Хайп или будущее интернета: Кому и зачем нужна метавселенная

В октябре прошлого года Марк Цукерберг объявил о смене названия Facebook на Meta. Решение объяснили тем, что теперь компания хочет ассоциироваться не только с одной соцсетью, а со всей «метавселенной» своих продуктов. В Кремниевой долине только и говорят о том, что старый добрый Facebook теперь не в моде, а навороченная Meta будет стремиться создать свой виртуальный мир.

Хайп или будущее интернета: Кому и зачем нужна метавселенная

Попробуем разобраться, может ли метавселенная реально изменить нашу жизнь или это обычный хайп, и ничего не поменяется, кроме названия.

Хайп или будущее интернета: Кому и зачем нужна метавселенная

Что такое метавселенная?

На самом деле, какого-то общепринятого определения у метавселенной пока нет. На сайте Meta пишут так:

«Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы»

WTF? Спокойно, сейчас объясню. Суть в том, что пользователи мессенджеров и различных программ для связи должны иметь возможность обмениваться информацией между разным софтом. И всё, что для этого понадобится, – только интернет.

Это что-то вроде игровой онлайн-площадки, где в один момент вы можете рубиться с друзьями в Fortnite, а в следующий – вместе смотреть топовый сериал на Netflix. Цукерберг называет это «объёмный интернет». Ну и в чём прикол? Ведь современные пользователи итак не испытывают проблем с общением в соцсетях, видеозвонками и прочее.

Вот тут и основная фишка. Принципиальное отличие в том, что все приложения, игры и прочие виртуальные ништяки находятся в едином пространстве. Вы надеваете VR-шлем и перемещаетесь в громадную симуляцию, где можете не только играть и развлекаться, но и, например, ходить в супермаркеты, посещать пары или работать в офисе.

Зачем Facebook собственная реальность?

Цукерберг делает ставку именно на 3D мир. Он планирует оживить виртуальную реальность социальными платформами и инструментами для разработок и творчества. Первым экспериментом стало VR-пространство «Meta Horizon Worlds», в котором аватары пользователей могут встречаться, общаться и делать что-то вместе. Это сеть виртуальных офисов, к которым можно подключиться в формате видео-конференции или с использованием шлема VR.

Хайп или будущее интернета: Кому и зачем нужна метавселенная

Но так как пока нет полной уверенности, что метавселенная будет реализована именно в VR, параллельно компания Цукерберга исследует и область дополненной реальности. Цель – объединить все существующие интернет-платформы в одном месте.

Бытует ещё одно мнение, которое объясняет, почему компания решила провести ребрендинг. Это было необходимо для того, чтобы уйти от волны негатива в адрес деятельности компании. Здесь и безжалостная политическая цензура, которую допускает соцсеть, и утечка информации, и циничные методы работы компании ради прибыли. Доверие к компании со стороны общественности падало, и нужно было срочно что-то делать. Но Цукерберг сообщил, что работа по смене названия началась задолго до цикла «плохих» новостей о компании. Он отметил, что «некоторые захотят тут увидеть эту связь», но это «смешно».

Хайп или будущее интернета: Кому и зачем нужна метавселенная

Какие технологии потребуются?

Компания Meta уже вложила значительные средства в виртуальную реальность, начав с приобретения шлемов VR Oculus в 2014 году. По одной из оценок Facebook реализовал около 8 миллионов гарнитур Oculus Quest 2. Это не много по сравнению с продажами телефонов, но очень много по сравнению с практически не существующим рынком домашней виртуальной реальности 10 лет назад. Сегодня Цукерберг продолжает скупать различные стартапы в этой области.

