Истории российских агентств: путь воронежского Red Collar на мировой рынок
Рассказал сооснователь и креативный директор Денис Ломов.
Как всё начиналось
На последних курсах факультета компьютерных наук Воронежского государственного университета я работал в enterprise-студии штатным программистом. Условия: восемь часов от звонка до звонка, строго дозированный перерыв, слежка за перемещениями сотрудников, однообразные задачи без перспективы роста и рабочий телефон Nokia, который пиликает днём и ночью.
Поэтому после окончания университета я сделал два важных дела: ушёл с ненавистной работы и создал компанию, где работать в кайф. В 2009 году мы с однокурсником основали digital-агентство Red Collar — тогда оно называлось веб-студия Dentry.
На рынок решили выйти со своим продуктом — программой для медицинских компаний. Быстро поняли, что дело тухлое, и перешли на разработку сайтов. Пару лет делали их для друзей, знакомых и местных компаний за 10-15 тысяч рублей. Но так, конечно, не выжить.
Начали думать, как вырваться из этих бюджетов и выйти на крупных клиентов. Стали чаще смотреть на Запад, вдохновляться проектами международного уровня, старались понять подходы и решения. В 2011 году отважились сделать нечто похожее на своём сайте: провели ребрендинг, стали Red Collar и сразу взяли бронзу в «Рейтинге Рунета» за сайт агентства.
В то время шёл сериал со звучным названием “White Collar”, и одновременно на Западе мелькало агентство Blue Collar. Мы подумали — почему бы не взять приятный слуху Collar и выбрать любимый многими студиями цвет Red? Red Collar — получилось отлично.
Благодаря ассоциациям можно от души развлекаться на мероприятиях и заявлять о себе. Например, побыть “Red Kola” на конференции РИФ, стать цифровым агентством «Красный воротник» на другом мероприятии, сделать себе фирменные очки на церемонии вручения премии «Рейтинг Рунета 2017» и ещё много всего. Все эти безумства отражают нашу любовь к креативу.
Первая команда
С момента основания и до 2014 года мы работали квартетом: два сооснователя, один из которых отвечал за маркетинг, другой — за продажи, дизайнер и разработчик. Первым офисом стала комнатушка в центре Воронежа площадью 15 м² и с четырьмя столами. Было камерно, невероятно сложно и интересно. Затем штат увеличился до восьми сотрудников. Сейчас у нас работают 22 человека.
Сложно было привлечь стоящих ребят в компанию без имени. Получался замкнутый круг — о тебе никто не знает и не хочет идти работать за небольшие деньги. Но денег на крутых специалистов нет, ведь некому делать крутые сайты и привлекать крупных клиентов.
Приходилось узнавать всё самим и учиться на ошибках. Почти все сотрудники выращены внутри компании — от позиции новичка до статуса ведущего специалиста. Продолжаем придерживаться такого подхода, потому что сложно найти специалиста нашего уровня и переучить под свои процессы готовых.
У нас один офис, мы были и остаёмся в своём городе. Нам важно показывать, что признанные на международном уровне проекты можно делать и в Воронеже.
Первые проекты и клиенты
Наш первый сайт, который создавался ещё под эгидой Dentry, был для компании «Теплоком-сервис Воронеж». Максимально простой блочный сайт, позволяющий простыми словами рассказать о компании. Забавно, что он разработан в 2009 году, а похож на большинство работ российских студий, созданных в 2017-2018 году.
Наш первый клиент, и у нас с ним не срослось, — это полиграфическая компания. Они хотели себе сайт за 15 тысяч рублей. Мы сделали один дизайн, потом второй, третий. Несколько месяцев пытались воплотить их желания, чтобы при этом это выглядело приятно. В итоге проект не вышел, не смогли заставить себя выпустить ерунду.
Сложности и первые победы
Самая большая сложность любой начинающей компании — взлететь. В начале мы думали, что начнём работать по Воронежу, покажем, что молодцы, постепенно выйдем в регион, на федеральный и затем на международный рынок. Но это так не работает.
Ещё одно региональное агентство в городе никому не нужно — здесь уже достаточно компаний, которые делают сайты по 10-100 тысяч рублей, все их знают, они держат рынок. Некоторое время мы поработали с городом, поняли, что это бесполезно, и начали подавать работы на федеральные конкурсы. Стали выигрывать и так вышли на всю страну. В 2012 году получили золото за клиентский проект Travel Works, ещё через год три победы — среди них сайт «Пуговицы».
Важным событием в истории агентства стало получение международной награды за клиентский проект от Awwwards весной 2017 года. Это был сайт для жилого комплекса «Трамвай желаний». Мы придумали совместить стандартную функциональность жилого комплекса с промосайтом, чтобы полнее представить историю места, создать верный имидж компании, вовлечь пользователей в легенду.
После реализации проекта мы лучше поняли, как совмещать задачи сайта, ожидания клиента, технологичный подход и эстетичный дизайн.
Развитие агентства
Первые годы особого роста не было, мы просто прощупывали рынок: понимали, что у нас получается лучше, оттачивали процессы, продажи, коммуникации внутри и вовне. Работали маленькой командой, не увеличивали штат и ставили цель расти качеством, а не количеством.
