Брендинг любви: романтичные символы на протяжении истории
Любовь выражается не только цветами и сердечками.
И не только витиеватыми стихами, неловкими руками, грандиозными картинами. За тысячи лет само слово значило совершенно разные вещи и визуально выражалось совсем по-разному.
За последние несколько лет остро выразился тренд на человечность, эмпатию в дизайне и множество сопутствующих вещей, которые хотя бы косвенно подпадают под большую Л. В духе нашей статьи о истории брендинга, мы решили посмотреть на развитие романтичных символов в евроцентричной культуре (и может, в процессе найти неочевидные референсы для будущих проектов).
Наскальные рисунки
Задолго до появления сложных и противоречивых идей вокруг любви уже были первые изображения. Здесь мы видим ритуал, считающийся "священным браком", — церемонию, обещающую призвать плодовитость скота, с двумя обнимающимися и держащимися за руки фигурами.
Античность: Эрос и Купидон
Мы живем с множеством остатков Греко-Римской культуры (даже если Марс — это теперь просто шоколадка) и с сохранившимся по сей день олицетворением любви — Эросом/Купидоном.
Эрос представлен как молодой крылатый мужчина, и только с годами он все чаще был вооружен луком и стрелами. Изначально размеренное божество, в течение времени Эрос мифов становился все более и более игривым и озорным, показывая его моложе и моложе, что привело к Купидону.
Эрос был воплощением физической любви. Со смешением греческой и римской культур, он превратился в более известного нам Купидона, невинного и романтичного. Заходя немного вперед, к ренессансу Купидон размножился и превратился в путти, как какой-то романтичный гремлин.
XI: Трубадуры
Мы уже привыкли ко всем песням о счастливой или драматично-неразделенной любви. Традиция романтической музыки началась с трубадуров в XI веке на территории современной южной Франции. До них, вся лирика была исключительно религиозного характера, и они первые писали не на греческом языке или латыни.
Оригинально, слово "трубадур" было оскорблением, значащим "кто-то, кто что-то выдумывает", поэтому сами они не любили это прозвище и называли себя певцами.
В то время бароны должны были выказывать дань своим покровителям-лордам. Например, исполняя песни их жёнам. Для этого бароны держали при дворе певцом, которых также поддерживали материально. Существование трубадуров прямо зависело от существования феодализма и исчезло вместе с ним.
Пускай сохранившиеся песни трубадуров не представляют большой литературной ценности, их можно считать основоположниками современной лирической поэзии.
А напрямую трубадурами сейчас вдохновляются так:
XIV-XVII: Ренессанс
Мы уже упомянули парящие банды Купидонов, появившиеся в искусстве ренессанса, но было множество и других, менее прямолинейных романтических сюжетов. У нас есть идеализированный образ этого периода, в котором присутствовали вульгарность и жестокость. Как эти тарелки, показывающие боль односторонней любви ножами и луками.
Картины часто заказывали как подарки для важных событий: обручений, свадеб, рождений. В Италии XV века свадьбы были хаотичными и не требовали бюрократии: все, что требовалось для брака, было согласие участвующих сторон, что приводило к множеству спонтанных свадеб. Так как не было расписок и свидетельств о браке, материальные объекты (как картины) демонстрировали легитимность социально-одобренных браков.
XIX: Валентинки
Валентики, как мы их знаем, стали популярны в XIX веке. В то время их делали руками и они оказывали огромное давление на почтовые сервисы. Так в 1840 году правительство Великобритании провело почтовую реформу, благодаря которой почта подешевела — отправка письма стала стоить всего один пенни. Спустя год после реформы англичане отправили 400 тысяч валентинок. К 1871 их стало втрое больше в одном только Лондоне.
Как сейчас кто-то может пойти учиться пилить лендинг на Тилде, так в XIX учились делать валентинки. Вокруг них появилась целая индустрия с кучей гидов по этикету и составу валентинки: как текста, так и визуала.
1950е: Ностальгия по выдуманному
В западно-доминированной визуальной культуре разросся образ американских 50х как хороших старых дней. Эта ностальгия к тому, чего 99% смотрящих не переживали, полна знакомых теперь всем визуальных сюжетов, с парочками, сидящими в дайнерах. Можно подходить к этим образам совершенно искреннее как на картинах Нормана Роквелла, но все чаще это делается не без богатой доли иронии ("Безумцы", "Твин Пикс", вся карьера Ланы Дел Рей).
1960е-1980е: Хиппи и сексуальная революция
"Make love not war", заявляли хиппи. Они были последователями контркультурных битников, популяризировали знак мира и психоделическое разноцветие во всех форматах: радужные футболки, покрашенные руками микроавтобусы, обложки альбомов. В этом культурном моменте все перемешалось, и все эти знаки теперь не живут один без другого.
Так или иначе революции заканчиваются, и надо опять жить в обычном мире и платить счета за электричество.
1980е-2022: I’m Lovin’ It!
Нас утомляют упоминания любви связанные с чем-либо коммерческим; сразу чувствуется, что что-то цинично продают, на что в ответ мы только черствеем. А апофеозом коммерциализации любви можно считать дейтинговые сервисы.
Match.com был запущен в 1995ом, и непривычная идея знакомиться онлайн была в 1997ом подкреплена ромкомом "Вам письмо" с Томом Хэнксом и Меган Райан в главных ролях.
Конечно, сейчас в таких знакомствах уже нет ничего оригинального. Вместо того чтобы бессмысленно бросаться высокопарными словами и еще больше дешевить их в процессе, эти бренды либо ярко показывают волнения от знакомств (как рекламные кампании OkCupid), или же комфорт и хороший вкус.
Особенно примечателен ребренд Match.com — смена клинического цифрового синего гротеска (который уместнее в каком-то финтехе) к чему-то изысканное, переход от онлайн-инструмента к какому-то элегантному и, в прямом смысле, интимному пространству.
Тренд уходит куда дальше дейтинговых приложений. Есть запрос на эмпатию и связи. Потребность в чем-то более личном и человечном. Маленькие и нишевые бренды все больше целятся на эмоции, и гиганты тоже не могу этого избежать: например, Google поменял свою дизайн-систему с чистого функционала на что-то помягче и переименовал Material Design в Material You.
Сейчас брендам нужно показывать и вызывать эмоции. В современной консолидированной культуре любовные символы однородны и всем понятны. Как любовные признания, эти символы можно выражать совсем по-разному. Но, пожалуйста, меньше сердечек.