Зачем российские ИТ-компании платят РАЭК миллионы рублей

Мы периодически задаём себе этот вопрос. Но в последнее время хочется задать его ещё раз.

Возможно, кто-то не знает — уже 12 лет существует Российская ассоциация электронных коммуникаций. Её создали в 2006 году, чтобы объединить крупнейших игроков отрасли и — цитата с сайта — «формировать цивилизованный рынок и развивать нормативно-правовое поле по защите интересов участников рынка».

За эти годы представители РАЭК провели немало выставок, конференций, мероприятий, премий, запустили отраслевое издание TheRunet, участвовали в публичных дискуссиях, публиковали аналитические материалы, создавали комиссии и рабочие группы.

Одни из самых известных проектов РАЭК — конференция РИФ и «Премия Рунета» (в одной из номинаций в прошлом году победила Государственная дума, а в 2015 году был номинирован Роскомнадзор). Затруднительно назвать точное число людей, которых интересует, что происходит на конференции и кто выиграл премию. Но в нашем небольшом кругу, то есть комьюнити vc.ru, эти мероприятия мало кто обсуждает всерьёз.

Другое мероприятие, организованное при участии РАЭК, запомнилось в последний год, например, благодаря тому, что на открытии вместо красной ленты перерезали сетевой кабель. Это был форум Russian Internet Week.

При участии РАЭК был создан Институт развития интернета: в 2015 году он должен был стать посредником между интернет-компаниями и администрацией президента. За несколько лет эксперты организации успели поучаствовать в обсуждении госмессенджера и законопроектов по телемедицине, но после ухода Германа Клименко с поста председателя и сокращения части сотрудников ИРИ сфокусировался на образовании чиновников в сфере интернета.

Что заявлено в целях организации РАЭК:

  • Выстраивание конструктивного, долгосрочного диалога и формирование консолидированной позиции компаний — представителей определенного отраслевого сегмента.
  • Выработка консолидированных предложений по развитию и повышению конкурентоспособности сегмента отрасли, решению ее ключевых проблем.
  • Представление и продвижение позиции и интересов отрасли в органах власти, содействие развитию цивилизованных механизмов взаимодействия с органами власти.
  • Участие в формировании законопроектных инициатив.

Участие в ассоциации стоит от 90 тысяч рублей до 1,5 млн рублей. В списке участников более сотни ИТ-компаний, среди которых — лидеры рынка: Mail.Ru Group, «Ростелеком», 1С, Microsoft, Google, Ozon, HeadHunter, Samsung, «Лаборатория Касперского», «Сбербанк», даже российское представительство Apple.

Зачем российские ИТ-компании платят РАЭК миллионы рублей

В ассоциации не состоит «Яндекс». В пресс-службе компании отказались отвечать на вопрос о том, почему она держится в стороне.

В 2013 году из состава участников ассоциации вышла социальная сеть «ВКонтакте». Илья Перекопский, который тогда занимал должность заместителя гендиректора, объяснял это тем, что организация «не имеет смысла и влияния».

Более полутора лет спустя «ВКонтакте» вновь подала заявку на вступление — почти сразу же после после того, как холдинг Mail.Ru Group получил контроль над соцсетью. Её пресс-служба тогда заявила: «За последнее время РАЭК совершила значительные шаги в сторону защиты интересов российского интернет-бизнеса».

Что делает РАЭК с массовыми блокировками Роскомнадзора

С 16 апреля Роскомнадзор в погоне за Telegram блокирует миллионы IP-адресов, лишая пользователей доступа к привычным сервисам. Нам приходится использовать VPN или искать аналоги для рабочих инструментов.

На странице «Официальная позиция РАЭК» нет ни одной заметки, посвящённой апрельским блокировкам: последняя запись датирована 10 апреля и описывает позицию по законопроекту об ответственности соцсетей за отказ в удалении контента.

Глава ассоциации Сергей Плуготаренко в одном из последних интервью объяснил, что видит в ситуации с блокировками вину и основателя Telegram Павла Дурова, и текущего законодательства.

Сергей Плуготаренко, директор РАЭК
Сергей Плуготаренко, директор РАЭК

Мне очень грустно наблюдать за тем, что происходит вокруг Telegram. Павел Дуров, безусловно, невероятно талантливый человек и успешный бизнесмен, и он вполне мог мы стать российским технологическим евангелистом, близким по уровню к таким грандам, как Стив Возняк или Илон Маск.

Но, к сожалению, сложилась ситуация, в которой Павел старается максимально дистанцировать себя от России и ведет себя так, как ведет. Причиной являются не действия Роскомнадзора и требования, предъявляемые ФСБ.

Это скорее следствие развития законодательства, где регулируется и запрещается всё и вся. В то время как успешное развитие рынков, особенно интернет-рынков, просто не может существовать в замкнутой среде.

