Как сделать ребрендинг наоборот и оставить клиента довольным
Не уверены, что стоит повторять это дома, но у нас получилось. Мы начали с быстрого дизайна ивента, немного обновили коммуникационные гайды, только после этого поменяли логотип, и, наконец, закончили тотальным ребрендингом для лидера рынка в ритейл-техе.
История АТОЛ началась 20 лет назад с одной кассы, 25 сотрудников и желания навести порядок на рынке автоматизации ритейла. С тех пор многое изменилось: сейчас АТОЛ — это 40% рынка в офлайне и почти половина — в онлайне, более 500 сотрудников, более сотни продуктов: собственные устройства, софт и облачные сервисы, которыми пользуется более миллиона компаний.
И тут вам может показаться, что вы не знаете АТОЛ и никогда не соприкасались с их деятельностью. Но на самом деле почти каждый день в магазинах, кофейнях, химчистках и многих других компаниях вы держите в руках чек, появившийся на свет благодаря им.
Перемен требуют наши сердца
В последние годы рынок, клиенты и сама компания начали стремительно меняться, поэтому остро назрел вопрос обновления бренда. И для этого они позвали…
Нет, не нас. К нам пришли за быстрым решением тактической задачи: срочно нужно было придумать визуальный стиль для выступления на на крупнейшей конференции про технологии в ритейле Retail Tech 2021.
Для нас не бывает слишком маленьких задач, и мы подошли к этой со всей серьезностью. Конечно, летящая фантазия дизайнера может разбиться о такую тему, как автоматизация ритейла. Такая не лежит на первой полке драйвовых стимуляторов креатива. Но! Это только на первый взгляд.
Нам не хотелось делать что-то буквально связанное с кассовым аппаратом, ведь речь на конференции шла о новейших технологиях для самого разного розничного бизнеса. Но мы повертели его в голове и нащупали мощный «стартер» — ритм как метафора автоматизации!
Именно ритм стал главной частью новой айдентики. А с помощью смелой типографики и динамики мы выкрутили это всё в бодрый стиль. И всё это за срок чуть больше недели!
Вы проходите на второй уровень
«Дерзко» не всегда по нраву большим важным компаниям. Но нам повезло: команде клиента это все понравилось также, как и нам. И нам дали еще одну задачу: обновить гайдлайны визуального языка в компании. Но с важным условием: логотип менять ни в коем случае нельзя. Совсем. Ни при каких обстоятельствах. Ни капельки. Нет. И так тоже.
Мы его, конечно, поменяли. Но об этом — позже.
А пока — о том, как можно смело обновить айдентику бренда, не меняя бренд-констант, включая цвета. Нас выручил стильный шрифт TT Firs — современный гротеск в скандинавском стиле от компании TypeType, а также разнообразные ритмичные паттерны, цепляющие взгляд и хорошо отражающие идею автоматизации.
Прорабатывая гайды, мы опять начали искать «тот-самый-угол». И нашли три.
У АТОЛ есть три кита, на которых все держится: это автоматизация, цифровизация и человечность.
Первый — о том, что компания помогает клиенту автоматизировать его бизнес, чтобы у него оставалось больше времени на самое важное. Процесс автоматизации часто связан с повторяющимися действиями. Визуально в новой айдентике это отражено в ритме, выраженном в паттернах или ритмичных фотографиях.
Второй принцип — технологичность компании. Это выражено в диджитал-элементах дизайна: всплывающих уведомлениях, иконках, напоминаниях и тд.
Третий принцип — об открытости, поддержке, и помощи клиентам в работе с новыми требованиями законодательства и бурно меняющимися технологиями. За эмпатию и эмоции отвечают фотографии и иллюстрации.
С разработкой новых гайдлайнов ребрендинг стал охватывать всё больше каналов коммуникаций и получать позитивный отклик от партнёров и клиентов. Например, запуск новых креативов для АТОЛ Онлайн позволил увеличить конверсию показов в переходы в 9 раз.
Игра продолжается
Клиент посмотрел на это всё, одобрительно кивнул, и нам даже показалось, что мы слышали «Вау!». Но это пока непроверенная информация. Но абсолютно точно, что чуть погодя АТОЛ предложил нам ещё одну задачу. Как мы уже сказали, в этом году АТОЛ исполнилось 20 лет. Есть что отметить, а вот как — пока непонятно.
Своим успехом АТОЛ обязан в первую очередь людям. И это не просто формальные слова. Во-первых, команда АТОЛ — действительно одна из самых приятных, с которыми нам довелось работать (а мы видали всякое). Да и сам клиент проводил бренд-исследования, где в качестве одного из ключевых бренд-атрибутов назывались теплота, человечность, стремление помочь, человеческая надёжность.
