Быстрее, чем сверхзвук: как бизнесу просто и безопасно перейти в облако
В этой статье мы собрали ответы на самые распространенные вопросы, взглянули на облако глазами пилота и подготовили чек-лист бесшовной миграции на площадку провайдера.
Есть ли сходство в облаках: освоить небо и технологии
Чтобы не томить вас сухими определениями из «Википедии», сравним виртуальную инфраструктуру (IaaS, Infrastructure as a Service) и облачные технологии с авиацией.
Начнем с простого. Во времена, когда были открыты границы, вы покупали билет на самолет и летели в любую точку мира созерцать великое и прекрасное. Несмотря на сегодняшние ограничения, возможность выбрать маршрут и отправиться в путешествие — результат работы авиакомпаний и сервиса, который они предоставляют.
Все, что мы описали выше, имеет сходство с оказанием облачных услуг. Вы обращаетесь к облачному провайдеру — аналог авиаперевозчика, платите за сервис и используете серверные мощности — аналог самолета, который похож на надежный сервер и тоже железный. Падение сервера или самолета — это всегда катастрофа. И облачный провайдер, и авиаперевозчик ставят целью не допустить инцидентов, которые привели бы к негативным последствиям.
Самолет, как и оборудование провайдера, с годами устаревает. На этот процесс нельзя повлиять: любое железо имеет предел прочности. У самолета он значительно больше — до 30 лет, тогда как обновление или полная замена оборудования провайдера происходит чаще — в среднем каждые три-четыре года. Но этот вопрос не касается клиента: неважно, пользуетесь ли вы услугами авиаперевозчика или облачного провайдера, главным остается качество и высокая надежность оказываемых услуг. Провайдер сам следит за оборудованием и обновляет его по мере необходимости. В авиации похожая картина: в самолете меняют детали, а если срок эксплуатации подходит к концу — борт списывают и парк пополняется новой рабочей единицей.
Зачем мне что-то арендовать и разбираться с облаком, если проще купить и настроить самому
А действительно ли проще? Все зависит от масштаба и сложности проекта. Типовую задачу, скорее всего, можно решить силами собственных спецов, без лишних вложений в оборудование. А если проект требовательный к безопасности, необходимо гибкое масштабирование и уверенность в высокой надежности, облако окажется весьма кстати.
Компаниям больше невыгодно вкладываться в построение собственного ИТ-ландшафта. Сегодня в любой момент инфраструктуру можно арендовать и использовать как услугу.
Мне начинают нравиться облака. Какие функции ИТ-отдела стоит вынести на аутсорсинг?
Опыт команды #CloudMTS показывает, что есть задачи, которые точно должны сохраниться за собственным ИТ-отделом. К ним относятся:
- доработка приложений исходя из особенностей конкретного бизнеса;
- взаимодействие с внешними ИТ-поставщиками и контроль качества их работы.
Вынести за пределы ИТ-отдела и доверить провайдеру следует то, что энергоемко, трудозатратно и вызывает рутинную тоску:
- установка и администрирование операционной системы, баз данных;
- настройку бизнес-приложений;
- обслуживание серверного, сетевого оборудования, включая системы хранения данных;
- инженерию дата-центра (источники бесперебойного питания, охлаждение и т. д.).
Внутри компании нужно сохранить лишь то, что нельзя передать провайдеру по особым причинам, например, требованиям внутренней службы безопасности. Остальное можно отдать на аутсорсинг.
Как выбрать облачного провайдера?
На рынке достаточно много поставщиков облачных услуг. Главная ошибка, которую часто допускают компании при выборе провайдера, — оценка исходя из стоимости услуг, опубликованных на сайте. Важно понимать, что ценообразование зависит от многих факторов: используемого сервиса или сервисов, необходимого объема ресурсов, типа СХД (системы хранения данных) и т. д.
Какие-то легкие задачи можно решить, заказав услугу из стандартного пакета. Но при специфических запросах следует обратиться за индивидуальной помощью и попросить подготовить специальное предложение. Опытные провайдеры, как правило, предлагают оптимизировать процессы и дают дельные рекомендации исходя из конкретной задачи клиента.
При выборе провайдера следует обращать внимание на наличие аттестатов, лицензий, сертификатов. Важно, например, чтобы дата-центр облачного провайдера имел реальный сертификат Tier III от Uptime Institute, а не просто красивую строчку на сайте «наш ЦОД соответствует такому-то уровню». Или другой пример: выбирая услугу «Облако 152-ФЗ», важно убедиться, что провайдер имеет аттестат соответствия, а не гордую отметку о наличии оценки эффективности. Это, как ни крути, разные вещи.
7 шагов, чтобы плавно мигрировать в облако
Чтобы не допустить ошибок при миграции, рекомендуем выполнить семь несложных шагов, которые помогут бесшовно переехать в облако.
Шаг 1. Проведите анализ рынка облачных провайдеров, сравните доступные варианты, ознакомьтесь с отзывами клиентов. Читайте их не только на официальном сайте поставщика, но и на независимых площадках.
Шаг 2. Проведите аудит инфраструктуры, составьте список используемых в вашей компании систем. До начала миграции убедитесь в наличии резервных копий данных. Соберите информацию о настройках, правах доступа, сетевых и других ключевых параметрах. Предоставьте эти данные поставщику услуг, чтобы провайдер смог воссоздать идентичную конфигурацию на стороне облачной площадки.
Шаг 3. Убедитесь в наличии запасного интернет-канала. Для миграции в облако требуется надежное соединение. Если основной канал окажется недоступен, потребуется альтернативный. В большинстве случаев облачные провайдеры предусматривают варианты с альтернативными каналами, причем с автоматическим переключением на запасной в случае сбоя основного. Заранее уточните этот вопрос у поставщика, чтобы быть максимально подготовленными.
Шаг 4. Задокументируйте значимые изменения, включая используемые аппаратные средства, сетевые сканеры и принтеры. Свяжите каждый элемент с конкретным сотрудником. Этот список позволит избежать возможных проблем в будущем.
Шаг 5. Определитесь с датой миграции. Выбирайте время, когда системы менее загружены повседневными бизнес-операциями. Также ориентируйтесь на установленные сроки проекта.
Шаг 6. Запланируйте обучение для сотрудников. Это позволит им быть в теме произошедших изменений и особенностей работы с облаком. Оговорите новые регламенты, которые должны соблюдать все сотрудники.
Шаг 7. Проведите тестирование. Его желательно делать за несколько недель до фактической даты миграции, чтобы было достаточно времени на устранение проблем в случае их возникновения.
Надеемся, эта порция советов будет для вас полезной. Ясной вам облачности!
Планируете мигрировать в облако? Специалисты #CloudMTS перенесут инфраструктуру в облако без простоя ваших сервисов. Оставьте заявку и мы подберем решение под ваши задачи.
Я бы сравнил не с самолетом, а с поездом. Можно ехать в купе, попивая чаек. Но только туда, где проложен путь. А можно иметь свой автомобиль и здесь уже путей гораздо больше. По стоимости примерно одинаково +/-
В случае с МТС (рискну предположить по исключительно своему субъективному мнению, которое ничего не значит) будет скорее нечто вроде: