Пародия на хитрого Арни. 17 уловок копирайтинга в ответе Марьяны Наумовой
17 марта Шварценеггер опубликовал обращение к россиянам, где осудил спецоперацию в Украине, рассказал историю своей любви к России, сравнил всех, кто выходит на протесты, с героем его детства Юрием Власовым. И провел параллель между своим отцом, воевавшим за нацистскую Германию, и русскими солдатами.
Композиция текста по методу Шахерезады завораживает.
Тёплое, трогательное обращение, пропитанное искренней заботой и хитрыми копирайтерскими приёмами.
Структура была настолько интересная, что я сделала экспертный разбор спича Арнольда.
Но уже 20 марта вышел ответ русской девушки. И он не менее восхитителен по структуре. И по праву заслуживает разбора.
Я — копирайтер Адыгейша, пишу для топовых блогеров, учу писать тексты для социальных сетей. В этой статье разберу, как сделан блестящий фанфик, которые не уступает оригиналу.
1. Пасхалки
Всё выступление Марьяны Наумовой — сатира на видео Арнольда, пропитанное скрытыми отсылками. Стилеобразующий прием этого ролика — пасхалки. Начиная с обращения, Марьяна изящно пародирует речь Терминатора. Вот пара примеров.
Аккуратное упоминание о нацистских взглядах отца:
(оригинал) «Он не любил русских из-за его опыта во 2-й мировой войне»
(фанфик) «Вы говорили о своем отце, который не любил русских и который в рядах нацистов пришел с оружием на мою русскую землю»
Или то, как Арнольд говорит о своём кумире:
(оригинал) «он был таким чутким, добрым, умным»
(фанфик) «Вы казались мне таким чутким, добрым и умным».
2. Attention. Триггер авторитета
Видео начинается с привлечения внимания через триггер авторитета: «Господин Шварценеггер. Я уверена, что вы меня помните». Личное знакомство девушки со Шварценеггером сразу включает внимание. Авторитет подкрепляется спортивными достижениями: «В 2015 году на турнире Arnold classic в США я, 15-летняя девочка из России, установила мировой рекорд». С первых секунд спикер доказывает, что ему есть, что сказать, и он имеет на это право. Принцип «скользкой горки» работает. Целевая аудитория ролика — все 7 миллионов человек, которые видели обращение Арни. Включается эффект сиквела — интересно, что покажут во второй серии.
3. Сторителлинг
Марьяна сразу заходит с истории. Как она победила в 15 лет на соревнованиях и встретилась с актером. Через историю девушка показывает свои ценности, заставляет зрителя узнавать себя (у всех были кумиры и всем бы очень хотелось автограф), располагает аудиторию и сонастраивает на свои чувства.
4. Параллели и противопоставления
Если выступление Шварценеггера было построено на параллелях. То видео Марьяны Наумовой построено на параллелях к параллелям. Например 15-летняя Марьяна на соревнованиях Arnold Classic подозрительно похожа на самого Шварценеггера. Тоже получает возможность пообщаться с кумиром.
Но тут же включается противопоставление: в 14 лет Арнольд смотрел соревнования, а Марьяна в 15 лет УЖЕ ПОБЕЖДАЛА.
Дальше параллель развивается. Арнольд не мог «молчать», когда толпа штурмовала Капитолий, и ВЫСТУПИЛ с видеороликом. А Марьяна не могла смотреть, что идет война на Донбассе, и ПОЕХАЛА туда со спортивно-благотворительной миссией.
Арнольд ездил в Ирак к солдатам, а Марьяна — 20 раз на Донбасс к детям.
В сумме получается, что Арнольд только говорит, а Марьяна — действует.
«Хотя я обычная русская девушка, а не железный, бесстрашный воин-терминатор».
*Параллель со звездочкой (возможно не закладывалась копирайтером). Марьяна и есть Юрий Власов. Они оба поставили мировой рекорд, а Арни наблюдал за обоими из зала. Таким образом, Марьяна как бы олицетворяет ту Россию, к которой Шварценеггер обращается через Юрия Власова.
5. Артефакты
Пародия на подаренную кумиром чашечку тоже последовала. Марьяна указала на куртку, которую подписал Арни. И опять очень тонкая параллель. Юрий Власов Шварценеггеру чашечку подарил, потому что он был very giving. А вот Марьяне Наумовой достался от Арни только автограф на купленной ею куртке. Изюминка куртки — флаг США на левом рукаве. Он сразу становится визуальным триггером, который усиливает интригу, о чем же будет речь, + передает сигнал «Я СВОЯ» англоязычному зрителю.
6. Повторы
За время речи Марьяна 5 раз упоминает Терминатора, 9 раз — письма детей из Донбасса. Таким способом проще всего заякорить информацию в сознании слушателя. Прием повторов любят западные ораторы, мотиваторы и церковнослужители.
