Обзор сервисов для создания визуальной карты сайта
Основатель сервиса Flowmapp Андрей Северин рассказал о том, с чего начать проектирование сайта.
Разработка сайта всегда начинается с постановки задач и написания понятного технического задания. Какой бы опыт ни был у команды в активе, человеческий фактор и отсутствие правильных инструментов играют роль не только в эффективном взаимодействии специалистов друг с другом, но и в судьбе проекта в будущем.
А что оказывается одним из самых важных моментов при подготовке технического задания для реализации сайта? Конечно, структура сайта, визуальная карта (в некоторых случаях mind map), карта сайта — как будет угодно. О профессиональных инструментах для создания подобной карты мы и поговорим сегодня.
Первый шаг к созданию интернет-проекта
Визуальная карта сайта — это скелет будущего сайта, изображённый графически, чётко структурированный и дающий информацию для оценки будущей работы.
Как правило, в ней содержится только информация о структуре страниц, но в последнее время появляются новые инструменты, где можно детализировать информацию и внести необходимые данные о визуальном или текстовом контенте проекта.
Вся информация здесь подана и расписана наглядно, чтобы могли разобраться все заинтересованные стороны, занятые в процессе разработки.
Карта нужна для планирования расходов и трудозатрат, а также правильной связки страниц и учёта пользовательского опыта.
Использование интерактивных визуальных карт при проектировании сайтов (не путать с Sitemap-документом для поисковых систем в SEO) — необходимый шаг в создании качественного продукта.
Почему карта сайта напрямую влияет на успех проекта
Существует, как минимум, пять причин, почему без визуальной карты у вас не получится запустить успешный сайт (считай, онлайн-бизнес). Причины просты и они на поверхности.
- Благодаря карте сайта легко обозначить навигацию: чёткое количество страниц, их связь, предположительный пользовательский отклик и общую иерархию информации.
- На карте сайта можно рассчитать нужное количество контента. Больше никаких дыр в бюджете не будет — мы заранее знаем нагрузку и список задач для копирайтера и SEO-специалиста.
- В большинстве случаев начинать разработку следует с проектирования карты сайта. Это первый этап работы. То, что можно пощупать, показать и обсудить с клиентом. Так мы решаем проблему неверных ожиданий и заранее понимаем, к чему идём.
- К тому же такой профессиональный подход показывает серьёзность намерений студии, агентства или частного специалиста и располагает к дальнейшему сотрудничеству.
- И это не считая упрощения процесса всей дальнейшей работы. Без карты сайта нельзя до конца быть уверенным, что всё учтено, подсчитано и подготовлено. Цели, задачи, аудитория. Многие вопросы становятся понятными именно на этапе подготовки карты сайта.
В каких случаях необходима карта сайта
Итак, вы обсудили проект, подписали контракт и готовы приступать к его реализации. В какой момент вам потребуется карта сайта?
Всё просто. Есть три варианта развития событий.
- Вы подготавливаете карту сайта перед началом любых других работ над сайтом для оценки всего пути и всех детальных инструкций по структуре, страницам, контенту и SEO.
- Вы проектируете карту сайта на любом этапе подготовки сайта для оценки дальнейших действий. Если работа над сайтом начинается с конца (такое случается) — никогда не поздно навести порядок. Оценить ситуацию, объективно рассмотреть и проанализировать дальнейшие шаги.
- Также вы можете сконцентрироваться конкретно на разработке прототипа сайта и набросать карту в деталях, учитывая имеющиеся наработки, идеи и задачи. В этом случае подготовка карты сайта происходит непосредственно перед началом проектирования.
Четыре способа создать карту сайта
Чтобы разработать визуальный ориентир для сайта — можно просто перенести мысли на бумагу. Это первый простой (и любимый дизайнерами) способ. Просто рисуете в произвольной форме блоки и фигуры, прописываете, где и какой контент должен быть. Делаете это в любимом скетчбуке, блокноте. Или используете стикеры на доске.
Способ хороший, он пахнет старыми книгами. Но это не очень продуктивно при возможных изменениях со стороны заказчика. К тому же, мы живем в мире облачных технологий, почему бы не пользоваться более удобными инструментами?
Можно, например, задействовать Sketch или любой другой графический редактор. Только это съест у вас кучу времени. Этот вариант больше подходит для дизайнера-педанта, который подходит ко всему со вкусом (что не всегда помогает работать быстро).
Проблемы могут возникнуть, если потребуется внести изменения на встрече с клиентом или дополнить карту новыми элементами. То есть, проблемы всё те же.
Еще один вариант — карта сайта в виде mind map (ментальной карты). Это ближе к истине, только в этом случае не все детали будут учтены, а общая структура сайта может выглядеть очень запутано.
Сервисы по созданию ментальных карт не рассчитаны на детальную проработку сайтов. Здесь будет только схема, без возможности что-то комментировать, объяснять, выделять и анализировать.
Последний вариант — специализированные сервисы по созданию визуальной карты. Это оптимальное решение, потому что оно учитывает потребности большей части UX-профессионалов: дизайнеров, проектировщиков, контент-стратегов, SEO-специалистов. Здесь и интерфейс удобный, и можно комментировать, делиться, хранить и обрабатывать информацию, не теряя во времени.
Как должна выглядеть карта сайта
На правильной карте сайта сразу виден масштаб работ и цепочки взаимосвязей. От главной вы движетесь к внутренним страницам, углубляясь в разделы и подразделы. Иерархическая структура зависит от проекта, но есть несколько обязательных условий.
