Управляем загруженностью службы поддержки с помощью машинного обучения и добрых дел
На примере банка для предпринимателей «Точка».
Если у вас есть бизнес, связанный с обслуживанием и поддержкой большого количества клиентов, то вы знаете, как важно учитывать и уметь правильно администрировать расписания, пиковые нагрузки, время ожидания пользователей на линии.
Если вы неоптимально составили график операторов, не сумели предвидеть пиковый период обращений, не позаботились о том, чтобы пользователи могли получить ответы на свои вопросы заранее, это неминуемо приведёт к тому, что ваши клиенты будут по 10 минут слушать музыку в телефонной трубке в ожидании ответа специалиста. В результате ощущение от сервиса портится, клиенты бесятся, сотрудники поддержки в мыле и переработках, а вы сгораете от стыда.
В «Точке» обслуживают больше 100 тысяч предпринимателей, которым мы обещаем брать трубку с первого гудка и решать любую проблему за один разговор без переключений между специалистами.
Нельзя сказать, что у нас всегда получается выполнять это обещание, но мы постоянно оптимизируем работу поддержки и ищем новые способы улучшить ключевые показатели. В конце 2017 года у нас получилось сократить количество клиентских обращений на 35% в самый пиковый месяц — декабрь, при этом совершив доброе дело.
Опыт подсказывает, что в декабре случается коллапс, и все клиенты начинают звонить в поддержку по самым разнообразным вопросам. Помимо увеличения времени ожидания ответа, страдания пользователей и необходимости выводить больше людей на поддержку, мы несём дополнительные расходы, ведь каждый звонок в «Точку» стоит нам денег.
Банк для предпринимателей решил кое-что предпринять: мы проанализировали, по каким вопросам больше всего обращаются клиенты в декабре. Всё оказалось достаточно предсказуемо — это конец года, предприниматели спешат закрыть сделки, заплатить налоги, зафиксировать прибыль. Мы взяли декабрьскую статистику за прошлые годы и наложили на ситуацию в конце 2017 года, разбили обращения по портретам клиентов. Топ вопросов выглядит так:
- как пополнить расчётный счёт;
- хочу оплатить картой или снять деньги в банкомате;
- как получить выписку по счёту и другие документы;
- как и когда сделать платёж в бюджет;
- забыл логин и пароль от интернет-банка;
- сколько и где можно снять денег;
- как ходят платежи в праздники.
Далее нужно было спрогнозировать на основе прошлых данных и с учётом постоянного роста и изменения клиентской базы, сколько обращений и в какие даты нам ждать.
Мы собрали статистику обращений, смоделировали рост клиентской базы и структурировали обращения по месяцам. В итоге мы получили выборку и с помощью методов машинного обучения построили прогнозную модель обращений в службу поддержки.
Для корректного прогнозирования пиковых нагрузок мы перебрали несколько методов машинного обучения, опробовав поочерёдно регрессионную модель, эволюционные алгоритмы и нейронную сеть.
По прогнозному графику стало ясно, что для комфортной работы нужно сократить количество обращений в полтора раза. И мы решили заранее напомнить клиентам о самых важных делах, которые нужно сделать: написали ответы на самые частые вопросы, составили чек-лист, разбили по портретам клиентов и подготовили письма для рассылки по базе.
У нас достаточно хорошие показатели по рассылкам, как правило, открывают письма 50-60% из получивших, отвечают примерно 1-2%, проходят по ссылкам около 7%, отписываются от рассылок меньше 1% читающих.
На этом можно было бы остановиться, но мы все хорошо знаем, что прочитать простыню текста от банка, пусть даже написанную на нормальном языке, и пройти чек-лист для занятого предпринимателя, у которого почта всегда «в огне» — тот ещё подвиг. В лучшем случае письмо прочитают по диагонали с мыслью: «Всё круто, но мне некогда, поэтому, если что, я лучше потом позвоню и всё узнаю».
Мы стали думать, чем бы таким зацепить клиентов и как вовлечь в игру «Не звони мне, не звони», одновременно решив все их проблемы. Так возникла идея объявить этот месяц временем бережливости и предновогодних чудес, воззвать к искренним человеческим чувствам и предложить сделать что-то хорошее вместе.
Изначально мы собирались сократить свои расходы на поддержку, но важнее было обеспечить нормальный режим работы специалистов и сделать так, чтобы клиенты решали свои вопросы в комфортном режиме. Мы решили все сэкономленные деньги отдать в детский Благотворительный Фонд Константина Хабенского, чтобы каждый смог почувствовать причастность.
Мы написали трогательное письмо, в котором предложили свою помощь в подготовке к предновогодней суете, попросили по возможности не звонить в банк в декабре и тем самым вместе помочь тем, кому эта помощь действительно необходима.
Что мы получили
Наше письмо открыли 52% получивших. По вопросам, которые мы разъяснили в письме, в банк обратилось на 35% меньше людей, чем мы прогнозировали.
Мы сэкономили 1 млн рублей на поддержке и перевели их в Благотворительный Фонд Константина Хабенского, что позволило шести мальчикам и шести девочкам, победившим опухоль мозга, провести новогодние каникулы в реабилитационном лагере в Подмосковье, а трём семьям с такими ребятами — пройти в январе-феврале интенсивный курс семейной реабилитации в Финляндии.
Реальная картинка обращений по отношению к прогнозной выглядит вот так: на графике видно, что нам удалось довольно точно предсказать пики с помощью мат-статистики и методов машинного обучения. Реальный график получился ниже прогнозного: наши письма получились действительно искренними, а предприниматели — отзывчивыми.
А ещё мы увидели, что применение даже простых методов машинного обучения позволяет нам строить достаточно точные прогнозные модели, например, для расчёта численности сотрудников поддержки и составления графиков работы.
Мы с радостью отмечаем, что интеграция благотворительных механик в российский бизнес срабатывает всё чаще — это прямо указывает на рост социальной ответственности нашего общества и вовлечённость бизнеса в развитие благотворительности в России.
Результат вдохновляет — 1 млн рублей и реальные изменения в жизни 15 детей, победивших опухоль мозга. Спасибо команде банка и предпринимателям, которые откликнулись на предложение принять участие в акции. Вместе мы добьёмся того, что в ближайшие годы благотворительность станет неотъемлемой частью жизни каждого человека в нашей стране