Как это устроено? McDonald's
Почему бизнес McDonald's столько лет является лидером в сфере фастфуда, и смогут ли отечественные производители заменить его? Отвечает преподаватель факультета гостеприимства Университета Синергия.
Немного истории
Первый McDonald's в Сан-Бернардино, Калифорния был открыт братьями Диком и Маком Макдоналдами. В 1954 году Рэй Крок приобрёл у братьев Макдоналдов право выступать в качестве эксклюзивного агента по франчайзингу. В 1955 году он открыл свой первый McDonald’s в городке Дез-Пленз, штат Иллинойс (в настоящее время — музей корпорации). Позже в том же году Кроком была зарегистрирована компания McDonald’s System, Inc., в 1960 году переименована в McDonald’s Corporation. К 1959 году количество ресторанов, открытых Кроком, превысило сотню, в 1961 году он за $2,7 млн купил у Макдоналдов все права на компанию. Также в 1961 году был открыт первый университет гамбургерологии, образовательное учреждение по подготовке кадров для пищевой отрасли, в первую очередь для работы в системе McDonald’s. Всего в мире действует 8 таких университетов: в Чикаго, Токио, Сан-Паулу, Лондоне, Мюнхене, Шанхае, Сиднее и Москве.
В чём секрет? Не в картошке фри
Компания, которая продаёт картошку фри, бургеры и колу, большую часть денег зарабатывает не за счёт этих продаж, а за счёт сдачи недвижимости в аренду. Она сдаёт в аренду свои рестораны и сама почти не управляет бизнесом по продаже фастфуда. В финансовом отчёте за 2019 год есть одна очень интересная цифра: у McDonald's имущества и оборудования на 39 миллиардов долларов. Это значит, что McDonald's на 5 месте в мире по стоимости недвижимости, которая находится в собственности.
Как и конкуренты, McDonald's сумела открыть огромное количество заведений по всему миру благодаря модели франшизы. 85% ресторанов управляются франчайзи — компаниями, которые «арендуют» у McDonald's право работать под её брендом — и платит за это деньги корпорации. В 2019 году 64% франчайзинговых платежей пришли в виде денег за аренду.
Аренда. Ещё один важный пункт
У McDonald's десятилетия опыта в покупке и продаже недвижимости, поэтому в компании отлично знают, какое место будет хорошим для продаж. Корпорация McDonald's покупает это место под ресторан. А когда кто-то хочет работать под брендом McDonald's в этом месте, корпорация подписывает с ним договор франчайзинга, в котором прописаны все детали, вплоть до нюансов приготовления бургеров. Контракт обычно заключается на 20 лет. С условием, что ресторан будет находиться именно в том месте, которое уже куплено корпорацией. То есть у неё всегда есть кому сдавать в аренду помещение, и съёмщик всегда будет платить больше, чем в среднем по рынку. Таким образом денежный поток от аренды гарантирован (франчайзи обязаны платить корпорации определенную сумму вне зависимости от объема продаж).
Что будет дальше?
Эта сеть предприятий быстрого обслуживания в нашей стране росла на протяжении 30 лет. Подстраивалась под наш менталитет, наши национальные особенности, экономику и т.д. Теперь, если McDonald’s действительно уйдёт с рынка фастфуда, быстро заменить его вряд ли кто-то сможет. Всё-таки сеть насчитывает более 800 точек питания, расположенных в разных частях городов, районов, транспортных магистралей. В первую очередь нужны будут колоссальные инвестиции. Даже если они есть, то встанет вопрос с локациями — помещениями, которые бы подходили под этот вид деятельности. Технологии, с помощью которых готовятся блюда фастфуда, конечно, есть у каждого бренда. Сотрудников тоже можно найти и обучить. Но вот завоевать любовь и признание, как это получилось у McDonald’s, — на это потребуется долгое время.