- На карте сайта должно быть понятно, какая страница к чему относится. Это достигается за счёт соединительных линий (связей) и вертикальной последовательности блоков (страниц). В специализированных сервисах это делается автоматически, при создании новых страниц.
- Чтобы не путаться в информации, всегда начинайте с главных страниц: «О Компании», «Услуги», «FAQ», «Контакты». Уже после подготовки основных страниц переходите к второстепенным: карточки товаров, статьи в блоге и так далее.
- Будет не лишним, если вы пропишите особенности контента на каждой странице и параметры SEO, если таковые имеются. Это поможет оценить затраты на каждый вид работ без дальнейших аудитов.
Какие сервисы для создания карты сайта есть на рынке
Несмотря на всестороннее развитие и общедоступность облачных сервисов, качественных решений для создания визуальной карты сайта немного. Расскажем о четырёх таких сервисах.
FlowMapp
Профессиональный инструмент для подготовки визуальной карты сайта, сочетающий в себе возможности облачного хранилища файлов и проектной документации.
Особенность FlowMapp в самой идеологии. Как мы знаем, ИТ-продукты без определённой проблемы обречены на провал. Нельзя просто взять и в красивую обертку поместить никому не нужную идею.
В сервисе есть функции создания и редактирования интерактивной карты, комментирования страниц, создания структуры каждой страницы, активити-центр для отслеживания изменений в проектах, а также функция экспорта проектов в различные форматы и шаринг на почту.
В скором времени будут добавлены такие функции, как User Flow — реализация проектирования пользовательских потоков на сайте, демонстрация и обсуждения дизайна (или moodboards), чек-листы для постановки и контроля задач. Также разработчиками заявлена реализация плагина для работы со Sketch-файлами.
Одна из особенностей: FlowMapp не привязан исключительно к SEO, как многие аналогичные сервисы. Есть бесплатный тариф на один проект.
Какую проблему решает: в сервисе предусмотрена совместная работа над прототипами, а также хранение всего контента будущего сайта. Объём хранилища зависит от тарифа, но даже минимального тарифа хватит для комфортной работы над одним проектом.
Dynomapper
Многофункциональная платформа по созданию визуальных карт с возможностью интегрировать сервис с Google Analytics.
Dynomapper выглядит солидно, предлагает работать напрямую с данными из Google Analytics, ссылками, keywords. Умеет импортировать XML-файлы и отправлять готовые карты на почту (чтобы сразу отправить макет заказчику).
Несмотря на скромный дизайн редактора (можно выбрать из четырёх готовых стилей), Dynomapper неплохо справляется со своей основной задачей: создание понятной и удобной карты сайта.
Из особенностей: можно проставить теги к каждой странице, чтобы знать, на каком этапе разработки сайта сейчас застопорилась работа. Также можно выложить карту на всеобщее обозрение или поделиться ею в Facebook.
Какую проблему решает: помимо создания визуальной карты, решает некоторые узкие задачи по SEO: аудит контента, оптимизация изображений, поиск несоответствий и битых ссылок, keyword tracking.
Slickplan
Серьёзный сервис по разработке карты сайта, планированию контента, составлению диаграмм, а также созданию мокапов.
Slickplan — симпатичный инструмент-помощник в создании карты сайта. Из выгодных преимуществ: гибкая настройка визуальных стилей, возможность работать над картой в команде, а также целый месяц пробного периода для реализации первого крупного проекта.
Итоговый файл можно сохранить в разных форматах и разрешениях для профессионального шэринга. Ещё каждую карту можно оформить в фирменных цветах компании и добавить логотип для идентификации студии или агентства.
Какую проблему решает: сервис поможет одному специалисту или команде создать интерактивную карту сайта в не самом удобном интерфейсе с возможностью кастомизировать каждый графический файл.
Writemaps
Облачный сервис для быстрого создания карты сайта и планирования контента.
Основную ставку Writemaps делает именно на наглядный и простой процесс создания визуальной карты, а также на возможность поделиться информацией с заказчиком или подрядчиком для дальнейшей работы.
Функциональность минимальная, но разработано с учётом главных желаний и потребностей разработчиков.
Каждый блок-страницу можно выделить отдельным цветом. Сами карты очень похожи на mind map. Ей также легко управлять: добавлять страницы, создавая навигацию за несколько минут. Пробный период в 15 дней, а также бесплатный тариф (можно создать три карты бесплатно) позволят оценить все возможности сервиса.
Какую проблему решает: самый минималистичный инструмент, без дополнительных интеграций. Работа с картой сайта в чистом виде с минимумом дизайнерских приёмов.
FlowMapp простой и удобный, подтверждаю. Использовать что бы привести бардак в голове относительно одного проекта, собрал там карту всего проекта – стало легче и понятнее работать дальше
Как раз таки сейчас разрабатываю новый сервис. Очень вовремя.
Спасибо.
Статья от владельца FlowMapp, первый комент от нонейм аккаунта с единственным коментом тут о том что флоумап огонь, лайки этому коменту от автора статьи и шефдизайнера FlowMapp.
А VC за рекламу разве денег не берёт? :)
причём акк свежезареганный
как там "зарегался, чтобы написать"
FlowMapp — огонь!
А в каком из сервисом можно хранить ещё и макеты к каждой странице сайта?
Можно хранить в FlowMapp, платные тарифы позволяют не переживать об этом.
Либо храните в dropbox, google disk - ссылки на макеты можно проставить в описании страниц.
В скором времени у нас будет реализована прямая интеграция с этими сервисами.
А в конце лета, макеты можно будет просматривать и комментировать прямо в FlowMapp.