SEO-отчет: как с помощью Data Studio мы автоматизировали отчетность
В этой статье мы расскажем с примерами, как автоматизировали отчеты по SEO с помощью Google Data Studio, почему отказались от сервисов генерации отчетов и как это помогает более эффективно продвигать клиентские проекты.
Всем привет! Это наша дебютная статья на площадке, надеемся, информация, которую мы расскажем, будет полезна 🙂
Мы — Веб-студия Oxem, с 2014 года помогаем клиентам стать лидерами через SEO и безупречный дизайн. Основная философия нашей компании — максимальная отдача, честность и прозрачность во всем: трудозатратах по задачам, стратегии, прогнозах и конечно же — отчетности.
Каждый месяц мы высылаем своим клиентам на SEO-продвижении отчеты о достигнутых результатах, выполненных и планируемых работах. Для нас важно, чтобы в отчете были представлены не просто скриншоты из систем аналитики и снимки позиций, а полезные комбинированные дашборды по всем параметрам, на которые влияет SEO. Нужен честный отчет, как с успешными, так и неудачными результатами – на основе этого мы сможем делать выводы и продвигать сайт более эффективно. Причем желательно выделять на ежемесячное заполнение отчета не более 30 минут.
За время работы мы опробовали разные форматы отчетности: Google Документы, сервисы для автоматической генерации отчетов, SEO-инструменты со встроенной аналитикой, — но ни один не казался удобным и полезным для нас. Варианты ограничены по функционалу и не позволяют увидеть специфические для SEO показатели в различных срезах. Перевести отчет в Google Data Studio оказалось наиболее предпочтительным вариантом как для SEO-специалистов, так и для наших клиентов. Хотим поделиться, почему приняли такое решение, как реализовали отчет, какие показатели в нем сагрегировали и как он помогает продвигать проекты.
Почему Data Studio
Раньше мы составляли отчеты вручную силами SEO-специалистов в Google Документах. Ключевой недостаток подобного подхода — трудоемкость. На один отчет у SEO-специалиста уходило 2-3 часа в месяц, которые можно было бы выделить на работу с проектом. Также документ был довольно примитивным, содержал минимум информации и выполнял только одну функцию — отчитаться перед клиентом.
Сервисы для автоматической генерации отчетов содержат список стандартных графиков, которые можно включить в свой отчет. Пример — SEO-reports или ReportKey. В инструментах нам не хватило гибкости — предлагаются готовые дашборды, которые можно самостоятельно построить в Яндекс.Метрике или Google Аналитике, поэтому никакой дополнительной ценности они не несут. К тому же многие агентства используют подобные сервисы — это минус в вопросе индивидуальности.
В итоге у нас сложились собственные критерии для идеального отчета:
- возможность создавать нестандартные таблицы и графики,
- приятный уникальный дизайн,
- менее 30-ти минут на заполнение в месяц,
- ежедневно обновляемые данные,
- польза не только клиенту, но и SEO-специалисту.
Нами было принято решение сделать динамический отчет, который будет обновлять показатели в режиме реального времени, а также будет максимально полным, но не перегруженным информацией. В качестве инструмента подошел Google Data Studio.
В чем плюсы отчета на базе Data Studio:
- Дашборд содержит все ключевые графики, необходимые для понимания полной картины по проекту, при этом в зависимости от специфики конкретного проекта структура может корректироваться. Данные подтягиваются с разных источников, используются различные срезы и комбинации пересечения данных. SEO-специалистам не нужно думать, какой график лучше добавить и как его оформить, это делает SEO-аналитик.
- Данные обновляются при каждом посещении отчета, за исключением таблиц с выполненными и планируемыми работами, которые пока заполняются вручную в конце месяца.
- Помимо основной функции — отчетности перед клиентом, отчет помогает SEO-специалистам мониторить результаты, находить точки роста, корректировать стратегию.
- Вся история продвижения доступна по одной ссылке: можно выбрать любой период продвижения, изучить трафик, работы, которые были выполнены и т. д.
- Дашборд интерактивный, с ним можно взаимодействовать, детализировать, настраивать графики и таблицы, выбирать разные периоды для анализа.
- В целом, отчет помог нам оптимизировать рабочие процессы.
Но, конечно же, нашлось и несколько минусов, которые могут быть кому-то важны:
- Если сайт новый или на нем ранее не были установлены счетчики аналитики, то на время придется отказаться от нескольких дашбордов из-за отсутствия данных.
- Отсутствуют официальные коннекторы Data Studio для Яндекс.Метрики, Topvisor и других SEO-источников. Коннекторы необходимо разрабатывать самостоятельно или пользоваться платными сервисами, которые предоставляют готовые решения (мы разработали самостоятельно).
- Редко, но могут возникать разные ошибки с источниками данных, коннекторами, или отчет может устаревать, например, если у проекта изменились цели. Необходимо закладывать время на поддержку и развитие отчета.
