Ваше идеальное резюме: 9 рекомендаций от HRD
Привет! Меня зовут Антонина, я – HRD группы компаний Digital Hub. За 20 лет работы в HR я видела тысячи резюме и составила свод рекомендаций, которые помогут соискателям не быть «забракованными» при первом же взгляде на их CV.
В июле 2014 года я уже писала об этих рекомендациях в LinkedIn. Глобально ничего не изменилось, но пару пунктов я все же добавила и сделала список более конкретным.
Важно: цель этой статьи – помочь соискателям находить работу мечты. Я знаю специфику работы эйчаров, знаю внутреннюю кухню, а потому могу дать советы «не с потолка».
Нет никакой формы идеального резюме, как нет двух одинаковых людей, которые его составляют. У каждого свои конкурентные преимущества, на которые надо акцентировать внимание: кому-то для желаемой должности важны профессиональные навыки, кому-то – образование, кому-то – soft skills. При его составлении нужно отталкиваться от своих преимуществ и оценивать, что даст вам больше очков и позволит эйчару оценить их с первого взгляда.
1. Используйте форму резюме с HH
Многие соискатели хотят проявить креативность и верстают свои шаблоны резюме. Не тратьте время и не изобретайте велосипед – пользуйтесь шаблоном резюме HH, который хорошо читается. Рекрутеры привыкают к самым популярным шаблонам: у них заточен глаз, и они быстро и без раздражения могут оценить соискателя. Поверьте – если вы не занимаетесь этим профессионально, то принципиально лучше не сделаете.
2. Уберите лишнюю информацию
Зачем рекрутеру ваш адрес с индексом? Городской номер телефона? Информация о наличии водительского удостоверения или хобби, если вакансия этого не требует?
Если у вас небольшой опыт или его нет совсем, не пытайтесь придать резюме солидности за счет его объема. Убирайте лишнюю информацию, которая не даст вам никаких преимуществ и никак не относится к желаемой позиции.
И, напротив, вспомните все, что напрямую относится к вакантной должности. Например, если вы продажник, указывайте любое повышение квалификации, семинары, конференции – вы осваиваете сферы деятельности компаний, и это отлично. Но если вы – экономист, не пишите про курсы цирковых артистов или школу директоров по персоналу.
3. Соотнесите масштабы опыта и желаемой должности
Когда финансовый директор указывает, что «выполнял приказы генерального» или «работал с документами», его не возьмут на эту позицию. Такой опыт – уровень офис-менеджера, но не человека, который должен инициировать, контролировать, организовывать и разрабатывать. Претендуете на руководящую должность? Позаботьтесь, чтобы стиль изложения ей соответствовал.
Когда я искала человека на руководящую позицию, то получала отклики, где в резюме люди указывали что-то вроде «ответственность, самообразование, исполнительность»... Камон, руководящая должность и так это подразумевает!
В общем, не указывайте низкоуровневые вещи. Будет гораздо лучше, если вы укажите специфический опыт – например, сопровождение M&A-сделок или организацию открытия нового филиала компании.
И да, формулируйте должность четче. Нормально хотеть быть либо генеральным, либо исполнительным – это ок, один уровень, можно быть и тем, и другим. Ненормально хотеть быть одновременно секретарем, менеджером по продажам, бухгалтером, спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей. Это разные вещи, и рекрутер в поисках кандидата на конкретную (!) позицию ответит отказом.
4. Адаптируйте шаблонные фразы под себя лично
Когда я писала пост в 2014-м, то это было такой болью, что текст был таким:
Ребята, вы все инициативные, обучаемые, ответственные и пр. Ну не надо этого. Это вам в откровенный минус, правда.
Так оно и есть. Попробуйте описывать шаблонную «исполнительность» иначе – так, чтобы рекрутер понял, как это качество раскрывается в работе лично у вас. Например:
Не весельчак и не душа компании, но слежу за сроками, а еще после меня ни одного бага.
Только не уйдите в крайность и постарайтесь не оригинальничать. Просто меняйте шаблонные описания на те, которые раскрывают вас как личность и профессионала.
5. Не скрывайте свой возраст
Эйчары – не дураки. Сюрприз, но в резюме есть год окончания ВУЗа, годы работы и пр. Да, к сожалению, после 45 лет устроиться на работу объективно сложнее – дискриминация по возрасту в нашей стране все еще есть. Но скрывать возраст– тоже не вариант.