Мы всегда хотели делать лучше, чем умеем сегодня. В клиентском смысле — создавать проекты, на которые все в отрасли будут ориентироваться. Например, мы создали сайт Viporte, и он взял золото в «Рейтинге Рунета» в категории «Мебель и интерьер». Многие клиенты приходили к нам и говорили: «У них лучший, хочу, как у них». В плане digital — предугадывать течения и создавать новое.
Мы могли бы сделать как многие студии: набрать побольше людей, пустить процессы на конвейер, закрывать часы за деньги и не париться. Может, это и было бы выгоднее, потому что мы постоянно вкладываем в развитие, рискуем и создаём то, чего не было: технические разработки, оптимизацию кода, подход к дизайну на примере 3D-моделей.
Сейчас к нам приходят клиенты, которым интересно сделать бомбу, получить лучший сайт или брендинг в своей отрасли. Они платят нам за то, чего мы сами ещё не умеем, хотят получить то, чего ещё никогда не было.
Забавные случаи из жизни агентства
Всем нашим сотрудникам от 20 до 30 лет. При этом к нам на стажировку порой хотят люди за 50 лет, поработавшие в крупных компаниях и вдохновлённые нашим примером.
Был один забавный случай с клиентом. Приезжаем, презентуем, всё идёт хорошо. После презентации директор компании-заказчика — умудрённый годами представительный мужчина — спрашивает: «Вот смотрю я на вас и думаю — а кто-нибудь из взрослых у вас есть?» Я ответил, что самые старшие — основатели, нам по 30 лет, на что заказчик говорит: «Понятно... Взрослых дома нет».
Потом они дружно посмеялись и продолжили говорить о делах, но факт остался фактом — в памяти клиента мы остались профессиональной командой и группой детсада в одном лице.
Проекты гордости и стыда
Из недавних проектов гордимся теми, что взяли сложные международные награды. Например, Inculerate — промосайт для инвесторов из Кремниевой долины, которые находят стоящие стартапы по всему миру и помогают им взлететь. Проект взял «Сайты дня» на CSSDA и Awwwards и получил первый в России «Мобильный сайт недели» от Awwwards с Google.
Моменты стыда бывают, если клиент после сдачи сайта сам начинает его менять. Тогда мы грустим и не ставим в кейсе ссылку на проект, ведь он уже не до конца наш.
Бывало и так, что мы прекращали сотрудничество с клиентом. Это происходило, когда заказчик постоянно грубил, неадекватно выражался, по-хамски и пренебрежительно относился к людям и их работе. Когда это происходило раз за разом, и клиент не реагировал на просьбу вести себя уважительно — расставались.
Планы
Уже полгода активно занимаемся брендингом, например, разработали айдентику для ВГУ и вскоре полноценно разовьём это направление. Есть желание поработать с рядом зарубежных брендов, например, Adidas и Beoplay, которые близки нам по духу, вкладываются в маркетинг и делают крутые вещи.
Будем и дальше продолжать бесплатные офлайн-лекции о дизайне, разработке и менеджменте. В 2017 году мы провели две серии в Воронеже: Dgtl.Intro и Dgtl.Vol2, осенью 2018 года сделаем третью, более масштабную.
Перевозить офис в столицу не входит в наши планы — мы считаем, в этом нет смысла. Сейчас неважно, где работать, в digital никто не привязывается к местоположению, и региональные агентства мало чем отличаются от московских. Иногда попадаются странные клиенты, которым принципиально, чтобы наш офис был в Москве. Но таких мало, большинство понимает, что офис в столице — это не гарантия качества.
Сейчас у многих компаний в Москве находится только офис продаж, а продакшн располагается в регионах. На начальных этапах работы над проектом мы можем встретиться с клиентом лично, но остальная работа проходит удалённо. Точно можем сказать, что наш продакшн никогда не будет в Москве, а открывать офис продаж сейчас нет необходимости. Но если поймём, что нужно, то сделаем.
Иногда мы учимся на ошибках коллег по рынку. Но чаще они выступают хорошим примером. У некоторых можно поучиться, как набрать команду больше 60 человек и при этом сохранить камерную атмосферу и единый дух.
Самое сложное — это отстроить позиционирование компании и правильно транслировать его не только вовне, но и внутрь команды. Мы активно растём, приходит много новых сотрудников, и важно донести до всех, что мы делаем и как, чтобы каждый сотрудник мыслил ценностями компании.
Самое важное — это клиенты и команда. Поэтому сначала расходы идут на зарплаты сотрудников, на комфорт в офисе, затем на маркетинговые активности и участие в конкурсах.
Клиенты стали более грамотными, они приходят с базовым пониманием процессов разработки, лучше осознают экспертность агентства, доверяют решениям. Это упрощает общение и процесс разработки и приводит к созданию качественного продукта.
Рынок digital — это гонка вооружений. Кто не успевает за обновлениями, тот мёртв. Надо всё и всех опережать, быть в тренде.
Показатели бизнеса
- Оборот за 2017 год увеличился в три раза по сравнению с предыдущим и составил 60 млн рублей.
- 25 клиентов за 2017 год.
- Средний чек на изготовление сайта — 2,5 млн рублей.
- 22 сотрудника в штате на март 2018 года.