Об отчете
В статье будут приведены скриншоты из разработанного отчета для проекта, который находится на SEO-продвижении в Oxem. Название компании и тематику, к сожалению, озвучить не можем, так как проект находится под NDA.
Структура
Стандартный отчет содержит информацию о трафике и конверсии в сегменте поисковых систем, позициях, внешних ссылках, выполненных и планируемых работах. Этот отчет корректируется для каждого проекта, меняются и добавляются новые KPI, графики, таблицы.
Структура стандартного отчета:
Слева находится фиксированное меню, которое позволяет быстро перейти к нужному отчету.
Источники данных
Отчет автоматически подтягивает данные с разных источников с разной периодичностью. В некоторые источники данные поступают самостоятельно (Я.Метрика, GA и др.), некоторые требуют ручного заполнения (Google Таблицы).
- Google Аналитика (каждые 12 часов) — официальный коннектор Data Studio. Это основной источник для построения графиков по трафику, аудитории, страницам.
- Яндекс.Метрика (ежедневно) — коннектор от разработчиков All-connect. Коннектор помог получить информацию о поисковых запросах из Яндекс, которые скрывает Google Аналитика. В планах есть задача по разработке собственного коннектора из-за периодических сбоев текущего решения.
- Google Search Console (каждые 12 часов) — официальный коннектор Data Studio. Используем в отчете для вывода статистики по поисковым фразам из Google.
- Topvisor (по мере автоматической проверки позиций — в среднем мы проводим ее раз в неделю, у некоторых проектов ежедневно) — разработанный нами коннектор через API. Передает информацию о видимости, средней позиции, количестве запросов в ТОПе, ключевых словах и позициях по ним.
- Google Таблицы (ежемесячно) — используется для создания отчетов по выполненным и планируемым работам. Здесь же хранятся данные о сезонности и внешних ссылках. Файл заполняется вручную в конце месяца. У нас в планах есть задача по автоматизации и этого направления. Разработка коннектора с таск-менеджером (все наши проекты ведутся в системе ClickUp) позволит обновлять информацию о выполненных работах по мере обновления статуса у задач.
Содержание отчета
1. Трафик. Сводка
Первый дашборд — краткая сводка по изменению трафика из поисковых систем, конверсии, CPC и CPL в сравнении с предыдущим периодом. По умолчанию статистика по основным метрикам выводится за последние 30 дней. Для оценки результатов за месяц продвижения можно выбрать соответствующий период.
2. Трафик. Сравнение с периодами
Здесь можно наблюдать, как меняется SEO-трафик. Отчеты помогают отвечать на вопросы:
- Вырос ли трафик в текущем месяце в сравнении с предыдущим годом?
- Повлияла ли сезонность на динамику трафика?
- Как изменился трафик по дням в сравнении с прошлым месяцем?
- Как изменился трафик по дням в сравнении с прошлым годом?
Для проектов со всплесками трафика в конкретные дни недели (например в ресторане обычно больше посетителей в пт-вс, меньше всего в пн) полезно добавлять графики со сравнением дней недели в рамках текущей недели / месяца / года и предыдущих периодов.
3. Небрендовый трафик
На листе выводятся данные по трафику, исключая брендовые запросы, так как на их рост влияет не только SEO, а также реклама, PR и др. А вот если есть рост количества посетителей по небрендовым запросам — значит мы видим результат SEO-продвижения. На странице можно посмотреть, какие именно запросы популярны и приносят больше трафика.
Стоит сказать, что часть запросов не передается в Яндекс.Метрику, а Google Аналитика в принципе не собирает данные о поисковых запросах (данные подтягиваем с Google Search Console). Поэтому графики дают понимание о динамике пользователей, которые пришли на сайт по небрендовым фразам, но не о их точном количестве.
4. Страницы входа
Для анализа результатов SEO-продвижения и корректировки стратегии полезно отслеживать, какие именно категории растут или падают по количеству пользователей на сайте. В этом отчете можно отследить, как развивались отдельные разделы сайта в течение периода продвижения, оценить, какой процент трафика от всего трафика приходится на раздел.
5. Эффективность страниц
Чтобы понять, какой тип страницы наиболее эффективно привлекает трафик из поисковых систем, а над какими разделами следует работать, мы определяем трафик, который приходится на категорию, общее количество страниц и рассчитываем эффективность соотношением этих двух показателей.
На данном проекте мы вкладывали силы в продвижение ГЕО-запросов, при этом видно, что большую отдачу дает блог — повод поразмыслить над приоритетами.
На листе также можно проанализировать отдельные URL страниц. Для себя видим полезным показатель отказов и его изменение по отношению к прошлому периоду, и процент трафика на страницу от всего поискового трафика. Это помогает приоритизировать проработку страниц: в первую очередь — страницы с высоким трафиком и показателем отказа.
Стоит отметить, что процент отказов в Google Аналитике по умолчанию равняется 100%, если пользователь просмотрел одну страницу и покинул сайт. При необходимости можно настроить этот показатель в зависимости от целей проекта, чтобы в дальнейшем принимать правильные решения.