Сергей Плуготаренко, директор РАЭК

Что ещё сделала РАЭК, кроме публикации интервью: вместе с Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ) организовала встречу ИТ-отрасли с Роскомнадзором, на которую, впрочем, не приехали представители Microsoft, Google и Amazon — именно блокировка адресов двух последних компаний привела к проблемам у большой части пользователей.

РАЭК ещё до повальных блокировок выпустила два исследования по смежным темам: про рынок рекламы в Telegram (его объём оценили в 10 млн рублей в месяц) и про VPN-сервисы.

Издание TheRunet не публикует материалы о войне Роскомнадзора с Telegram, оно в целом не обновляется с декабря 2017 года, а с 2016 года принадлежит Институту развития интернета.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко в отпуске, так что я задал руководителю пресс-службы Екатерине Воробьёвой несколько вопросов о ситуации и действиях ассоциации. Приведу ответы целиком:

Какие меры предпринимает РАЭК сейчас для защиты рунета от хаотичных блокировок со стороны Роскомнадзора?

В начале развития ситуации с Telegram РАЭК занимал позицию наблюдателя. При этом в целом в отношении сложившегося в России механизма блокировок контента и сервисов РАЭК придерживается однозначной позиции, неоднократно подчеркивая несовершенство применяемых механизмов.

Что касается Telegram, единственным шагом, принятым РАЭК до недавнего времени в связи с возможной блокировкой мессенджера, стал экспертный анализ экономических последствий такой блокировки, который был опубликован на сайте РАЭК в июле прошлого года.

Однако то, как развивалась ситуация после принятия Таганским судом решения о немедленной блокировке Telegram, не позволило нам далее оставаться в стороне от происходящего. Первым шагом стал сбор и обобщение информации о проблемах бизнеса и их категоризация.

Даже при первом приближении выводы оказались тревожными: многие сервисы работали со сбоями либо вообще были недоступны для потребителя. В дополнение к этому бизнес оказался отрезан от многих b2b-инструментов, которыми пользовался ежедневно и без которого невозможно было обеспечить полноценное функционирование компании.

После этого было решено предложить отрасли воспользоваться ресурсом РАЭКа и нашим опытом в организации диалоговых площадок. После получения позитивного отклика на предложение от отрасли мы совместно с представителями РОЦИТ, которые выступали от имени пользователей, организовали встречу с Роскомнадзором. На встречу пришли те компании, которые посчитали нужным и полезным такой формат. Встреча состоялась на площадке РКН, участие в ней приняли около 25 компаний и Вадим Субботин со стороны РКН.

К чему, по-вашему, должны привести эти меры?

Диалог, как и предполагалось, оказался непростым, и, в целом, эффективность прошедшей встречи едва ли можно назвать высокой. Однако в ходе неё были намечены некоторые пути ослабления негативных последствий блокировок.

Главным результатом был, собственно, сам диалог и возможность представителей отрасли высказаться и быть услышанными. До этого отрасль была фактически лишена этой возможности.

Мы в РАЭК считаем, что конструктивная коммуникация отрасли и государства — это единственно возможный путь для сохранения профессиональной интернет-среды и существующего интернет-бизнеса в России.

И мы в любом случае постараемся продолжить свое экспертное движение по этому пути, предложив членам Ассоциации и их техническим специалистам сформулировать технологические и процессуальные пути решения создавшейся проблемы.

Компании, которые указаны на сайте в качестве членов Ассоциации, пытаются с вашей помощью консолидировать свою позицию и исправить ситуацию? Какая польза для них в том, что они уплатили членские взносы и состоят в Ассоциации?

Безусловно, члены Ассоциации пытаются найти совместный выход из ситуации и предлагают свое видение путей выхода из нее. Мы со своей стороны агрегируем все предложения, даем им экспертную оценку и стараемся собрать их в единую позицию.

Эта работа легла в основу встречи с РКН и продолжена после её завершения. РАЭК выступает здесь связующим звеном не только между отраслью и государством, но и между различными представителями интернет-бизнеса.

У компаний, входящих в Ассоциацию, может быть свое, зачастую диаметрально противоположное мнение, но очевидно, что выступление «единым фронтом» намного эффективнее, чем индивидуальные попытки решения проблемы.

И поэтому наша задача сформулировать единую позицию отрасли и донести её до регулятора, постаравшись при этом учесть интересы всех входящих в ассоциацию компаний.

Если бегло подсчитать логотипы на сайте, можно прикинуть, что только членские взносы приносят ассоциации от 11 млн до 180 млн рублей. Это не считая конференций и других способов заработка, включая госконтракты. Офис ассоциации до сентября прошлого года располагался в одной из башен «Москва-Сити».

