В России можно взять кредит удалённо, и этим пользуются мошенники — что делают банки и ЦБ, чтобы это остановить
Просто запрещать онлайн-выдачу денег не будут.
27 декабря программист Николай Толмачёв рассказал, как его обманули мошенники на 1,8 млн рублей. Они под видом сотрудников «Альфа-банка» и МВД получили у него подтверждения для оформления кредита, а потом убедили снять с кредитного счёта деньги и перевести на карту «банка-партнёра».
В таких случаях мошенники не попадают в личные кабинеты жертв напрямую, а используют социальную инженерию, чтобы люди совершили нужные действия — например, подтвердили операцию. В похожую ситуацию попал и Толмачёв.
Мошенники всё чаще оформляют онлайн-кредиты
Злоумышленники брали кредиты на чужие имена и раньше, но в основном для этого использовались поддельные документы, рассказывали в БКИ «Эквифакс». Количество подобных случаев падает благодаря специальным сервисам, которые используют банки, — например, отслеживающим подозрительное поведение клиента.
Случаи с использованием социальной инженерии, наоборот, участились ещё в 2020 году: злоумышленники убеждают пользователя оформить предварительно одобренный ему кредит, а затем перевести эти деньги на их счёт.
Этот вид мошенничества стал популярным, поскольку во многих банках появилась возможность оформить онлайн-кредит, говорил глава отдела по противодействию мошенничеству Центра прикладных систем безопасности «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов.
Банки могут отказывать клиентам в возмещении ущерба при должном исполнении своих обязательств. Так, в случае телефонного мошенничества, когда жертву убеждают прийти в банк и перевести деньги на «безопасный» счет или взять кредит, банк не имеет права отказать и исполнит свои обязательств. Причин возмещать ущерб от данного действия у банка нет.
Во втором квартале 2021 года банки вернули только 7,4% от украденных средств клиентам, рассказывало издание Frank RG в инструкции о том, что делать в случае появления мошеннического кредита.
Будут ли банки усложнять выдачу кредитов
В «Райффайзенбанке» говорили, что считают запрет на онлайн-кредитование слишком жёсткой и неудобной мерой для клиентов. Более эффективным решением там называли повышение защищённости приложений и финансовой грамотности.
«Тинькофф» также не хочет усложнять процессы, рассказали в компании. Вместо этого банк старается повышать финансовую грамотность клиентов и сочетают это с антифрод-технологиями, которые отслеживают нехарактерное поведение и блокируют операции для дополнительного подтверждения — например, если клиент получил кредит и хочет сразу перевести всю сумму.
В ВТБ пообещали создать настройку, с помощью которой можно будет в мобильном приложении или интернет-банке запретить выдачу онлайн-кредитов на своё имя. «Промсвязьбанк» уже позволяет ограничивать онлайн-операции, но для этого пока нужно обратиться в отделение.
Три идеи от ЦБ и Госдумы
Парламентарии и регулятор рассказывали про три варианта решения проблемы:
- Депутаты Госдумы подготовили законопроект о праве на «добровольный запрет»: если его примут, россияне смогут заранее отказываться от оформления кредитов на своё имя. Пока действует запрет, банки и МФО будут обязаны отказывать в оформлении, а если договор всё-таки заключат, кредиторы не смогут требовать выплаты задолженности и продавать долг коллекторам.
- ЦБ хочет обязать все банки закрывать онлайн-доступ к счетам по просьбе клиентов. Такая мера ограничивает мошенников в случаях, когда клиентов провоцируют удалённо совершить операции со счетом, говорил регулятор.
- Также ЦБ предложил банкам передавать данные в кредитные бюро в онлайн-режиме и усилить контроль за пополнением карт через банкоматы и терминалы. Это должно помочь, когда россияне под действием мошенников берут кредиты в нескольких банках: следующий банк, к которому обратится клиент ещё за одним кредитом, сразу увидит только что выданный заём.