня я хочу поделиться своими наблюдениями. Итак, начнем.
1. Непонимание или нежелание понять боль клиента
Типичное поведение: делать к встрече презентацию с кучей "воды" и поверхностных исследований, описывать процессы без важных деталей, которые можно собрать только глубоко окунувшись в специфику бизнеса, записывать и соглашаться со всеми, то есть по сути просто фиксировать на бумаге сказанное другими участниками встречи, при этом пассивно участвовать в обсуждении, кивать, при этом не до конца разбираться в том, что происходит. Ну и последнее, что нельзя простить даже начинающему аналитику - он не задает проблемные вопросы.
Проблема: невозможность повысить ценность продукта или услуги, не выявив болевые точки, ключевые факторы, ведущие к успеху проекта, понимания того, кто клиент и что ему нужно, и как проект соотносится со стратегией.
Решение: Желание понять потребности своего клиента. Вам помогут такие методологии, как Customer Development. Подробнее о том, что такое CustDev, можно почитать в книге "Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?" Роба Фитцпатрика.
2. Низкий уровень эмоционального интеллекта
Типичное поведение: в сложных условиях, когда позиции участников различны, и эмоции всех переполняют, а у аналитика нет прямого влияния на участников (он не их руководитель), возникает конфликт интересов, при этом в зависимости от темперамента действия различаются: от повышения голоса и перехода на личности до обиды и полной демотивации.
Проблема: Чаще всего люди готовы сделать, что нужно, но аналитик не сплотил всех вокруг общей цели, и видит только свои задачи: написать ТЗ, согласовать и т.д., или проводится встреча ради встречи, по сути болтология, демагогия и т.п., что выматывает и раздражает и отвлекает от работы. Вот простой реальный пример, как делать не надо: "Встречу собирает сотрудник, который хочет через некоторое время уйти с проекта по личным причинам, его цель -сообщить эту новость проектной команде. Он начинает встречу с того, что говорит, что хочет больше проводить времени с семьей и переехать в другой город. При этом он готов работать над оставшимися задачами удаленно, пока не будет найдена замена на его место." Почему? Потому что в ответ он получит примерно следующий ответ: "Нет, мы не согласны, это рискованно, удаленно ты ничего делать не сможешь, мы так ничего не успеем и не выполним KPI, и нам не заплатят премию."
Решение: На таких встречах аналитику нужно проявить все свое умение и смекалку, чтобы добиться результата. Во встречи должна быть простая, чётко сформулированная проблема, которую аналитик должен донести до аудитории так, чтобы она была услышана и воспринята, и которую ей захотелось бы решить.
Для этого надо думать и наблюдать. Существуют следующие признаки, когда аудитория начинает резонировать:
- изменяется физиология: напрягается лицо и тело, появляются неприятные ощущения
- изменяется эмоциональный фон: обида, страх, злоба, агрессия
- изменяется поведение: повышается голос, или наоборот возникает несвойственное человеку молчание или сарказм. Пример: "Ну да, ничего лучше не мог придумать? Гений!", "Вот ты сейчас зачем это говоришь? Что ты хочешь услышать?"
Реакция аналитика на такие сигналы должна быть адекватной. В нашем примере выше сотрудник мог бы сказать: "Я же сказал, что все сделаю, почему вы такие ..., почему вы ведете себя как ...". Запомните - никому нет дела до ваших проблем, всех интересуют только их проблемы. Основная задача встречи - найти общую стратегию решения проблемы. Важный вопрос: "Какой вариант может устроить всех?" Возвращаясь к нашему примеру вопрос звучал бы так: "Нам нужно придумать решение, которое не поставило бы под угрозу сроки проекта, при этом позволило бы мне быть больше времени с семьей."
Подробнее о том, что такое эмоциональный интеллект можно узнать в книге "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ" Д. Гоулдмана.
3. Плохое документирование
Типичное поведение: тут есть несколько вариантов:
- сначала пишется "сырой документ", отправляется на согласование, как чуть ли не финальный, в итоге куча комментариев и негатива от заказчика
- документ - поток создания, нет структуры и универсального шаблона, понятного всем
- и что больше всего раздражает - технический документ направляется бизнес-пользователям, бизнесовый - техническим специалистам
Проблема: промежуточный результат работы любого аналитика - это документ или презентация. Аналитик быть классным техническим спецом, но без умения выражать требования и мысли на "цифровой бумаге", у него не будет качественной коммуникации с заинтересованными лицами, многие из которых визуалы.
Решение: работать над составлением презентаций и документов. Научиться наконец-то пользоваться моделировщиками процессов и нотациями, можно узнать об этом побольше на нашей странице в Facebook.
4. "Я знаю больше тебя" и "Я делаю все сам"
Типичное поведение: доминирование в команде, которое выражается обычно в попытке навязать свою точку зрения, независимо от мнений остальных.
Проблема: или тут есть проблема с эго или, что скорее всего, неумение доказывать свою точку зрения цивилизованными методами.
Решение: для формулирования своей позиции не нужно быть категоричным, а наоборот, надо найти союзников. Самый простой способ - предложить собеседнику высказаться и помочь команде создать коллективное самосознание через понимание всех хотелок. Поэтому во всех сложных вопросах желательно не начинать со своего представления ситуации, а начинать с того, как она видится всей команде. Чтобы завоевать доверие, нужно отказаться навсегда от мысли, что "я единственный, кто прав".
5. Недостаточный анализ без обдумывания информации
Типичное поведение: реагирует сразу после прослушивания, не задумываясь, высказывает все предположения, которые приходят в голову только на основании своего недостаточного опыта. В итоге информационный фон вокруг него очень пестрый.
Проблема: желание выделиться и высказать мнение сильнее желания подумать и найти решение.
Решение: существует много способов понять причинно-следственные связи, это и "5 Почему", и диаграмма Ишикавы.
6. Не видит лес за деревьями
Типичное поведение: копается в деталях, но при этом не видит сквозного процесса. Продумывает 10 раз цвет кнопочки, но не то, как интерфейс будет решать все боли клиента.
Проблема: эта проблема чаще всего возникает у перфекционистов. Они могут переписывать документ 100 раз, выверять все, что только можно и забыть про MVP напрочь. В итоге получается чудо-юдо, которым клиент может быть и не будет даже пользоваться.
Решение: итеративная разработка требований, agile и тестирование гипотез, написание MVP и его обсуждение.
7. Не умеет считать.
Остальные 3 качества доступны только при платной подписке)
Всё намного проще. Так получается потому что на такие должности переводя из разработчиков. Все пункты на это указывают. Особенно пункт 2 на это указывает. Разработчики в основном интроверты и у них низкий уровень эмоционального интеллекта
Нужно нанимать людей компетентных в этих направлениях со стороны. Тогда не будет таких проблем.
Комментарий удалён модератором
Кроме 3 пункта, это все зависит от личных качеств. А значит напрямую зависит от того кто нанимал(нанимает того кто не соответствует должности), и от руководителя(Руководитель это не только про поджопники, это еще и наставник). Сам человек не виноват, что hr'у пришло в голову назначить в аналитики кого-то, кто не может общаться с клиентом.
А документацию можно наладить с помощью сервисов, шаблонов и т.д.
Комментарий удалён модератором
Юлия успела написать только 6 пунктов, а потом низкоэмоциональные аналитики добрали до неё и не дали нормально статью задокументировать!