Нужен ли менеджер больнице и что такое «системный подход в управлении»
Главный врач – кто он?
Основная «административная единица» учреждения, директор, менеджер-управленец? Да, это так, ведь современная медицина – это бизнес со всеми его законами экономики и управления, требующий системного подхода и чёткого руководства.
Что делает главврач? Он осуществляет руководство деятельностью медицинской организации. Звучит сухо, но за этой формулировкой стоит работа, которая совмещает в себе функционал сразу нескольких специалистов – юриста, экономиста, психолога, HR, аналитика, стратега и даже IT. Главврач должен владеть инструментами нормативно-правового анализа и ориентироваться в законодательстве, обеспечивать финансовую стабильность, создать в коллективе ощущение надежности, заработать лояльность пациентов, должен овладевать новыми информационными технологиями, принимать взвешенные управленческие решения и брать ответственность за каждое принятое решение и за сотрудников.
Для общей картины я, всё-таки, перечислю несколько пунктов Должностной инструкции главврача. Главврач:
– организует работу коллектива по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению;
– обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации;
– осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы;
– утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации;
– обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
– организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования;
– обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов;
– представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения… осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами… принимает участие в конференциях, семинарах, выставках…
И ещё он имеет ряд обязанностей, которые все вместе ведут к выполнению одной главной задачи – главврач должен организовать качественную медицинскую помощь, так как в своём лице он объединяет медицинские знания, смежные немедицинские специальности, организационные навыки и является связующим звеном между всеми клиническими специальностями и пациентами.
Иначе говоря, чтобы руководить учреждением здравоохранения и понимать все аспекты, из которых складывается деятельность медицинской организации, главврачу, во-первых, необходимо быть медиком и быть «своим» для медицинского персонала и, во-вторых, быть универсалом, который должен разбираться сразу во всех вопросах жизни своей больницы.
Возможно ли это? Возможно. При условии, что у тебя есть сильная команда. Если ты набрал людей умных, опытных, «правильных», которые не только профессионалы в своей специализации, но и ответственны по жизни. Сотрудников, которых не нужно постоянно контролировать, потому что ты знаешь, что они всё сделают так, как нужно. И, думаю, это в любом деле так, не только в здравоохранении.
Хочу еще несколько слов сказать о теме внедрения в медицину принципа Парето.
20% усилий обеспечивают 80% успеха, а оставшиеся 80% труда дают только 20% результата.
Принцип 80/20 применим в различных ситуациях и сферах жизни. Он актуален при ведении бизнеса и личного и семейного бюджета, в тайм-менеджменте и при обучении, даже в отношениях. В последнее время начинается постепенное введение этого правила в медицину для организации качественной медицинской помощи. И хотя принцип не является абсолютным, он помогает расставлять приоритеты и грамотно распределять время и ресурсы, чтобы получать желаемые результаты и действовать с заботой о коллегах-врачах и пациентах. Было бы интересно услышать и ваше мнение об этом принципе.
Итак, продолжим. Больница – это большая организация, которой надо управлять, и, отвечая на вопрос, нужен ли менеджер больнице, отвечу – нужен. Только вот в городской больнице нет, как в частном бизнесе, должности Менеджер клиники, у нас главный врач – это руководитель, управленец, менеджер. В одном лице. Конечно же, это не просто. Мой жизненный принцип как руководителя: проанализировать ситуацию, принять решение и потом уже сказать что-то. Я убеждён, что руководить = думать, и искренне считаю, что у любого настоящего руководителя не бывает работы «с 9 до 17».
Как всё организовать и не выгореть?
Разработать системный подход в управлении и давать себе время на «перезагрузку». Медицина – это бизнес со всеми законами экономики и управления. Здесь также можно разорваться, перегореть, устать. И именно поэтому так важен системный подход, который подразумевает создание удобной системы мониторинга ключевых показателей деятельности и оценки эффективности бизнес-процессов, постановку чётких целей, жёсткий тайм-менеджмент. Конечно же, в современных реалиях важно и внедрение методов дистанционного управления, не зря же говорят, что тело руководителя может быть где угодно, а ответственность всегда находится на рабочем месте. Ну а для перезагрузки нужно любить свою работу, заниматься любимым делом, получать моральное удовлетворение от воплощения своих идей в жизнь, заниматься спортом и уделять время для отдыха – спать достаточное количество часов и, конечно же, больше времени проводить с семьей.
В следующих статьях я поделюсь кейсами.