Ассоциация РАЭК, пожалуй, должна была бы громче остальных озвучить свою позицию и потребовать исправления ситуации. Но пока что её очень плохо слышно. Несмотря на огромные средства, которые более ста известных брендов вкладывают в её развитие. Видимо, компании делают это просто «на всякий случай», что только подчеркивает беспомощность положения российской ИТ-отрасли.

Уже после публикации этой колонки я задал компаниям, которые входят в РАЭК, несколько вопросов о сотрудничестве с ассоциацией.

1. Какую пользу приносит компании членство в РАЭК? Чувствуете ли вы отдачу?

2. Что делает РАЭК, чтобы разрешить ситуацию с массовыми блокировками Роскомнадзора? Видите ли вы результат?

3. Что, по-вашему, должна сделать сейчас ассоциация, чтобы разрешить ситуацию с блокировками максимально эффективно?

Ниже — ответы.

Мы вполне удовлетворены нашим сотрудничеством с РАЭК.

«Ростелеком», пресс-служба

РАЭК — хороший организатор диалога между представителями ИТ-индустрии и государством.

РАЭК выступил организатором встречи с представителями РКН, где в очередной раз игрокам отрасли удалось донести до ведомства те проблемы, с которым сталкиваются компании. Сама возможность диалога с большим количеством участников — ценность в этой ситуации.

К сожалению, ситуация с блокировками не может быть решена РАЭК — это полностью в руках РКН, который по факту просто выполняет решение суда. Кажется, что из-за отсутствия продуктивного диалога законотворцев и экспертов отрасли и складывается ситуация, когда принимаются законы, которые вряд ли могут быть исполнены

Андрей Кузьмичев, заместитель директора по продуктам Ru-Center

РАЭК является ведущей индустриальной организацией и профессиональной площадкой для анализа тенденций развития технологий, цифровой трансформации российской экономики, для обмена мнениями между представителями бизнеса, государства, экспертами.

Microsoft, как один из лидеров на рынке ИТ, видит участие в мероприятиях РАЭК полезным как для отрасли, так и для компании.

Microsoft, пресс-служба

Какую пользу приносит вашей компании членство в РАЭК? Чувствуете ли вы отдачу?

Да, чувствую. Регулярно пользуемся аналитикой Ассоциации — как публичными исследованиями, так и заказными; недавно стартовали Кластер цифровых СМИ — оказалось, что под эгидой РАЭК чуть проще разговаривать с игроками рынка про общие для всех вопросы (учитывая, что Ассоциация — не СМИ, а значит, не имеет своего интереса в этом рынке); думаем включить в их ежегодное исследование цифровой грамотности кусок про фейкньюс и медиаграмотность.

Что делает РАЭК, чтобы разрешить ситуацию с массовыми блокировками Роскомнадзора? Видите ли вы результат?

В самом вопросе читается подвох. Мне неизвестно об инициативах отдельных членов РАЭК, которые бы просили разрешить ситуацию с блокировками. Ассоциация все же больше про удовлетворение интересов входящих в неё организаций. Тем не менее, насколько мне известно, РАЭК организовывала закрытую встречу членов ассоциации и РКН, на которой доносилась позиция ассоциации; детали мне неизвестны.

Что, по-вашему, должна сделать сейчас ассоциация, чтобы разрешить ситуацию с блокировками максимально эффективно?

Смотря что понимать под эффективностью. Для меня эффективность — это разобраться в вопросе (который отнюдь не прост, учитывая особенности нашего законодательства), дать возможность высказаться членам Ассоциации и, возможно, сформулировать предложение для РКН.

Андрей Сикорский, директор по маркетингу РБК
5050
69 комментариев

"на открытии вместо красной ленты перерезали сетевой кабель"
Очень символично на фоне происходящего

52
Ответить

Господи, сколько пустой болтовни. Сетевые функции PlayStation в России не работают третью неделю.

Что эта ассоциация сделала чтобы решить проблему агрессивного поведения РКН? Ничего. Проблема как была, так и есть.

Я уж молчу что этой херни по определению вообще не должно было быть.

48
Ответить

1. Не очень понятно от лица кого ведется речь.
2. Я думаю коммьюнити копирайтеров виси много чего не обсуждает в айти. Судя по сайту это в основном мамкины блокчейн стартапы.
3. Стоило бы узнать мнение самих участников раек. Напрягает ли их, что они платят "миллионы", как сказано в заголовке, и за что они платят. Или они платят сто тыщ, как сказано внутри текста, и их ничего не напрягает.

13
Ответить

Цимес еще в том, что РАЕК является автором модульного закона о запрете анонимности в Интернете. Что-то не было слышно громких хлопков дверью от членов ассоциации.

4
Ответить

В конце материала добавили мнение участников.

1
Ответить