Андрей Гусаров: «Если вы мне принесете 100 000 долларов, я их реинвестирую до копейки. Потому что мне это нравится»
2021 год стал очень тяжелым как для бизнеса, так и для персонала. Многие отрасли предсказуемо не вышли из кризиса, обусловленного пандемийными ограничениями, другие были вынуждены переформатировать деятельность и искать новые рынки и каналы работы с целевой аудиторией. Даже по крупным компаниям прокатились массовые сокращения, тысячи людей остались без работы, были вынуждены получать новую профессию и уходить больше в онлайн.
Для меня лично такая ситуация не стала шоком, но мотивировала развиваться в личностном и профессиональном плане, осваивая новые направления в создании контента. 9 лет я занимаюсь написанием текстов для SEO и могу назвать себя опытным копирайтером, которому повезло поработать с десятками оптимизаторов и маркетологов по всему СНГ. Но рынок не стоит на месте, поэтому писать только тексты под ключевые запросы — это востребованное, но далеко не самое высокооплачиваемое направление. Я решил попробовать себя в формате интервью и, чтобы совместить приятное с полезным, начал с той сферы, в которой работаю сам. И в качестве собеседника выбрал одного из лидеров мнений на рынке интернет-маркетинга СНГ, основателя агентства GUSAROV и образовательного центра по подготовке интернет-маркетологов, Андрея Гусарова. Надеюсь, мой первый опыт получит объективную оценку и будет полезен тем, кто интересуется этим направлением или хочет кардинально изменить свою карьеру.
Как вы вообще пришли к решению заниматься маркетингом? Что сподвигло на такую идею?
Я решил заниматься тем, в чем, как мне казалось, я могу быть лучшим. В мире нет экспертов по маркетингу с высшим образованием, я учился сам по англоязычным источникам. Прелесть в том, что нет в мире двух маркетологов-профессионалов с одинаковым мнением.
Через какие сложности пришлось пройти в начале пути?
Первое – это полное непринятие и недоверие к тому, чем ты занимаешься, и что за это нужно платить. Второе – тяжелые поиски первого клиента, работа за еду и идею. Заработок приходит только тогда, когда получается донести клиенту, что ты не просто выполняешь некую работу, а обслуживаешь его бизнес, приносишь ему прибыль. Как только это получилось, все стало на свои места и я стал зарабатывать хорошие деньги.
С чего начался бизнес в сфере интернет-маркетинга?
С увольнения с нелюбимой работы) Никогда не повторяйте моих ошибок и не увольняйтесь, пока не создали фундамент для дальнейшего развития. Лично я, уходя из банка, принял импульсивное решение в 20 лет, но полгода не знал, чем буду заниматься в дальнейшем. Об этом решении не жалею, но сама реализация была неправильной.
Какие самые громкие успехи были у клиентов компании?
Клиентов было настолько много, что сложно выделить что-то одно. Горжусь тем, что некоторые клиенты стали лидерами в той сфере, в которой они работают.
Какие планы на ближайшие три года?
Планы максимально простые. Переориентировать выручку на 70% на европейский рынок, а в Беларуси заниматься только теми проектами, которые реально интересны и перспективны. Вывести курсы интернет-маркетинга, как полноценный образовательный продукт, на российский рынок. Этого плана на данный момент я и придерживаюсь.
Какими результатами труда вы гордитесь?
Я горжусь тем, что все мои сотрудники, от начала и до завершения работы в компании, остаются в маркетинге и становятся крутыми специалистами. Гордиться какими-то личными достижениями я не считаю нужным, потому что все это – результат командных действий. И я скорее тренер, задача которого – дать правильные установки и мотивировать на плодотворную работу.
Что из себя представляет ваша команда?
На сегодня это 27 специалистов, которые занимаются привлечением платного трафика всеми возможными способами – из таргета, из контекста и из SEO.
Насколько тяжело выдерживать конкуренцию на белорусском рынке?
Мы не рассматриваем рынок как конкурентную среду и выделяем в качестве конкурентов только себя. Так было не всегда, но последние 5 лет придерживаюсь именно такой позиции. Готовы делиться экспертизой со всеми желающими. Лучшее подтверждение этому – организованная нами первая белорусская неделя интернет-маркетинга. Результат – десятки тысяч просмотров за неделю и больше тысячи комментариев. Аудитория была настолько заинтересованной, что некоторым спикерам поступали предложения заказать услуги сразу после завершения доклада.
Нравится ли вам то, чем занимаетесь? И какое самое важное открытие сделали за годы в профессии?
Самое важное и одновременно страшное для себя открытие в том, что генетический код изменить практически невозможно. Мой отец по образованию учитель, бабушка – профессор в ВУЗе, тетя также преподает. Оказалось, я тоже неплохой преподаватель, судя по тем результатам студентов, которые они показывают в последние годы. Хотя всегда считал себя предпринимателем. И по всем диагностикам я классический предприниматель. Которому можно принести 100 000 долларов, и он не купит за них Теслу или коттедж, а реинвестирует все до копейки.
Возникали ли ситуации, когда бизнес был на грани банкротства?
Прошлой весной мы были вынуждены попрощаться с внушительной частью команды. Это было не сокращение, а именно прощание. Классные специалисты были вынуждены уйти только потому, что наши клиенты оказались не в состоянии оплатить бюджеты по контекстной рекламе, их бизнес стал перед выбором: закрыться или оплатить наши услуги. Я их не виню и не осуждаю, но нам это решение стоило потери 25 сотрудников. Это была реальная трагедия, но мы справились.
Нарисуйте портрет идеального клиента в интернет-маркетинге.
Это очень размытое понятие. Лучше сформулировать вопрос по-другому: есть ли у вас желание развиваться и понимание, что за действием не всегда стоит результат. Банальный пример: вы запустили контекстную рекламу, но просто так это не будет работать в 2022 году. Нужно понять, сколько вы готовы ждать результат и какое время есть для тестирования рекламных стратегий.
Клиентоориентированность или эффективность?
Сложный вопрос, но все же клиентоориентированность. Наверное, лучше продавать клиенту то, в чем он заинтересован и что купил бы сам, чем решать другие задачи в текущий момент времени.
Планируете ли открыть новое направление в обучении интернет-маркетингу?
Я купил бизнес только для того, чтобы на нем обучать новых слушателей курсов интернет-маркетинга. Это половина мебельного салона, на котором начала обучаться новая группа. Благодаря этому решению мои студенты получат доступ к финансовой статистике бизнеса и смогут учиться на реальном примере.
Каким вы видите агентство через 5 лет?
Это компания, которая продает не услуги, а людей рынку. Это может прозвучать странно, но это именно то, чем я занимаюсь последнее время. И показываю результат на длительной дистанции, потому что умею делать это хорошо.