Поэтому в коммуникации мы сделали упор на людях, обыграв слоган «вы сделали наши 20 лет». Мы обратились не только к сотрудникам, но и к клиентам и партнерам (ведь почти 2500 партнёров — это десятки тысяч людей по всей России).
Засучив рукава, мы продумали весь визуал внутренней кампании, а также сделали много классного мерча. Потому что все любят красивый мерч — и сотрудники, и клиенты, и партнеры, тем более АТОЛ работает с розничным бизнесом, для которого дизайн, современный визуальный язык, крайне важны. И мерч АТОЛ для топ-сотрудников должен был выглядеть не хуже, чем Valentino!
А ещё мы сделали стикерпак с внутренними мемами (выпускайте моржей!), плейлист из любимых песен всех атольцев, и даже авторские портреты сотрудников и руководства с AR-масками.
Мы в финале
Мы и сами получали много удовольствия от работы над визуальным стилем. Но есть один нюанс — старый логотип всё время приходилось стыдливо ставить в углу и стараться не встречаться с ним взглядом. Поэтому, когда мы услышали предложение клиента наконец поменять лого, то чуть было не заплакали от счастья на встрече. Но решили, что это не круто, поэтому поплакали после неё, когда остались одни.
Мы сделали ставку на минимализм. И продолжали следовать концепции ритма, автоматизации, технологичности. Новый лого фактически представляет собой единицы и нули. Решение на первый взгляд очень простое, но оно отражает большой путь цифровой трансформации, который прошла и продолжает проходить компания.
В последние несколько лет рынок ритейла претерпевает значительные изменения. Государство стимулирует цифровизацию экономики, потребительские технологии активно проникают в мир b2b, а глобальная пандемия только ускоряет эти процессы. В этих условиях АТОЛ активно трансформируется: запускает актуальные продукты и решения, выходит на новые рынки, конкурируя с цифровыми компаниями и зарубежными производителями «железа», софта и облачных сервисов. Однако для многих компания до сих пор ассоциировалась исключительно с миром касс. Именно поэтому новая айдентика призвана отразить идеологическую, продуктовую и организационную трансформацию, а также наглядно продемонстрировать, что АТОЛ сегодня — современная цифровая компания, услугами которой пользуются более миллиона бизнесов по всей России.
Сейчас мы снова обновляем гайдлайны и стараемся внедрить новую айдентику во всех каналах коммуникаций. И кажется, клиент остался доволен и этой задачей. На повестке —масштабное обновление продуктовых интерфейсов, комплексное внедрение брендинга и даже новый подход к оформлению офиса.
В этом быстром трансформационном пути важный фактор успеха — это партнёрство с экспертным и гибким креативным союзником. Нам повезло работать с профессионалами из The Clients, которые разработали для нас сильную концепцию, с потенциалом эволюционировать и масштабироваться. Чем мы и планируем заняться в ближайшее время, усиливая наш бренд и развивая айдентику.
Трюки выполнялись профессионалами
Это было необычное приключение, которое мы прошли с конца: сначала в кратчайшие сроки сделали дизайн конференции, потом — обновили гайдлайны и помогли бренду отпраздновать двадцатилетие. И только в последнюю очередь поменяли логотип и занялись комплексным обновлением бренд-айдентики.
Стоит ли пробовать также? А почему бы и нет, если и вам, и клиенту так комфортно.
Этот проект в некотором роде развернул наши привычные шаблоны. Но гибкость в креативной сфере — это очень важный скилл, ведь мы живём в VUCA/BANI-мире, где всё моментально меняется — не только аббревиатуры, но и потребности клиента, аудитории, каналы коммуникации. Поэтому классические схемы часто просто не работают и брендинг давно уже не результат, но процесс.
Команда
АТОЛ
Сергей Андрияшкин — директор по маркетингу
Мария Дубинкина — руководитель группы бренд- и продуктового маркетинга
Марина Федорова — руководитель группы по организации мероприятий
Лидия Корогодина-Снарская — менеджер по корпоративным коммуникациям
The Clients
Иван Дергачёв — креативный директор
Мария Чечелова — аккаунт-директор
Елена Савина — менеджер проекта
Лидия Капыш — арт-директор
Саша Чушкина — ведущий дизайнер
Артём Веретенко — графический дизайнер
Алексей Пушкарёв — графический дизайнер
Татьяна Лихачёва — младший дизайнер
Мария Гранаткина — иллюстратор
Мария Маркова — копирайтер
Александр Захаров — аниматор
Михаил Скрипин — 3D-дизайнер
Спасибо Альфабанку за дизайн
Дизайнеры такие дизайнеры, пытаются выделить чувственную осознанность в промышленном дизайне, удобство и логику выделите лучше. Гиф ролик с логотипом ломает мозг, слишком сложно. Очередной дизайн для любой компании, общие абстрактные идеи, жаль, мое мнение силы потрачены зря. Удачи.
@Альфа-Банк , круто получилось!