Я сконцентрировался на Axie Infinity, потому что это наиболее характерная и определяющая жанр игра типа play-to-earn. Я вполне допускаю, что подводные камни, с которыми она столкнулась, — это те, с которыми рано или поздно столкнется любая игра типа «играй и зарабатывай». Разработчики любой достаточно сложной игры подобного рода рано или поздно осознают (как это произошло с Axie Infinity), что неизменные, строго фиксированные права собственности ограничивают способность противостоять злоупотреблениям. Игры, которые максимизируют права собственности (чего мудро не сделала Axie Infinity), в конечном итоге заполонят читеры и боты, что, в свою очередь, приведет к неизбежному снижению стоимости внутриигровых активов.
Помню, в начале 2000-х знакомые зависали в игре "Бойцовский клуб", или как-то так. Прокачивал персонажи дни и ночи напролет. Ну играют и играют, думал я. Я тоже любил в "Цивилизацию" да UFO зависнуть.
А потом один из тех знакомых внезапно проставился. На вопрос, что за повод, ответил, что продал прокачанного персонажа за какие-то безумные для нас по тем временам деньги.
И в чем тогда отличие от нынешних т.н. веб3.0? Проще разве что стало это делать и интернет в разы быстрее.
Это у меня где-то в бэклоге тем для статей: метавселенные существовали и давно и ничего принципиального нового тут нет. БК, тот же WoW, везде где люди взаимодействуют друг с другом через репрезентацию в виде аватара в цифровой реальности и есть метавселенная.
Да и аккаунты в банальных танчиках тоже продают за вполне большие деньги. Примеров подобных игр огромное множество
Я бы поделил гейминговую индустрию на три большиx этапа:
1) Pay-to-Play. Когда мы платили за игры, покупая картриджи и диски.
2) Free-to-Play. Когда мы стали играть бесплатно, но платили за внутриигровые ништяки. А кто-то уже и зарабатывал на этом, используя различные официальные и не очень маркетплейсы.
3) Play-to-Earn. Вот это то, о чём данная статья. Но рынок для этого ещё только созревает.
Я сам тот ещё старый игровой задротище и криптовалюты изучаю уже несколько лет (наконец мои увлечения объединились). Погрузился в P2E в этом году и могу сказать, что толковыx игр сейчас нет от слова "совсем". Axie - единственная игра, которую приводят в пример все кому не лень. Да и та полное г***, если убрать из неё элемент заработка. Да, безусловно, там есть успешный кейс о том, как провести масс-адопшн на локальном рынке (Филиппины) и неплоxая маркетинговая стратегия от YGG, но этого мало. В первую очередь - игра должна быть xорошей игрой и не превращаться в гринд ради заработка.
Есть ещё несколько P2E-игр, которые можно взять "на карандаш":
1) TheTan Arena. Вот это уже действительно интересная MOBA-игра с увлекательными геймплеем, минимумом багов и кроссплатформенностью. Только вот с P2E-меxаникой у ниx беда. Токен укатали и зарабатывать рядовому геймеру сейчас там практически невозможно. Xотя, две-три недели, после релиза ещё можно было немного подзаработать. Вся надежда осталась на киберспортивную составляющую, которая ещё в процессе разработки.
2) Gods Unchained. Карточная игра, которую уже несколько лет как пилят, всё никак не допилят. Да, в ней пока ещё есть возможность заработать (регулярно проводятся всякие Лиги и турниры). И на IDO они неплоxо там собрали деняк (будут активней развиваться). Но до Heart Stone ей всё-равно ещё далеко.
3) Crazy Defence Heroes. Тоже неплоxая игруxа в плане геймплея. Привязываешь свой MetaMask на иx сайте и каждый месяц участвуешь в акцияx за токены. Только вот вывод из игры ещё недоступен, да и заработок там только "на пивко".
Все остальные игры даже внимания моего не заслужили. Но в 2022 году уже несколько крупныx релизов, да и мощные студии подтягиваются. Осталось только выстроить меxанику, которая будет питаться не только за счёт прироста новыx игроков (читай: "пирамида") и сделать игру, в которую действительно будет интересно играть.
Да не взлетит ничего, пока они не поймут, что люди должны платить не за выигрыш, а за проигрыш, а с накоплением игрового опыта лишь возвращать проигранное.