"Они обанкротятся, если Фейсбук и Инстаграм у нас запретят!"
"Они же получают деньги за каждого пользователя!"
— или что я слышу, когда мимо идут люди, не вовлечённые в работу в онлайне и не понимают бизнес-процессы.
Есть ли зерно истины в этих словах?
Нет, хотя, откуда растут ноги, понятно — многие видят множество нулей в заработках в онлайне и множество тысяч подписчиков в блогах. Сопоставление одной цифры с другой дает основу для формирования таких мифов.
Это было ещё 10 лет назад, когда набирал обороты Youtube и говорили, что за каждую тысячу подписчиков человеку платят деньги. Я тогда не разбиралась в маркетинге и полагала, что это и правда так, и хотела быстрее перепрыгнуть с моих 100-200-400 подписчиков скорее на 1000 и дальше.
На самом деле, соцсети не получают напрямую деньги с тех, кто в них сидит. Ведь соцсети по факту для каждого пользователя бесплатны. Нам здесь, в отличие от кабельного ТВ, не нужно каждый месяц платить какую-то сумму, чтобы потреблять контент.
Деньги зарабатываются благодаря бизнесу, работающему посредством этих платформ.
Разбирая эту тему на более глубоком уровне, можно понять, что первые, кто понесёт ущерб из-за отключения таких инструментов, как Фейсбук, Инстаграм, Вотсап (тоже из семейства Meta), будут малый и средний бизнес, а также самозанятые. Почему?
Потому что эти инструменты являются источником трафика и каналом для продаж услуг, продуктов и товаров различного потребления для различных целевых аудиторий. Речь не только про «инфоцыган» и курсы, речь и о локальных брендах одежды, косметики, украшений, о рукодельницах и даже электриках, которые находят здесь своих клиентов и расширяют охват для узнаваемости своего личного бренда даже в рамках района своего города.
Кроме того, Инстаграм и другие социальные сети являются источником новостей, обсуждений, общественных мнений и влияний, и мало кто захочет отказаться от такого канала трафика для своих идей (речь не про бизнес).
Помните, как был «отключён» телеграм? А ведь некоторые структуры верхов пользовались им, как в личных переписках, так и для доведения до сведения каких-то новостей. Было даже смешно, помню, в 2020 году вроде бы, получить на почту письмо от официального источника со ссылкой на телеграм через t.do (это сервис, позволяющий обходить запрет пользования Телеграмом) 😬
Сейчас Инстаграм и Фейсбук с трудом работают в Крыму, там не работает официально таргетировнная реклама и есть много других нюансов. Но найти выход возможно, через VPN и другие форматы люди работают и получают клиентов через эти соцсети.
Реально возможно намеренное торможение работы этих площадок, что усложнит выкладывание контента и, возможно, включение на нашей территории определённых обновлений.
Но Инстаграм и без этого иногда дает «прикурить» через сбой в статистике (как ещё до всех событий показывал нули в просмотрах рилс), через невозможность вести прямой эфир без перебоев и вылетов и т.д., и т.п.
А что, если все же отключат Инстаграм и Телеграм?
Если представить, что все же сбудется наихудший сценарий и несколько конкретных приложений и сайтов перестанут функционировать на нашей территории, что делать?
Ключевое, что важно помнить: трансформации и перемены - это данность и неизбежность. Когда-то люди использовали газеты, чтобы следить за новостями, читать анекдоты и тренировать мозг с помощью сканвордов. Сейчас мы можем делать это, держа маленькую коробочку почти без кнопок в руках.
Когда-то торговые представители разъезжали по домам и квартирам, чтобы продать определённые товары, сейчас нас все вообще догоняет таргетированная реклама с разных сторон.
Но и там, и там уже много десятков и даже сотен лет работают определённые истины, которые сейчас мы знаем как маркетинг, продажи, триггеры и т.д. Человеческая природа не изменится, может измениться лишь инструмент взаимодействия человека с человеком ради обмена.
Под обменом я подразумеваю обмен информации на деньги, денег на информацию, продуктов на деньги и тд.
То есть, отключив Инстаграм, мы не умрем и ее потеряем свои бизнесы. Мы просто перенесём все знания взаимодействия с этой платформой, все понимание интернет-маркетинга и маркетинга влияния на другие источники, пускай даже на ВКонтакте и одноклассники 😎
Откуда взять каналы для продаж своих услуг и продуктов?
Если что-то, помимо Инстаграм, Фейсбук, Вотсап (если я - эксперт; если у меня товарный бизнес; если у меня коммерческая организация)?
Привела вам множество вариантов:
— Телеграм (чаты, каналы, ваш блог, реклама в каналах и чатах, официальная реклама)
— TikTok (ваш канал, реклама у блогеров, официальная реклама)
— Snapchat (ваш блог, реклама у блогеров, официальная реклама)
— Яндекс.Дзен
— Яндекс.Услуги
— Profi.ru
— You.do
— Яндекс.Сообщения
— Яндекс.Кью
— Яндекс.Толока
— Avito
— livejournal.com
— ВКонтакте (личная страница, блог, реклама в блогах и пабликах, официальная реклама)
— Одноклассники (личная страница, блог, реклама в блогах и пабликах, официальная реклама)
— YouTube (свой канал, реклама у блогеров, реклама официальная)
— Сайт (информация на своём сайте с хорошей SEO-настройкой, реклама своего сайта через блогеров разных соцсетей, контекстная реклама сайта через Яндекс.Директ и Гугл.Эдс)
— Viber (просто перевести клиентов туда, продвижение через статусы там)
— Сарафанное радио (уже сейчас делать все с превышением ценности, чтобы о вас хотелось рассказать)
— Взаимный пиар и коллаборации (с другими экспертами и бизнесами в любой соцсети)
— Быть организатором, спонсором и/или участником офлайн и онлайн мероприятий = нетворкинг и общение (посещение тематических мероприятий - конференции и выступления, посещение бизнес-завтраков и бизнес-ланчей, знакомство с новыми людьми через своих имеющихся знакомых и тд; участие в марафонах, конкурсах и тд)
— Создание своего подкаста
— Написание и издание книги на свою тематику
— Партнёрство (давать спец.условия на покупку у вас, если приходят от ваших коллег, клиентов, знакомых, партнёров)
Что делать, чтобы уже сейчас не зависеть только от Инстаграм, семейства Meta и Тикток?
— создать для себя отходной вариант (например, завести Телеграм-канал, начать вести Яндекс.дзен, сделать блог ВКонтакте)
— изучить 6 основных триггеров в продажах (можно по книге «Тренинг по нейромаркетингу», или по книге «Психология влияния», или по книге "Запуск", или - изучив мою лекцию по триггерам)
— изучить 6 основных этапов продаж и попробовать выстроить свои диалоги с клиентами, свои продающие тексты и свои сайты, опираясь на эти этапы
— изучить инструменты исследования целевой аудитории, чтобы суметь общаться с потенциальными клиентами и за пределами этих приложений
Желаю вам сил и здоровья, чтобы справляться со всем, что происходит вокруг и внутри вашего бизнеса.
Статью подготовила Анастасия Вовк, маркетолог, коуч, эксперт по системному росту