Импортозамещение социальных сетей: кейсы Китая и Ирана
Что произойдет, если Россию отключат от западного IT?
На фоне отключения различных сервисов, а их уже отключили более 140, возникает множество вопросов. Но мы не будем превращаться в диванных политологов, поскольку мы все-таки коммуникационное агентство и наша специализация - PR и SMM, и разберем кейсы стран, в которых уже происходили массовые блокировки иностранных сетей, на примере Китая и Ирана.
В прошлый раз мы сделали для вас подборку соцсетей-заменителей из РФ (*материал еще будет дополняться).
Китайское импортозамещение
Сеть Китая – это уникальная экосистема, где есть свои аналоги известных мировых социальных сетей, таких как YouTube, TikTok и т.д. Иностранные социальные сети фильтрует система “Золотой щит” (The Golden Shield Project) или, как ее еще называют, «Великий китайский файрвол» (Great Firewall of China).
Каждая социальная сеть Китая - это цифровая платформа со своими особенностями и функционалом, на которой также можно продвигать свою компанию, товары и услуги.
Вот самые популярные из них:
1. WeChat
Цифры:
1.17 млрд активных пользователей в месяц (MAU)
82 минуты пользователи проводят в соцсети каждый день
68 млн видео загружаются каждый день
- 45 млрд сообщений в день
Сеть по функционалу похожа на Telegram и ВКонтакте. Но это не только мессенджер и социальная сеть, но также браузер, сервис блогов и публичных страниц, сервис коротких видео, платежная система, игры и даже сервис знакомств.
В этой сети почти 1,2 млрд активных пользователей, из которых минимум 100 млн зарегистрированы за пределами Китая!
Сейчас WeChat очень популярен, потому что основные конкуренты в Китае заблокированы.
WeChat имеет много интересных функций: от оплаты коммунальных услуг и онлайн-игр до знакомства с разными людьми. В WeChat интегрированы мини-приложения: поиск авиабилетов, заказ такси и многое другое.
За годы развития мессенджер проник во все сферы жизни китайцев: от покупки одежды до аренды недвижимости, благодаря своей платёжной системе на базе QR-кодов, а также все новости обсуждаются именно там.
У WeChat есть две версии: китайская и международная.
То есть вы, конечно, можете с российской сим-картой зарегистрироваться в приложении, но функционал будет сильно ограничен. Среди интересных функций WeChat - Moments (аналог сторис).
Компании в WeChat могут создать два типа официальных аккаунтов: Service и Subscription.
Тип Service позволяет создать онлайн-магазин с онлайн-оплатой и публиковать информацию для потребителей 4 раза в месяц (можно уместить до 10 новостей в 1 посте).
Тип Subscription представляет собой аналог Telegram-канала и позволяет публиковать посты о различных акциях, гивах, предложениях компании для привлечения лидов (потенциальных клиентов).
У соцсети есть свои недостатки пользовательского интерфейса, но сейчас WeChat – технологический образец для любой компании в мире, которая хочет стать фундаментальным суперприложением, удовлетворить все бытовые потребности человека, иметь пользовательскую базу всей страны или даже мира и стать обязательным для каждого владельца смартфона.
Многие российские компании хотят повторить успех китайцев. ВКонтакте с 2018 года внедрила сервисы в своё приложение и прямо сравнивает себя с WeChat. Тинькофф объявил о себе как о «финансовой онлайн-экосистеме» и «суперприложении».
Посмотрев на китайский «мегамессенджер», можно увидеть будущее, к которому стремятся не только западные, но и российские экосистемы, например, Яндекс, Тинькофф и ВКонтакте.
2. Sina Weibo
Цифры:
533 млн активных пользователей в месяц (MAU)
57 минут в среднем пользователи проводят в соцсети каждый день
Sina Weibo - вторая по популярности китайская социальная сеть. Изначально платформа создавалась как сервис микроблогов, аналог Twitter. Но сейчас она больше похожа на российскую сеть ВКонтакте. Здесь можно не только писать сообщения, но и слушать музыку, заниматься благотворительностью, играть в игры.
Weibo позволяет делиться с подписчиками как короткими постами, так и большими статьями с иллюстрациями, а также выкладывать видео, фотографии, аудиозаписи и проводить опросы. Удобная система поиска по интересам и хэштэгам даёт возможности для массфолловинга и поиска релевантных бизнесу блогеров. Именно Weibo — одна из основных площадок для KOL-маркетинга*, где инфлюенсеры собирают многомиллионные аудитории и активно делают рекламные интеграции.
Weibo можно использовать и в качестве инструмента e-commerce. Пользователи могут сразу переходить к интересующему их товару и совершать покупку в один клик.
*KOL - Key Opinion Leader - ключевые лидеры мнений
Цифры:
518 млн активных пользователей в месяц (MAU)
88 минут в среднем в день проводят пользователи в соцсети каждый день
Douyin – сервис коротких видео, китайская версия TikTok. Была впервые запущена в 2016 году. Сейчас она насчитывает более 1 миллиарда пользователей. Её целевая аудитория — молодые люди от 19 до 35 лет, которые активно потребляют и самостоятельно генерируют контент.