7. Спиральная композиция
Ролик Шварценеггера был построен по методу Шахерезады — мощный прием НЛП, когда автор создает несколько рамок и в центр помещает идею, которую надо подсадить слушателю. В отличие от оригинала, фанфик построен по методу спирали. Периодически повторяются факты, но уже с новыми дополнительными контекстами.
Так в обращении Марьяны развиваются 3 темы:
— письма детей с Донбасса. Сначала это сувениры Шварценеггеру, потом — единственный оплот надежды детей в охваченной войной Донецке, а в финале — это доказательства, на которые терминатор закрыл глаза.
— нацизм. Сначала это нацизм, который обманул отца Шварценеггера. Потом выясняется, что сам Арнольд питал симпатию, но отрекся. Потом нацизм как нечто большее, чем ненависть к евреям. А в финале нацизм как новый Украинский скайнет.
— Терминатор. Вначале терминатор соединен со Шварценеггером, он как кумир, к которому взывают о помощи. Потом он разделяется с актером «Терминатор их даже не читал», «ваш Терминатор спасает мир от скайнета». Заканчивается текст призывом не вставать на сторону скайнета, то есть как бы воссоединиться с героическим персонажем.
8. Скелет в шкафу
Скелет в шкафу — прием опытных интервьюеров. Перед дебатами они заготавливают несколько фактов из биографии, которые поставят собеседника в неудобное положение. Несколько раз в речи Марьяна оперирует такими фактами:
— Арнольд получил письма, но не посмотрел их.
— Не только отец был нацистом, но и сам Арнольд симпатизировал идеям Гитлера.
— Арнольд выступал перед солдатами в Ираке и воодушевлял их разрушать чужую страну.
У самой Марьяяны тоже есть скелеты. И их уже достали оппоненты.
9-17. Точечные приемы убеждения
9. Обесценивание аргументов
Чтобы показать свое явное превосходство, оппонент может даже не опровергать, а отрицать аргументы: «Вы говорите, что русские бомбы якобы уничтожают Украину». «Якобы» выполняет функцию обесценивания.
10. Нестыковка
Сначала об участи в соревнованиях Марьяна говорит: «Я плакала от радости». А потом: «мне надо было выиграть, чтобы передать письма». Цель смещается.
11. Присоединение
Спикер соглашается с аргументами оппонента. В своей речи Арнольд Шварценеггер много раз упоминал, что любит Россию. Марьяна повторяет за ним: «Вы замечательный мотиватор, спортсмен и политик. Вас действительно любят в России». Присоединение позволяет снять сопротивление собеседника и донести свою точку зрения.
12. Снятие ответственности
Марьяна опять возвращает железному Арни его приём. Снятие ответственности — один из эффективных приемов для усиления желания «купить». Снимая ответственность, спикер ставит слушателя в позицию ребенка, а себя — в позицию родителя. В своем обращении Шварценеггер снимает ответственность с россиян: «вас обманывают». В ролики Марьяны она снимает ответственность со Шварценеггера: «Но ваше обращение основано на какой-то другой, придуманной реальности. Так часто бывает в кино.»
«Арнольд, иногда очень сложно разобраться, находясь в тысячах и тысячах километров от нас, но у вас же где-то с 2015 года лежат те письма и фотографии.» Снятие ответственности + мягкий призыв к действию.
13. Иллюзия доказательства
Мы не знаем, читал ли Шварценеггер письма или нет. Марьяна утверждает, что не читал, раз не отреагировал. А может быть читал и не отреагировал?
14. Твёрдые факты
Прием для рационального воздействия на зрителя. Использование измеримых конкретных фактов. «Я с 2014 года больше 20 раз побывала на Донбассе, в самых горячих и страшных местах. Я посетила более 120 школ, пообщалась с тысячами детей, провела больше сотни детских спортивных мероприятий».
15. Манипулирование через комплименты
Трюк, подходящий не только для коммерческих текстов, но и для бытового общения. Добиться желаемого действия через комплименты: «вы могли просто приехать и увидеть все лично. Вы же смелый человек».
16. Связывание несвязанного:
«В Ираке. И зачем вы его разорилили. Наверное, вашему правительству виднее. Но я хотела бы напомнить вам, один раз ваша семья уже была обманута нацизмом.»
Скорее всего подразумевается более сложная параллель, которая немного теряется в устной речи.
17. Снятие возражений
Знать возражения аудитории и приводить контраргументы — классика продающих текстов и дебатов. «А то, что господин Зеленский, как вы говорите, еврей, им не помогло. Нацизм не имеет национальности. Нацизм - это не от слова «немцы», а русофобия не лучше антисемитизма». Гораздо лучше снимать возражения, нежели их игнорировать. Это позволяет убедить сомневающихся.
Резюмируя, речь Марьяны красивая, грамотно выстроенная. Красивая девушка и приятная подача.
Будьте внимательны к контенту, который потребляете, и не включайтесь эмоционально в каждую новость.
Автор курса «Тексты без боли», Адыгейша.
Мой телеграм-канал https://t.me/adygeisha