6. Параметры посетителей
В проектах, которые продвигаются по нескольким регионам, полезно отслеживать географию поискового трафика. Здесь же выводится статистика по устройствам посетителя. С помощью отчета можно корректировать стратегию в пользу приоритетных или слабо развитых направлений.
7. Конверсия
Основная цель SEO — не просто привлечь посетителя на сайт, а сделать его клиентом. Поэтому на наших проектах мы отслеживаем также конверсию и количество заявок с источника SEO.
Это самый простой вариант отчета. Его можно дополнять показателями CPO, ROMI (если клиент предоставляет данные о продажах), пробовать разные атрибуции.
8. Внешние ссылки
Информация не самая интересная для клиента (потому что нет прямой связи с продажами), но полезная SEO-специалисту для мониторинга, выявления аномалий и поддержания роста ссылочной массы.
9. Видимость
На странице отображаются результаты проверок по семантическому ядру. Мы видим, как изменились видимость и средняя позиция сайта в сравнении с прошлым месяцем и конкурентами. Как изменилось количество запросов в ТОП-3, ТОП-10 и т. д.
Важное дополнение по графику «Количество запросов в ТОПе»: ядро регулярно актуализируется и пополняется новыми ключевыми словами — это может влиять на их количество в ТОП-3, ТОП-10 и т. д. Например, когда в ядро был добавлен запрос, который уже находится в ТОП-10, или была удалена группа запросов, которая находилась в ТОП-3. Чтобы учитывать этот фактор, на графике «Количество запросов в ТОПе» дополнительно выводится общее число проверяемых запросов. Если количество запросов в ТОП 1-3, 1-10 и др. растет / падает при этом общее число запросов увеличилось / сократилось, то причина в актуализации ядра. Если число запросов не изменилось, а ТОП растет – это результат SEO-продвижения.
10. Позиции
На листе выведены графики для отслеживания средней позиции по приоритетным группам запросов. Также позиции ключевых фраз в поисковых системах Яндекс и Google в сравнении с прошлым месяцем и началом продвижения. Для удобства добавлены фильтры по позиции и ключевому слову.
11. Выполненные работы
Разворачиваемый отчет о выполненных работах и трудозатратах по месяцам.
12. Планируемые работы
Список планируемых работ и ожидаемых результатов на следующий месяц.
13. Как пользоваться отчетом
В конце — небольшая инструкция, которая помогает клиентам быстрее вникнуть в новый формат отчетности.
Подводим итоги
Выше была продемонстрирована наша минимальная версия стандартного отчета по SEO-продвижению. В нем мы вывели тот самый базовый, при этом действительно полезный набор данных для работы с проектом и формирования полной картины по его текущему состоянию.
В зависимости от типа проекта (интернет-магазин, корпоративный сайт, СМИ и т. д.) и поставленных целей в SEO отчет можно расширять новыми графиками. К примеру, если клиент готов предоставить данные по продажам, можно включить в отчет финансовые показатели. Или при прогнозировании и установке KPI по трафику, видимости, заявкам в начале продвижения можно отслеживать их динамику и сопоставлять с фактическими данными.
Спустя полгода использования новой версии отчета мы посчитали, сколько времени сэкономили с помощью автоматизации отчетности на данном проекте — 15 часов. Если пересчитать на 5 проектов, то SEO-специалист экономит два рабочих дня в месяц. Теперь это время мы выделяем на работу с сайтом, а не рутину.
А еще мы собрали фидбек всех причастных сторон и убедились, что SEO-отчетность на базе Data Studio помогает как оптимизаторам, так и клиентам:
Все графики понятны. Обычно смотрю трафик, сравнение периодов, выполнение работ и планы, видимость, позиции… в принципе, все интересно. В таком формате нравится прозрачность работ подрядчика, контроль за происходящим и возможность быстро дать справку по SEO-направлению руководству.
Пролистав отчет, можно быстро погрузиться в проект, изучить выполненные работы и их результат, найти точки роста и дать рекомендации по дальнейшему плану развития SEO-специалисту.
Я регулярно обращаюсь к отчету, чтобы быстро получить краткую сводку по промежуточным результатам SEO-работ. Удобно, что данные из 5 разных источников представлены в одном месте. Чаще всего просматриваю динамику посещаемости из Яндекс и Google. Оцениваю, могла ли повлиять сезонность на рост трафика и за счет каких разделов сайта виден рост.
Также оцениваю, как меняется видимость и средняя позиция по приоритетным группам запросов.
Планы
В планах — развивать и совершенствовать отчет, пробовать новые срезы, подключать новые источники данных, разработать собственные коннекторы для Яндекс.Метрики и ClickUp и еще больше снизить трудозатраты на отчетность.
На этом все. Готовы ответить на вопросы в комментариях и в будущем будем делиться и другими нашими процессами!