Обширный и довольно простой функционал приложения помогает платформе набирать обороты. Douyin фактически клон TikTok, который работает только для Китая. Там также снимают много коротких роликов, запускают челленджи, блогеры проводят стримы и привлекают большие аудитории, которые потенциально заинтересованы в покупке того, на что блогер делает обзор.
Кроме того, на платформе можно прикреплять ссылки на магазины в Tmall, JD.com и др. или создать внутренний онлайн-магазин в самой социальной сети Douyin.
4. Youku/Tudou
Цифры:
2006 год запуска платформы
500 млн активных пользователей в месяц (MAU)
Популярный в Китае аналог YouTube — Youku. Активно используется брендами, покупателями и KOL (блогерами). Сервис позволяет размещать в своём профиле короткие и длинные видео, подписываться на каналы и пользователей, комментировать чужие записи и так далее.
Tudou – это платформа с контентом в виде фильмов, большинство из которых являются полнометражными.
* Источники - Marketingtochina, ASIA-pacific, статьи Павла Телешевского и Артема Баусова на Iphones.ru, сайты самих социальных сетей
Иранское импортозамещение
Бизнес-контакты между американским и иранским бизнесом запрещены еще с 1980-х, в стране не работают международные платежные системы и заблокировано большинство популярных сайтов и приложений, а последнее обострение привело к тому, что иранцам заблокировали сервисы и платформы крупнейших IT-гигантов США.
И на сегодняшний день в Иране самая жёсткая в мире цензура интернет-источников, в связи с чем в этом блоке будет небольшое количество скриншотов, так как многие ресурсы попросту не открылись, даже с VPN и прокси.
Но, несмотря на постоянные блокировки, соцсети стали важнейшей частью жизни Ирана. И Иран считается одним из лидеров в регионе по количеству интернет-стартапов.
Самыми популярными в стране стали те соцсети и приложения, которые не требуют большой скорости для нормального использования (из-за низкой скорости интернета в стране в целом). Отсюда иранский успех Telegram, который в отличие от того же Viber нормально работает даже при медленном соединении.
Но сидеть через VPN не всегда удобно.
Вместо Telegram иранцам предложили пользоваться местными аналогами: Gap, Soroush и iGap. Самым популярным среди иранцев стал Soroush, число пользователей которого за время блокировки Telegram выросло с 2% населения до 4%.
Иранцы, три четверти которых, несмотря на санкции, пользуются социальными сетями и мессенджерами (в основном через VPN), остались без доступа к магазину приложений Apple, хостингам Amazon Web Services и Google Cloud Platform, а также сервису для бизнес-коммуникации Slack.
Разработка национальной информационной сети (National Information Network – NIN) велась с 2005-го и обходилась в суммы порядка $4,5 млрд в год. Одновременно правительство спонсировало создание аналогов международных платформ:
- мессенджера Souroush
поисковой системы Parsijoo
В Иране всего одна национальная социальная сеть (аналог ВКонтакте) — Cloob. Создана в 2004 г. по указанию правительства для заполнения ниши соцсетей в Иране. В ней зарегистрировано около 5 млн человек.
Это одновременно почта, база для поиска работы и торговая площадка. Там не сложно отыскать интернет-магазины. Все предельно удобно и функционально — всё на одном сервисе.
Также в Иране появились:
- свой магазин приложений Cafe Bazaar, заменяющий Google Play
- свой Aliexpress - маркетплейс DigiKala, придуманный братьями-предпринимателями Саидом и Хамидом Мухаммеди
- и даже свой YouTube - Aparat, месячная аудитория которого почти вдвое выше численности населения страны (151 млн пользователей).
* Источники - The Bell, Московский Фонд Карнеги, Википедия, РИА Новости, RusBase, Serpstat, сайты самих социальных сетей.
Мотивы блокировок у этих стран были разные, но и те, и другие в итоге разработали собственные приложения для своей страны. Опыт этих стран показывает, что в такие моменты активно мобилизуются все внутренние ресурсы страны и всегда есть шанс на создание, развитие и популяризацию новых сервисов и услуг.
Эти кейсы дают нам понимание, как действовать и чего ожидать в дальнейшем, исходя из чего можно разработать свою стратегию и оперативно перестроиться на работу с другими сервисами.
Чем мы в нашем агентстве NovaSpace стали активно заниматься, начиная с 24 февраля, и уже помогли своим клиентам перестроить работу и сфокусироваться на иных площадках для привлечения трафика.
И если вы еще не знаете, что делать, куда переводить свой бизнес и где продвигаться, то мы разработали “Антикризисный маркет-пакет”, в котором собрали самые надежные и проверенные ресурсы, инструменты и услуги для бизнеса. Благодаря этому, ваша диверсификация происходит быстро, безболезненно и с минимальными потерями аудитории и продаж.
Анонсирован запуск РоссГрам на 28 марта (функционал там обещают интеренсый, что ж, ждем).
Автор статьи:
Яна Сучкова, руководитель направления digital-маркетинг