Хайп или будущее интернета: Кому и зачем нужна метавселенная

В своей метавселенной Цукерберг планирует использование трёх реальностей:

  • виртуальная (VR) — вымышленный мир, созданный на основе текущих технологий. Пример – современные компьютерные игры;
  • дополненная (AR) – введение технологий поверх существующей реальности. Пример – программы с мгновенным переводом текста при наведении камеры или хайпанувший пару лет назад Pokemon Go.
  • смешанная (MR) — дальнейшее развитие AR, где виртуальное плотно взаимодействует с реальным. Пример – функция Гугл-переводчика, которая в реальном времени переводит слова с одного языка на другой, тут же подбирая похожий шрифт и заменяет их.

Польза для нас в разных аспектах жизни

Это всё, конечно, очень круто, но есть ли реальная практическая польза от создания новой метавселенной? Ведь мы и до этого играли в комп, икс-бокс и соньку, общались в мессенджерах, созванивались в зуме. На самом деле есть несколько полезных аспектов, недоступных обывателям на первый взгляд:

  • учебный и образовательный процесс будет вестись с полным погружением в материал. Школьники и студенты точно одобрят;
  • в цифровой формат перейдут многие профессии. Удалённо смогут работать портные, врачи, тренеры и даже пожарные с полицейскими;
  • цифровые профессии станут проще. Например, плоский текст исходного кода программы можно будет превратить в объёмный механизм с наглядными логическими связями, которые программисту больше не придётся удерживать в голове;
  • маломобильные люди получат возможность посещать музеи, вузы, школы, клубы, выставки, погружаясь в эти виртуальные локации всем телом.

Когда метавселенная появится в повседневной жизни?

Сложно предположить, когда метавселенная плотно войдёт в наше общество, и случится ли это вообще. Но даже сейчас это кажется наиболее реальным, чем лет 10 назад. Правда потенциальные пользователи весьма скептично относятся к затее внедрения метавселенной в повседневную жизнь. Уже понятно, что реализация этой концепции займёт много времени. Сам Цукерберг надеется на 5-7 лет, но скорее всего, речь о десятилетиях.

Вероятно, что за такой весьма длительный срок на первый план вместо Цукерберга и Meta выйдут совсем другие компании, которые и сделают Метавселенную частью реальности. Если сама эта концепция к тому времени не потеряет актуальности.

Что в итоге: попытка хайпануть или современная реальность?

Проблема, ради которой всё это замышляется – уход от реальности. Где тут логика? Похоже на очередной звездолёт, который впечатляет тех, кому нужен просто повод что-то делать, лишь бы занять свой беспокойный ум. Способов уйти от реальности масса, но реальность такая штука, от которой не убежать.

Можно вспомнить, как Google пиарил свои очки, называя их мощным рывком в будущее. И где они сейчас? Где 3D телевизоры? И к NFT бурный интерес угас буквально за несколько месяцев — продажи упали в десятки раз. Финансовые аналитики связывали это с падением курса биткоина, но журналисты предполагают, что люди «наигрались» с новым цифровым имуществом и вернулись к привычным развлечениям.

Хайп это или нет – покажет только время. Но в любом случае Facebook придётся изрядно попотеть, чтобы убедить общественность, что их виртуальная реальность стоит того, чтобы её попробовать.

А как вы относитесь к созданиям метавселенных? Делитесь своим мнением и не забывайте подписываться на наш телеграм-канал. Ведь там вы найдете еще больше полезных тем в сферах: маркетинга, IT и саморазвития. А это знаете, не хило прокачает вас и даст вам скачок в ваших начинаниях.

66
4 комментария

Метавселенная нужна путину, чтобы он там свои войны операции вёл.

1
Ответить

Каждый раз читая про метавселенные, хочется спросить "а кто картошку сажать будет?"
Или ее будут сажать в метавселенных?

Ответить

Так надо написать mr игру на тему посадки картошки. Надеваешь очки и в дополненной реальности не просто копаешь, а... спасаешь вселенную лопатой! Утирая пот, струящийся из-под очков, сражаешься с рептилоидами за кортофелькойны. Или просто майнкрафтишь.

Ответить

Зачем нам теперь фейсбук?

Ответить