5 бед самостоятельного туризма в России
Попробуем разобраться, что за зверь «самостоятельный турист в России», с какими проблемами ему приходится сталкиваться при планировании досуга в путешествии, почему старые методы планирования не работают и как быть дальше
Согласно данным сервисов Bilеtix, Level.Travel и «Связной.Трэвел» самые активные самостоятельные путешественники относятся к категории от 25 до 34 лет. Больше 40% продаж сервисов приходится именно на эту возрастную категорию (для сравнения, у 35-44-летних туристов — чуть больше 20% продаж).
Молодые люди имеют высокий уровень доверия к онлайн-покупкам и обладают большой мобильностью. Они не жалуют «пакетные» решения, готовы потратится на уникальный туристический опыт. Сформировался новый запрос, с которым существующая система ТИЦ, оффлайн-туризм и перегруженные форумы путешественников не справляются.
Сырые законы
Создание Туристских информационных центров стало попыткой сформировать комфортную информационную среду для туристов и остальных заинтересованных участников рынка, но оказалась провальной. По-прежнему нет отлаженной системного финансирования ТИЦ, их взаимодействие с турбизнесом неэффективно из-за отсутствия единых стандартов функционирования, а законы по регулированию действий ТИЦ совсем сырые.
Как следствие, часть ТИЦ вовсе утратила функцию «информатора» и, превратившись в коммерческие структуры, взяла на себя роль турагентств и туроператорских компаний. Возможно, предложение о внесении изменений в 132-ФЗ принесут плоды в построении взаимодействия ТИЦ и турбизнеса.
Информационный мусор
Форумы путешественников похожи на ящик Пандоры, в котором перемешана актуальная и устаревшая информация; он-лайн журналы тонут в бесчисленных статьях, карточках и подборках «неповторимых» мест из-за чего планирование путешествия занимает уйму времени и сил.
Вышеперечисленные источники не обладают достаточной мобильностью, не учитывают уникальные запросы посетителя и никак не облегчают поиск необходимой информации. Те туристы, что не проходят сие тяжкое испытание, обращаются к агрегаторам.
У всех одинаково
Большинство агрегаторов экскурсий отличить друг от друга невозможно. Выгодно отличаются сервисы, удовлетворяющие два «тайных» желания самостоятельного туриста — войти в закрытое сообщество путешественников и почувствовать себя местным в любом городе мира. Например, Airbnb Tripster развивают собственные communities и предлагают услуги гидов-проводников, которые не просто проведут по известным достопримечательностям, но расскажут где горожане отдыхают, покупают продукты и встречаются с друзьями.
Время, деньги — всего по чуть-чуть
Самостоятельным туристам приходится отказаться от гидов по разным причинам: боязнь монотонного голоса экскурсовода, вещающего о веках минувших; чувство азарта, возникающее у первооткрывателя Колумба. Но если отвлечься от лирики, важнейшим фактором становится вопрос экономии денежных средств и времени.
Сэкономить и то, и другое помогут такие сервисы, как Surprise Me, Iknow.travel или IQPlanner. Они имеют разную механику, но общее отличие от остальных агрегаторов в том, что путешественник проходит маршруты, составленные другими пользователями самостоятельно, без гида.
Их преимущество в полной свободе туриста: удобный темп, отсутствие человеческого фактора, оперативность. — зашёл на сайт, купил маршрут и тут же прошёл. Приложения работают без интернета по gps, так что Колумбам не придётся тратить трафик и деньги во время своих приключений в каменных джунглях.
Гиды боятся идти в online
Хотя «Колумбов» становится больше, это вовсе не означает, что гиды останутся не удел, всё-таки человек — существо общающееся. Тем не менее, отрицать тот факт, что большинство людей имеют смартфон, который и дорогу покажет, и сказку расскажет, не имеет смысла.
Поэтому гидам необходимо понять выгоду создания авторского контента, — блогов, путеводителей, аудиогидов, книг,— и сотрудничества с IT-проектами, которые способны продать этот контент тысячам пользователей. Уже упоминавшиеся Iknow.travel и Surprise Me имеют партнёрские программы для гидов, в которых гиды получают вознаграждения с продаж.
К сожалению, не многие гиды готовы на такое сотрудничество, опасаясь, что “восстание машин” сметёт экскурсоводов с лица земли, ведь если все автоматизировано и находится в сети, то люди, как проводники, никому не нужны (что, конечно, не так). Как результат: гиды отстраняются от перспективного рынка. При этом самостоятельные туристы остаются со своими проблемами наедине.
Перемен, требуют наши сердца...
Гидам — необходимо уделять больше времени подаче контента. Сегодня не обязательно знать все даты, их легко найти в просторах интернета. А вот дарить туристам эмоции через игровые механизмы и дать им возможность почувствовать себя в роли первооткрывателя — это то, чего не хватает молодой аудитории. Общение на языке поколений всегда было преимуществом и если самостоятельные туристы уходят в онлайн, то вам необходимо идти вместе с ними.
Путешественникам — стоит научится передавать свой опыт. Публикация постов в социальных сетях не принесет вам ничего кроме лайков. Существуют онлайн сервисы, в которых можно передать полученные знания и эмоции, построив полноценный маршрут для ваших читателей. Создание такого контента требует больших усилий и времени, но гарантирует глубокое погружение. Самое приятное, что на этом можно зарабатывать. Современные путешествия развиваются и идут в ногу со временем, а вы?