Угрозы из ФСБ, публикации в Newsweek и Daily Mail и обгон Собчак: как рекламщики выдвигали «Алису» в президенты
Рассказ о новом проекте от авторов «Деда-миллионера из Химок» и «Аренды роз на 8 марта».
В декабре 2017 года мы выдвинули голосового помощника «Алису» на пост президента России. И про нас рассказали все: от «Первого канала» до Newsweek и Daily Mail. Мы — это digital-агентство Out Digital и PR-агентство prhub (лучше не гуглите).
В этой статье мы хотим рассказать, почему, зачем и как создавали этот проект.
Мы никак не связаны с «Яндексом» и делали проект исключительно для души. Дорогой «Яндекс», простите, если что-то было не так.
Как это было
Последние несколько лет я активно слежу за развитием технологий в области ИИ и помогаю стартапам со стратегией и маркетингом. В сентябре 2017 года, когда «Яндекс» анонсировал своего голосового помощника, я по инерции скачал приложение и робко начал знакомство с «Алисой».
Она быстро показалась мне какой-то человечной и своей, поэтому в голову пришла идея, как обычно, выйти и предложить что-то большое. Посеяв у себя в голове эту идею, я начал смотреть, что же будет дальше.
С приближением зимы благодаря запуску президентских кампаний начал нарастать шум вокруг предстоящих выборов. Только ленивый решил не выдвигаться на пост президента, чтобы получить несколько упоминаний в СМИ и лишний раз заявить о своём существовании. И вот здесь пазл сложился. Взвесив все за и против, я понял, что «Алиса» — идеальный кандидат: она не руководствуется эмоциями, принимает взвешенные решения и не стареет.
Дело оставалось за малым. За день я придумал, как всё это упаковать, написал тезисы предвыборной программы и собрал команду ребят, которые помогли реализовать задумку в очень сжатые сроки.
Осенью прошлого года мы встретились с Ромой. Он только прилетел из США, где разгуливал по городу в любимом халате «деда-миллионера», светил на весь район iPhone X и загорелся новой ультра-идеей — баллотировать «Алису» в президенты. Мы уже больше года пиарим стартапы — от Grow Food до Mishiko — и сходу поняли, что такой проект зайдёт как надо.
Рома сказал, что нужна помощь с пиаром, и мы сразу перешли к делу.
А дел было много. Сперва мы запустили сайт alisa2018.ru с предвыборной программой, записали видеообращение, подготовили все материалы для медиа и пошли общаться со СМИ.
Что из этого вышло
В первый же день, 6 декабря, про инициативу рассказали Lenta.ru, «Ведомости», The Village, Life.ru. А уже в конце недели её обсуждали в «Прожекторперисхолтоне».
Новость также подхватили в The Moscow Times — и понеслось. Идея нового противника действующей власти зажгла американский Newsweek, британский Daily Mail и ещё десятки СМИ поменьше. Также идея «Алисы-президента» очень понравилась журналистам Поднебесной — в китайских СМИ прошла волна новостей. Про нас написали Sohu.com, Xcnnews.com и так далее. После этого считать публикации в зарубежных медиа мы уже перестали.
Трафик на сайте подошёл к сотне тысяч человек за сутки, а люди стали оставлять подписи в поддержку «Алисы». За первую неделю мы обогнали по сбору голосов Ксению Собчак. Считайте сами: на 13 декабря за «Алису» проголосовали 81 349 человек, а за Ксению Собчак — только 77 482.
Такой интерес не остался незамеченным: по очереди владельцу домена, Роме Зарипову и другим участникам проекта стали звонить из ФСБ.
Мы к этим звонкам хоть и относились не слишком серьёзно, но что и говорить, напряглись.
Сайт по классике мы сделали ровно за 24 часа: долго тянули с дизайном и поэтому начали разработку очень поздно — за 24 часа до начала.
Стартанули на самом деле давно и делали командой из четырёх людей: текст написали Рома и Лиза Моисеева, дизайн сделал Миша Шаверов, а закодил Костя Жабинский из gridly.ru, а я ему немного помог. При всех косяках по срокам получилось очень слаженно: думаю, 82 тысячи людей не доверились бы нам, если бы дизайн, текст или сам сайт были бы хоть чуточку плохими.
Кажется, что сайт простой, полторы страницы да счётчик голосов, но в последний момент мы решили не отрезать авторизацию через социальные сети (и не зря — столько заявок через них!), а времени делать не было, оставались часы до выхода пресс-релизов. К моему большому удивлению, до сих пор жив сервис Ulogin — он-то нас и спас.
Кстати, из-за этого нас кто-то обвинил, что данные никуда не отправляются, мол, окна авторизации нет. Смешно было.
После первой публикации на Lenta.ru выходы статей про «Алису» начали множиться в геометрической прогрессии, мы не успевали отвечать на шквал входящих запросов, телефоны обрывались, мессенджеры были переполнены. Мы получали множество угроз, слов поддержки и благодарности — на день мы ощутили себя настоящим предвыборным штабом.
Нам предлагали открывать региональные штабы в городах от Сочи до Красноярска и Екатеринбурга, критиковали предвыборную программу нового кандидата в президенты. Многие не понимали, как можно сделать президентом программу и как понять, исполнилось ли «Алисе» 30 лет?
Кто-то подумал, что наши контакты на сайте — это и есть «Алиса». В итоге нам удалось провернуть пару эпичных диалогов. Например, такие:
Параллельно мы завели «Электронную приёмную» Алисы, где собирали эпичные ответы голосового помощника про политику и не только:
А вот и показатели проекта:
- количество публикаций в СМИ: более 200;
- количество посетителей сайта в месяц: 450 тысяч в декабре и 20 тысяч в январе;
- количество подписей за «Алису» на сегодняшний момент: более 82 тысяч.
Выводы
Мы создали очередной прецедент того, как можно сыграть на фоне актуальной повестки дня и глобальном тренде, реализовав проект в очень сжатые сроки с бюджетом в 30 тысяч рублей.
А заодно проверили себя, решив реализовать такой непростой проект в декабрьском стрессе и завале задач от клиентов.