Как в Японии устроен бизнес магазинов у дома - Seven Eleven, Family mart
В Токио не возможно пройти одного квартала не наткнувшись хотя бы на один круглосуточный магазин, так называемый «конбини» (от английского - convenience store). На данный момент по Токио около 7.000 таких магазинов от разных сетей, самые известные - Family Mart, Seven-Eleven, Mini Stop и другие.
Удобность этих в магазинов в том, что вы можете найти там абсолютно все, что вам необходимо - от зубной щетки и гигиенических средств в миниатюре до готовой горячей (и вкусной!) еды. Вы так же можете воспользоваться принтерами, сканерами, микроволновками и чайниками, находящимися так же в магазине.
Моя отдельная любовь - кофе-машины, они делают идеальный свежий, крепкий кофе стоимостью от 100 йен (примерно 60-70 рублей). Во всех магазинах есть бесплатный Wi-Fi. Кстати, вы так же можете обратиться к продавцу, чтобы прямо в ближайшем от вас «конбини» оплатить коммуналку, отправить письмо или посылку, купить билеты практически на любое мероприятие. Не могу не упомянуть так же наличие идеально чистых бесплатных туалетов.
Теперь разберем данную бизнес модель магазинов.
Учитывая то, что в Японии у многих отсутствуют кухни, магазины «конбини» по сути их заменяют. Кстати, в Европе и РФ у девелоперов наблюдается тренд уменьшения кухонь во многих квартирах, а вскоре, как отмечают многие эксперты, они не будут предусмотрены во многих новых квартирах. Это связано с бурным ростом рынка готовой еды, доставок. Кухня становится таким же предметом роскоши в квартире как бассейн.
Возвращаясь к нашим японским баранам… кроме того, что «конбини » заменяют кухни, они предоставляют и другие офисные сервисы, которые требуются многим жителям ближайшей улицы.
В данном случае, мы видим стандартную монетизацию клиентского портфеля. У нас уже есть клиент, он живет рядом. Мы знаем, что вечером он с удовольствием купит у нас готовый суп рамен, попросит разогреть его, выпьет чашечку горячего кофе. Почему бы нашему клиенту не предложить оплачивать коммунальные услуги, а магазин будет иметь дополнительный процент с оплат, мы также можем предложить распечатать любой документ, отправить посылку и все это в одном месте.
Работая над стратегиями многих российских малых и средних бизнесов из реального сектора я всегда замечал, что предприниматели не используют возможность дополнительно монетизировать своих клиентов. Во многом это связано с непониманием потребностей клиентов и их запросов.
Хотел еще отметить важный момент, несмотря на то, что торговый зал в этих магазинах 30-50 метров, удивительным образом в них помещается огромного количество продукции, как продовольственной, так и непродовольственной. Можно купить даже носки, футболку и трусы. За счет чего так много продукции? Все гениальное - просто. Японцы не выставляют большое кол-во продукции одного артикула (не более 3-4 позиций). За счет этого простого решения, 1 кв метр площади зарабатывает в разы больше.