Если вы профессионал, уважайте себя и не доказывайте «прямым текстом», что ваш возраст – не помеха этому профессионализму. Грустно, когда достойные кадры в возрасте пишут про свою энергию и молодость души. Возраст специалиста – это преимущество и опыт.
6. Не оправдывайтесь
Когда половину текста в резюме составляют объяснения причин увольнения, это неадекватно. Если считаете нужным прокомментировать расставание с компанией, делайте это кратко и сдержано.
Вас могут даже не спросить, уволили вас или вы уволились сами. Вас могут не спросить, почему так произошло. Не обвиняйте бывшее начальство и не пытайтесь восстановить справедливость в резюме. Его цель в другом.
7. Указывайте измеримые результаты
«Работал, делал, выполнял указания» – не надо так. Надо вот так: «Стабильно перевыполнял план на 17% / Все проекты были рентабельными / Оборот увеличился на 30% / Выпустил 5 новых продуктов».
Даже если вы – секретарь, то все равно найдете способ выразить вашу полезность, а не просто указать факт нахождения в офисе.
8. Не бойтесь кадровых агентств
Кандидаты, которые тратят время на «просьба кадровые агентства и агентов Кирби не беспокоить» никому не нужны. Если на вас реагирует только Кирби – это ваши проблемы, не выливайте их в резюме.
А вообще, кадровые агентства и внешние рекрутеры – далеко не всегда зло. Зачастую крупные компании нанимают их для закрытия части позиций. Законтачившись с таким рекрутером, можно регулярно получать интересные офферы напрямую, даже если на первую позицию вы не подошли. Кроме того, грубость в ответах внешним рекрутерам может сыграть злую шутку, особенно на узких рынках, где все всех знают.
9. Пишите индивидуальные сопроводительные
Часто люди один раз пишут сопроводительное письмо, а потом откликаются на десятки вакансий и всюду его отправляют. Это ошибка. Сопроводительное письмо нужно составлять, исходя из особенностей компании и акцентов, которые рекрутер указал в описании вакансии. Он, рекрутер, буквально ищет принца на белом коне, который осуществит все мечты компании. Эта метафора действительно наиболее точная.
И тут снова совет не оригинальничать. Компания ищет профессионала, а не странную личность с глубоким внутренним миром, с которым придется оставшуюся жизнь выстраивать отношения.
Рекрутер – это своеобразный фильтр между вами и компанией. Да, с резюме будут работать разные люди, но эйчар – первый из них. Ваша задача – чтобы он увидел соответствие вашего опыта и вакансии, не прилагая усилий. Он ваш партнер, который проведет вас в компанию.
Вакансию нужно «видеть», понимать 3-4 ключевых момента, требования, на которых и нужно строить текст сопроводительного письма.
Что можно:
- дублировать резюме на почту кадров: откликов на работных сайтах много, и до вашего резюме могут просто не дойти руки
- звонить и уточнять, получилось ли у эйчаров просмотреть ваше резюме
Что лучше не стоит:
- прыгать через голову: не пытайтесь избежать общения с рекрутером и сразу начать с генерального, даже если вы очень крут. Генеральный нанял рекрутера, чтобы не заниматься этим самому - такими прыжками вы обесцениваете его профессиональную позицию
писать в соцсети и мессенджеры: да, многие рекрутеры по-прежнему оставляют их для личного пользования и не хотят получать там сообщения от кандидатов. Это нормально. В идеале, откликайтесь тем способом, который указан в вакансии, и обращайте на это внимание.
Эйчары – не дьяволы во плоти, а такие же люди со своими задачами. Можете не дружить с ними и не ходить по барам, но постарайтесь помочь им эти задачи решить. Им доверяют, и именно они на 90% участвуют в дальнейшей судьбе кандидатов в компании. Просто поверьте, даже если думаете, что все решает генеральный директор. В конце концов, именно руководители компаний принимают решение о найме эйчаров и отдают им рекрутинг.
Надеюсь, вам пригодится. Буду рада любой обратной связи, :) Ну и никогда не против дружбы, поэтому всегда welcome.
Спасибо!