Как текущий кризис повлияет на рынок digital-разработки? Что говорят ведущие компании

Как текущий кризис повлияет на рынок digital-разработки? Что говорят ведущие компании

Еще вчера мы обсуждали стартапы и полёты на Марс, а теперь вот это всё. Не будем слишком грузить читателя подробностями, информационный фон забит текущей ситуацией. Также не будем давать никаких оценок. Наша цель: помочь всем, кто занимается digital-проектами, спрогнозировать, что ждать на рынке в ближайшее время. Конечно, выводы делать очень рано, но основные направления постарались выявить. Также мы спросили о планах запуска digital проектов у 50 ведущих компаний, опубликуем здесь их комментарии.Начнём с нас. Меня зовут Антон, руководитель компании pahomov.pro, занимаемся разработкой сложных веб и мобильных приложений. На рынке с 2016 года, у нас в команде более 50 человек. В нише сложных калькуляторов, 3D приложений, e-commerce сайтов и личных кабинетов наши работы с крупными компаниями довольно известны (наши кейсы тут и тут).Какие проблемы у нас прямо сейчас:

  • Настроение. Часть команды люди довольно впечатлительные и им сложно работать в текущих условиях.
  • Отказ от проектов. Многие потенциальные клиенты, особенно иностранные компании и их представительства, сворачивают digital проекты. В том числе уже согласованные.
  • Сложности с выплатами. Часть клиентов не имеют возможности расплатиться из-за внутренних проблем на фоне ситуации.
  • Сотрудники из СНГ. У нас 15% сотрудников находится на территориях ныне очень беспокойных. Всяческие слова поддержки людям. Связи нет, в убежище не до работы.
  • Сложности маркетинга. Нас пригласили выступить на разных digital конференциях в этом году, почти все отменилось. Каналы лидогенерации типа фейсбука работают со сбоями.

В своём телеграмм канале про диджитализацию бизнеса и маркетинг мы попросили компании оценить текущее состояние проектов - замораживаются ли они, или работают в штатном режиме. Результат тут

Как мы решаем проблемы:

  • Для начала, надо собраться. Жизнь продолжается, несмотря на то, что она стала сложнее.
  • Антикризисный план. Последний раз составляли такой в 2020 при старте карантина и он очень хорошо сработал. Сейчас сели за новый. Основные моменты таких планов стандартны для кризисных ситуаций: не делать работ в долг, ручной контроль затрат и оптимизация, ручной контроль критически важных процессов, фокус отдела продаж на клиентах из менее пострадавших сегментов, поддержка боевого духа команды.
  • Дневная кукушка ночную перекукует. Просто делаем своё дело, кризисы проходят и тот, кто не сложил руки, выходит из них, став сильнее.

Какие ещё тенденции наблюдаем на рынке:

  • Повышение цен на разработку

Цены подрастут на все, это итак понятно. Веб разработка не исключение. Желательно, запускать разработку проектов прямо сейчас и фиксировать цены, ведь ещё месяц рынок будет ставить новые ценники.

  • Нарушение цепочек поставок

Многие наши клиенты остановили производство/продажи из-за нарушения поставок сырья из стран СНГ и Европы. Например, об этом заявили самый крупный немецкий производитель оконных профилей и третий по крупности в РФ производитель кровельных материалов (названия по просьбе компаний не указываем)

  • Иностранцы сворачиваются

Представительства иностранных компаний очень осторожно реагируют и замораживают проекты в России при малейшем ощущении кризиса. Так было и 2020 году, и, конечно, ещё более показательно сейчас.Стоит отметить, что при всем тренде на постановку проектов на паузу, часть клиентов провели собрания на тему кризиса и заявили об отсутствии корректировок в планах: Кнауф, МеталлПрофиль, Grand Line. Большинство же сказали, что в течении 1-2 недель будут анализировать ситуацию и пока не принимали никаких решений.

  • Санкции - банки, платёжные системы, госучреждения

Понятное дело, что у компаний, обслуживающихся в санкционных банках будут некоторые проблемы. Мы уже видим, как со сбоями работает оплата картами и через смартфоны. Многие сайты государственных структур периодически падают (госуслуги, налоговая, ржд), что усложняет работу всем. Ну и с авиа в ближайшее время будет беда. Уже отменили множество рейсов, даже внутри страны. 40% самолетов наших авиакомпаний находятся в лизинге и западные страны собираются их отозвать. Компаниям, бизнес которых зависим от командировок, будет сложно. Конференции и офлайн мероприятия столкнуться с проблемами. Например, по причине остановки авиасообщения, я уже пропустил 2 конференции, на которые меня пригласили выступить с докладами о диджитализации бизнеса.

  • Изменения в маркетинге

Фейсбук, похоже, сворачивается. По нашей аналитике, у 20% компаний были там странички. Половина из них рассматривала Фейсбук как канал привлечения пользователей и уже много вложила в свои аккаунты. При блокировке, фейсбук будет медленно умирать (несмотря на VPN), как мы уже видели на примере линкедин. Следующие на очереди Инстаграмм и Ютуб, возможно Фейсбук это пока только тест на реакцию. Ну и в целом различный софт и веб сервисы зарубежных стран будут все менее доступными . А ещё техники Эпл станет меньше, так как цены на их технику подняли. В маркетинге будут существенные сдвиги.

  • Экспорт в 2020-2021 бил рекорды, что теперь?

Мы как то в прямом эфире публиковали аналитику по российскому экспорту. Общество привыкло к мысли, что мы поставляем в основном нефть, но ситуация быстро менялась. Экспорт год за годом обновлял рекорды (эфир здесь). Причем, основным рынком была Европа. Очевидно, что этот тренд будет меняться. Наши компании будут становиться беднее.

  • Экономика замораживается

Экономика как домино. Каждая следующая плитка валит все новые: у потребителя стало меньше денег и повысились ставки по ипотеке; он не возьмёт ипотеку; застройщик не продаст квартиру и схлопнется; поставщики стройматериала не продадут материал и схлопнутся; мы не продадим им digital сервисы и схлопнемся; сотрудники компаний, которые схлопнулись не получат зарплаты и не возьмут ипотеку; казна недополучит налоги, бюджетники не получат зарплаты и купят меньше товаров т.д. Все по кругу.Охлажденную экономику очень сложно перезапустить. Поэтому все, что мы сейчас можем это не поддаваться панике, делать своё дело и каждый на своём рубеже держать оборону перед негативными трендами. Экономика на наших плечах, ребят, никто кроме нас самих ещё не удержит. Никто не поможет.Такая вот, довольно хаотичная подборка получилась. Как и сегодняшние времена. Дополню эту мрачноватую картинку цитатой Черномырдина: «отродясь такого не было, и вот опять». Мы уже проходили сложности. И каждая новая казалась хуже прежней. Но мы все ещё тут, и это чего то стоит.Если Вам нужна разработка digital сервисов, летим сюда - https://promo.pahomov.pro . Мы готовим серию прямых эфиров с комментариями по текущей ситуации с ведущими компаниями, чтобы увидеть их первыми, подписывайтесь на телеграмм https://t.me/stroytechio. Всем удачи, ведь когда ты плывешь на Титанике, это самое важное.

8
5 комментариев